Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)
Владимир Николаевич Сосюра (1898-1965 гг.)
Жизненный и творческий путь
Владимир Николаевич Сосюра - выдающийся поэт, тон кий лирик и создатель раскрою тех лиро-эпических полотен.
Перу поэта принадлежат более 80 сборников стихов, поэмы, роман «Третья Рота».
С творчеством Владимира Сосюры украинская литература пополнилась новыми тема мы героической и трагической борьбы нашего народа за свободу и независимость, за лучшую жизнь, обогатилась образцами высокой гражданской и интимной лирики, образами и картинами индустриального Донбасса, его людей. С сыновней преданностью он признавался в одном из своих стихотворений:
И снится, все снится и по сей день
березки тонкий силуэт.
Хоть я известный всей Родине,
а все же я донецкий поэт.
Или в другом произведении:
Быстрый Донец, и шум сосен,
и ароматы мяты, руты,
как золотой детства сон,
мне никогда не забыть.
Творчество Сосюры - это высокий поэтический мир, где пахнут белые акации, полыхают загравами донецкие ночи и живет любовь к Украине.
Родился Владимир Николаевич Сосюра на станции Дебальцево (ныне Донецкой обл.) 6 января 1898 г. Детские годы поэта прошли в с. Третья Рота (ныне г. Верхнее) в старой хворостянцы на берегу Донца. Любовь к Донетчины стала ведущим мотивом его поэтического творчества. О этот край Сосюра позже образно рассказал в автобиографическом романе «Третья Рота».
Чтобы как-то содержать семью, отцу, выходцев из крестьян, кресляру по специальности, приходилось часто менять профессии: он был шахтером, строителем, землемером, писарем, странствующим учителем. Хорошо рисовал и віршував. В поисках работы побывал в Харькове, Воронеже, на Кавказе. Мать, человек кроткого нрава, часто пела народные песни. Любовь родителей к мелодичному слова передалась и детям.
Начальное образование мальчик получил в двухклассной школе в родном поселке. Учился будущий поэт хорошо, и по окончании получил похвальный лист и собрание сочинений Гоголя.
Отец умер рано, а на Владимира, старшего в семье, выпали заботы о семерых младших братьев и сестер. Одиннадцати лет мальчик пошел работать в бондарного цеха содового завода, батрачил у богатеев. Двенадцати лет спустился в шахту коногоном, а затем работал телефонистом, чернорабочим, не чурался случайных заработков. Летом работал, зимой ходил в школу. Некоторое время учился в сельскохозяйственной школе на станции Яма.
Владимир много читает. Его сердце вдохновляли Шевченко песни. Увлекается произведениями Франко, Леси Украинки, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Пробует свои силы в поэзии - сначала на русском, а затем на украинском языке.
14 октября 1917 г. Лисичанская газета «Голос рабочего» печатает его стихотворение «Плач волн», впоследствии - первый стих на украинском языке «уже пора», а в конце октября - «Товарищ», написанный в стиле революционного марша.
В 1918 г. в составе рабочей группы содового завода В. Сосюра принимает участие в восстании против кайзеровских войск, становится казаком петлюровской армии, входит в личной стражи самого Петлюры. Впоследствии он бежал из ее рядов и попал в плен к деникинцам. Его расстреливали как петлюровца, но рана оказалась несмертельной, и поэт выжил. Судил В. Сосюру и красный ревтрибунал, и только мудрость председателя трибунала, который разглядел в парнишке поэта, спасла ему жизнь.
У1920 г. В. Сосюра оказался в Одессе, где его, больного тифом, приняли в свои ряды бойцы Красной армии. В 1920-1921 pp. В. Сосюра воюет с белополяками и армией Нестора Махно. Позже в поэме «Два Володьки» поэт делает попытку исследовать двойственность души:
Рвали душу мою
два Володьки в бою.
И оба, как я, кареглазые,
и в обоих еще неведомый,
неизданный талант.
Рвали душу мою -
коммунар и националист.
Это раздвоение Сосюры-поэта на националиста и коммуниста приводит к постоянной внутренней борьбы.
Трагедия Сосюры схожа с трагедией М. Волнового. Разница только в том, что Сосюра остался жить дальше с грузом своей двойственности, а Волновой не выдержал внутреннего конфликта и закончил жизнь самоубийством. А две личности Сосюры, чтобы жить, вынуждены пойти на компромисс и разделить сферы проявления: коммунист существует в умственном восприятии действительности, а украинец безраздельно господствует в сфере чувства.
Поэтому в каждом из его стихотворений, где присутствуют оба эти элемента, нет взаимопроникновения этих сфер, хотя одновременно оба Сосюры очень искренние. Вообще Сосюра искренний и как поэт, и как человек. И совершенно ясно, что у советской власти не было никаких оснований обвинять его в измене. Потому что он только в сердце украинец, но это не его вина, это его несчастье.
Ранняя поэзия Владимира Сосюры впитывала художественные достижения разных стилей и течений того времени (символизма, импрессионизма) и вылилась в черты его собственного стиля: романтика борьбы и любви, любовь к жизни, слияние субъекта лирики с окружающей действительностью.
В 1921 г. увидела свет первая сборка Сосюры «Поэзии» (по некоторым документам, первый сборник стихов, изданную в 1918 p., было утеряно). В этом же 1921 г. выходит поэма «Красная зима», которая сделала Сосюру знаменитым.
По окончанию гражданской войны Сосюра поселился в Харькове и полностью отдался литературной работе. В течение 1922-1923 гг. учился в Коммунистическом университете имени Артема, а затем два года - на работфаке Харьковского института народного образования.
Громкую славу принесли Сосюре первые сборники - «Стихи» (1921 г.)и «Красная зима» (1922 г.). Вчерашний воин искренне и непосредственно, с лирической теплотой рассказывает о пережитом. Теме гражданской войны посвящены также поэмы «1917 год» (1921 г.), «Оксана» (1922 p.), много стихов.
В некоторых произведениях Сосюры этих лет зазвучали мотивы растерянности. Замечательное стихотворение «Город» начинается живописным пейзажем: «От трамваев синее-синее город, золотые ед фонарей снега...» Но человеку в нем жить дискомфортно, потому что «город взял в ромбы и квадраты все мысли, все мои порывы». Вот почему поэт уносится мыслью в родную Третью Роту.
Сын шахтерского края, Сосюра стал вдохновенным певцом труда: «О моя поэзия Восстания, золотая поэзия Труда!» - обращался он к своей музы.
В первых небольших по объему збірочках Владимира Сосюры заметна задушевность, открытость и взволнованность. И в молодые годы, и в период творческого возмужания поэт обращался к теме народного героизма в годы освободительных соревнований. Лирика В. Сосюры 20-х pp. (сборники «Красная зима», «Осенние звезды», «Сегодня», «Золотые коршуны», «Когда зацветут акации» и др.) признавала и подносила ценность каждой отдельной судьбы, сливается с народной, но не теряется, не растворяется в ней бесследно.
Память о павших никогда не угасала в сердце поэта. Участник гражданской войны Владимир Сосюра свои впечатления от пережитого передал так искренне и сердечно, что не поверить в правдивость его поэтических убеждений просто невозможно. На протяжении всей творческой жизни Сосюра не написал ни одного равнодушного строки. Стихотворение-воспоминание «И все, куда не иду, холодные травы снятся...» - искренний, овеянный чувством сожаления за павшими борцами, кстати, соседями, хорошими знакомыми поэта по Третьей Роте. И холодные травы, и запахи чабреца, и далекие темные глаза дорогих людей - все так мудро и сердечно!
Ежевика за Донцом... В любой Холоденко, далекий брат мой, зарубленный в бою!.. Не склонит уже теперь твоя несчастная мамочка на срубленное плечо головушку свою.
Из-под пера художника вышел ряд лиро-эпических поэм: «Оксана» (1922 p.), «Робитфакивка» (1923 p.), «Оно», «Шахтер», «Селькор», «Хлонь». До этих произведений, надо полагать, принадлежала и поэма «Махно» (около 1924 г.), текст которой не сохранился. Одним из первых проявлений интереса молодой литературы к родной старины стал стихотворный роман В. Сосюры «Тарас Трясило»(1926).
Владимир Сосюра - певец глубоких человеческих чувств. Его стихи «Так никто не любил», «Когда поезд в загромыхает», «Белые акации будут цвести», «Помню, вишни допели», «Сад шумит», «Васильки» и многие другие стали классическими. В этих произведениях поэтом воссоздан прекрасный мир юношеского увлечения - чистой и светлой любви.
Уже первые строки стихотворения «Так никто не любил» (1922 г.) пленяют читателя сердечным проявление интимных чувств человека. Кажется, что и земля напоена счастьем великой любви, от которой перехватывает дыхание. Красота души лирического героя раскрывается в его трогательном образованные. Ради своей избранницы лирический герой готов на необычный поступок - «Я для нее сорву Орион золотой », потому что настоящая большая любовь делает человека способным совершать чудеса.
Сосюра часто прибегает к своему излюбленному приему обрамление. В начале и в конце стиха повторяется не одна, как это обычно бывает, а две строфы, в которых поэт выражает взволнованы настроения влюбленного человека, с трепетом и нежностью говорит не только о любимой, а о весь окружающий мир. В вдохновенных строках поэт славит верную и неповторимую любовь, возвеличивает человека.
В стихотворении «Когда поезд в загромыхает» (1926 г.) поэт снова несется к воспоминаниям лет гражданской войны. Он видит родные места детства и юности, « ночи Донетчины синие», себя в серой шинели, печальное прощание с любимым. Упоминания эти четко очерченные и кажутся близкими. Поэзия поражает красотой звукового и зрительного рисунка (шум акаций, стук колес, звон гитары, узоры, нарисованы тенями на дороге и на шали девушки, «огне из-под опущенных ресниц», «темные башни на фоне заиграл»).
С искренностью и простотой в стихотворении изображен радость встреч и боль разлуки, горькая обида, которой нанесла любимая девушка своим поступком.
Стихотворение «Когда поезд в загромыхает» напоминает народную песню. Народность произведения - в фольклорных образно-поэтических приемах и в слиянии чувств лирического героя из-за общенародных девизов угрожавших:
Ой вы, ночи Донетчины синие,
и разлука, и слезы ночью...
Как в небе журавлиные ключи,
одинокие и печальные ключи...
Многие стихи Сосюры положены на музыку. Поэзия «Когда поезд в загромыхает» стала задушевным романсом и давно поется в народе.
Душистым дыханием весны веет от многих произведений Сосюры. Поэт любил эту пору года. Особенно его привлекал пьянящий аромат цветущей акации, образ которой способствует раскрытию состояния лирического героя в стихотворениях «И все, куда не иду», «Грустные акации цветут», «Акации цветут» и других.
Высоким поэтическим мастерством отмечена небольшая поэзия «Белые акации будут цвести» (1927 г.), которая начинается очаровательным рисунком природы:
Белые акации будут цвести
в лунные ночи страстные,
луч морями зальет золотой
реку, и ивы, и кручи...
Эмоционально нагруженный эпитет «страстные», інверсована метафора «луч морями зальет золотой реку » сразу создают настроение торжества и возвышение. Зрительные впечатления усиливаются и дополняются слуховыми. Поэт мастерски передал прекрасные чувства влюбленного человека, все вокруг видит и слышит в каком-то сказочном окраске и озвучке, Сосюра лаконично, но точно воспроизводит душевное состояние героя : весенние ночи для него - «жгучие», соловьи не поют, а «сладко плачут», глаза милой- «полные тумана любви», от радости у него сжимается сердце. Красота любимой ассоциируется с самым дорогим - Родиной: «У тебя и губы, и брови твои, как у моей Страны...» Так с помощью пейзажного рисунка, удачных художественных находок поэт логично переходит от изображения интимных чувств лирического героя до высоких патриотических чувств.
Во времена, когда немало поэтов восхищались масштабностью изображения действительности, Сосюра даже о высоких идеалах пишет с лирической теплотой. Вот почему так естественно и непринужденно звучат строки этого стихотворения. От 1925 г. В. Сосюра полностью отдается литературной работе, оставив агитпроп, а затем и Харьковский университет, в Течение десятилетия (1922-1932рр.)он был членом многих литорганизаций (Пролеткульта, «Плуга», «Гарт», ВАПЛИТЕ, Вуспп и др.), постоянно участвовал в литературных дискуссиях.
В течение конца 20-х - 30-х гг. украинская литература несла огромные потери от сталинского режима. От репрессий гибли лучшие писатели, среди которых было немало лучших друзей Сосюры. Страдал и он, певец Украины: его обвиняли во всевозможных грехах - критики пытались обвинить поэта в национализме, чтобы сделать из него врага.
За «националистические уклоны» в 1934 г. поэта исключают из партии и из Союза писателей. В эти кризисные годы. Сосюра почти не только занимается поэтическими переводами. 1936 г. Сосюру все-таки снова принимают в Союз советских писателей. В притоке новых сил и надежд он возвращается к работе. Следующих лет появляются сборники «Новые стихи» (1937 г.), «Люблю» (1939 г.).
Среди произведений этого периода привлекает внимание стихотворение «Васильки» (1939 г.) - поэтическая миниатюра на три строфы. Но сколько ассоциаций, выразительность образов и глубине поэтического размышления! Синий цвет васильков автор сравнивает с цветом глаз любимой. Эту краску художники-живописцы считают холодной. А под пером поэта-художника она наполняется теплом: «И синеет счастье в душе моей».
Вся природа в произведении одухотворенная. Она радуется и грустит вместе с лирическим героем, в душе которого царит оптимистичный настрой даже тогда, когда он осознает, что на смену одному поколению приходит другое, но красота природы, любовь, тепло человеческих сердец остаются вечными и нетленными:
Так же будет поле, как теперь, синеть,
и облачка лететь в неизвестное время,
и второй, дальний, исполненный привета,
с родными глазами сравнит нас.
Последние предвоенные книги («Журавли прилетели», «Сквозь ветры и годы», «Я цветок не могу сорвать») полны мотивов любви к женщине, природы и Отечества.
Любовь к женщине и Отечества были двуединым источником поэтического вдохновения поэта. Интимная лирика Сосюры посвящена «Марии». Хотя поэтическая галерея романтических женских фигур в творчестве поэта широка, однако из всех имен больше всего почему-то импонировало поэту имя Мария: «...Губы шепчут в блаженнім порыве для меня единственное имя: «Мария!..» (1931г.) или «Твое имя «Мария» лучше всех имен» (1948 p.).
Зеленеют ржи, и любовь одцвіта,
и васильки в поле синеют.
От моего дыхания тихий мак обліта,
будто печальное имя - Мария.
Магическая сила имени только олицетворяла магическую силу женщины в жизни и творчестве поэта. Обстоятельства любви в стихах - разные, но история любви - всегда уникальна и неповторима.
В 1941 г. поэт был эвакуирован в Башкиры, впоследствии работал в Украинском радиокомитете в Москве, а в 1943 г. входил в редакцию фронтовой газеты «За честь Родины».
Лирике Сосюры лет Отечественной войны пронизывают два мотива. Это - показ человеческого горя и вера в победу.
Послевоенное творчество поэта - это новый взлет йоге самобытного таланта. За сборник стихов «Чтобы сады шумели» Сосюра был удостоен Государственной премии i степени (1949 г.), а за книги «Ласточки на солнце» и «Счастье семьи трудовой» - Государственной премии имени Тараса Шевченко (1963 p.).
Множество произведений Сосюры посвящен патриотической теме. На протяжении всей жизни он исповедовался в любви и клялся в верности родной земле. Причем образ Отечества постепенно разрастается - от степей Донбасса - ко всей украинской земле с «ясными звездами» и «тихими водами». Именно за неугасимую любовь к Украине поэту суждено испытать тяжелейших бед, но ничто не заставило его отречься от Украины:
Любите Украину, как солнце любите,
Вишневую свою Украину.
Красоту ее вечную, живую и новую,
И язык ее соловьиный.
Одна из двадцати восьми книг, которые издал Сосюра в послевоенное время - «Соловьиные дали» (1957 p.), тоже посвящена Украине:
Соловьиные дальше, дальше соловьиные... Вновь весна расцвела на моей Украине! Поэт горд тем, что служит своему народу. Именно поэтому в его поэзии столько оптимистичных нот:
Я иду к роще.
Край, ты мой край,
лучше тебя я в жизни не знаю!
Лучшего не знаю, дальше мои синие,
как весну встречать на моей Украине.
Тема Украины находит свое продолжение и в теме родного языка, которую он страстно любил, оберегал и обогащал. В стихотворении «Как не любить родной язык » (1959 г.) речь идет о значении языка, ведь « язык - это душа народа, народ без языка - не народ».
Патриотическое стихотворение «Любите Украину!» в 1951 г. стал причиной острых обвинений поэта в национализме.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В Москве завершилась первая послевоенная Декада украинского искусства и литературы. В ней принимал активное участие и Владимир Сосюра. Как и другие писатели, он выступал в театрах, на фабриках и заводах, в средних и высших учебных заведениях... И везде - с большим успехом. Его задушевные стихи приходились по сердцу москвичам - особенно стихотворение «Любите Украину!» (1944 г.).
И вдруг 2 июля 1951 г. в газете «Правда» появилась статья под названием «Против идеологических извращений в литературе», которая клеймила одно-единственное произведение - стихотворение Владимира Сосюры «Любите Украину!».
В чем только не обвиняли поэта: и в том, что он исказил правду жизни, и усталость, что под этим произведением мог бы подписаться любой из вражеского националистического лагеря, и в том, что стихотворение «Любите Украину!» идейно порочит украинскую литературу. Эту статью перепечатали все Центральные, республиканские, областные, городские газеты всего бывшего СССР. Сосюру перестают печатать, и он живет под прямой угрозой ареста.
На многочисленных заседаниях, собраниях, пленумах все единодушно осуждали «Любите Украину!».
Написав стихотворение «Любите Украину!» в 1944 p., В. Сосюра создал лирический образ «вишневой », причем для его создания поэт пользуется не отвлеченными обобщениями, а точными поэтическими деталями, художественными образами, с помощью которых Украина четко и ярко оживает в воображении читателя, словно на полотне искусного живописца.
Поэт обращается ко всем и отдельно к каждому, ко всему народу:
Любите Украину,
как солнце, любите,
как ветер, и травы, и воды,
в час счастливую и в радости миг,
любите в час ненастья!..
Для каждого украинца она в мире единственная, одна», в звездах, в цветах, в птичьем пении, в волнах Днепра - вечном и нетленном, что пришло к нам через века. В воображении каждого появляются песенные образы ясных солнечных утр, тихих звездных вечеров, склонившихся над прудами ив и новейшего образа - сияющих огней электростанций. Через века проносят украинцы украинскую песню, думу, берегут национальные святыни, которые напоминают золотые моря пшеницы в степях под мирными голубыми небесами.
Все нам здесь дорогое и милое - и детская улыбка, и девичьи глаза, и заводские гудки. Всем этим мы дорожим, все оберегаем, а Украину сердечно любим «во сне и наяву...». Мы любим красоту ее, вечно живую и новую, и язык ее соловьиный ».
В Сосюры нет ни одного намека на исключительность Украины. Наоборот, по этому поводу поэт высказывается абсолютно точно и убедительно:
Между братских народов, языков садом обильным,
Сияет она над веками.
И всегда - в мире и согласии, а не вооруженной силой украинцы завоевали потану и уважение других народов, хотя мы век не забудем подвигов славного запорожского рыцарства, тех бессмертных защитников нашего края, нашего казацкого рода. Украинский народ испокон веков славен «всеми своими делами».
Поэзия имеет форму послания ко всем и к каждому в частности. Анафора «Любите Украину!» делает стихотворение стройным и композиционно завершенным. Слово поэта звучит искренне и задушевно. Особенно тепло автор обращается к молодежи с наставлением быть верными в своей пылкой любви:
Молодой человек! Пусть будет для нее твой смех,
и слезы, и все до смерти...
Нельзя любить других народов,
когда ты не любишь Украину.
Девушка! Как небо ее голубое,
люби ее каждую минуту.
Любимый любит не захочет тебя,
когда ты не любишь Украину...
А последние строки стихотворения завершаются пылким призывом:
Всем сердцем любите Украину свою,-
и вечные мы будем с ней.
Поэт уверен, что будет вечно жить наш народ вдоль Днепра, вечная братская единство украинского народа с другими народами.
После смерти Сталина в 1953 г. исчезла угроза, которая нависла над Сосюрой. И тогда появляются новые книги стихов «За мир» (1953 г.), «На струнах сердца» (1955 p.), «Соловьиные дали» (1957 p.). В. Сосюра завершает свои давние замыслы, которые преследовали его с двадцатых годов, в результате чего рождаются повесть «Третья Рота», поэмы «Расстрелянное бессмертие» и «Мазепа».
Поэма «Мазепа» принадлежит к произведениям, которые длительное время были отнесены к запрещенным. Поэма была начата в 1929 г., завершено в 1959-1960 гг., а опубликовано в журнале «Киев» лишь в 1988 p., ведь фигура гетмана официально искажалась, а его действия считались предательскими. Поэт показал страшную трагедию главного героя - гетмана Мазепы - как трагедию всей нации.
В основе произведения - конфликт между казацкой Украиной и республикой самодержавно-кріпосницькою Россией. Следует обратить внимание на стилевую неоднородность поэмы. Если в первой части образ Мазепы определяется в романтическом плане, то во второй значительное внимание уделено философскому осмыслению исторических событий конца XVII - начала XVIII века и роли гетмана Мазепы в них, ведь он решительно выступил за восстановление казацкого государства. Мазепа показан в противопоставлении к российского царя Петра І. В произведении четко прослеживается авторская оценка деятельности Петра i как палача украинского народа. Поэт подчеркивает патриотизме гетмана и отрицает его предательство. В поэме подчеркивается, что Мазепа заботился о родной народ, пытаясь освободить его от московского гнета. Образ Мазепы в произведении имеет оттенок трагизма, вызванного поражением главного героя. В изложении преобладает патетически мучительный, страстный тон. Произведение исполненный глубокого лиризма.
Итак, поэма «Мазепа» полна высоким патриотическим пафосом. Это произведение Сосюры опровергал негативные характеристики выдающегося сына Украины и раскрывал страницу трагической эпохи в истории украинского народа - окончательной потери казацкой государственности.
Сыновняя любовь к родному краю как живительному источнику песен находит свое отражение в стихотворении «Как я люблю тебя, мой край вугляний» (1959 г.). Поэзия полна веры в счастливое будущее родного народа - носителя высокой духовности и культуры.
У каждого человека Родина ассоциируется с чем-то родным и близким. В Сосюры это любовь к Донетчины, «где шахты на горе ежедневно рисуют зари». В своих стихах поэт воспел родительский край - « звездный Донбасс». Все произведения Сосюры о Донбассе, о его людях насыщенные теплыми лирическими красками. Они проникнуты глубокой любовью к героических земляков, к жизни заводов с их незамовкаючим грохотом машин. И только эта земля вдохновенно вдохновляет поэта на творчество:
Когда приходится в твоих краях бывать,
от счастья плачу я, и плачу, и смеюсь...
Чтобы силы для песен родниковой набрать,
я сердцем к земле донецкой тулюсь...
Красоту родной Донетчины поэт видит в клекоті доменных печей, в творческом труде тружеников, в живописных пейзажах. Сердце поэта полна неприкрытой гордости за достижения земляков:
Это там, это там, это там росли мы и любили,
и я горжусь, что я земли моей сын,
где силу мускулов машины заменили,
чтобы навсегда забыл шахтер о кайла звон.
В 1960 г. Сосюра завершает поэму «Расстрелянное бессмертие», начатую в довоенное время и опубликованную только в 1988 г. Вполне возможно, что это произведение, посвященное жертвам сталинского террора, является восстановленным по памяти отрывок из утраченной поэмы «Махно». Это произведение показал, что Сосюра никогда не изменял идеалам юности, когда с оружием в руках боролся за украинскую независимость. В поэме искренне и тепло говорится о цвет украинской интеллигенции, которое было уничтожено тоталитарной системой в предвоенное десятилетие.
Итак, тема Украины жила в творчестве Сосюры протяжении всей его творческой жизни.
1964 г. Владимир Сосюра опубликовал две книги стихотворений - «Осенние мелодии» и «Весны дыхание». Тематика этих последних сборников поэта богата и разнообразна. Автор обращается к духовному миру человека, родного народа, воспевает красоту неувядающей молодости, верность в любви. Произведения этих сборок по-сыновьи тепло обрисовывают Донбасс, полны любовью к Украине.
Тяжело больной поэт до последних минут жизни не оставлял творческой работы.
Умер В. М. Сосюра 8 января 1965 г.
Ценность творческого наследия выдающегося украинского поэта заключается в содержании его поэтического мира. Сосюра - чрезвычайно искренний поэт. Личное в его произведениях одновременно является социально значимым. Трагические темы из народной жизни поэт сумел согреть своим искренним словом. Его произведения очаровывают теплотой и правдивостью чувств. Они поражают взволнованностью, эмоциональностью, реалистической образностью.
Произведения Сосюры перекликаются с народно поэзией, они просты, понятны, полны чистых и свежих чувств. Одухотворенные и живые пейзажи мастера полны цветов и звуков. Читатель не только видит перед собой живописные украинские пейзажи, но и слышит волшебное пение птиц, шум дубрав, песню индустриального Донбасса.
|
|