БАРАНОВИЧ ЛАЗАРЬ (светское имя - Лука; 1593, по другим данным 1620 - 11.09.1693, погребен в Борисоглебском соборе в Чернигове) - политический, церковный, культурный деятель, писатель, меценат.
Учился в Киевской братской школе, затем был послан П. Могилой к латинско-польских школ Свободно и Калиша. С 1642 г. ждал курс грамматики в младших классах Киево-Могилянской коллегии, позже как профессор преподавал поэтику, риторику, философию, богословие в высших классах. В 1650 г. - ректор коллегии. С 1657 г. успешно начал церковную карьеру: сначала как епископ черниговский и Новгород-северский, а через девять лет - архиепископ. Добился прямой подчиненности от архиепископа Константинопольского патриарха и на долгое время стал местоблюстителем киевской митрополичьей кафедры.
Лазарь Баранович - одна из центральных фигур в общественно-культурной жизни Украины второй половины XVII в. Его политический идеал - автономия Украины в составе России. В 1674 г. основал типографию в Новгороде-Северском, а в 1679 г. перевел ее в Чернигов, который на то время был одним из крупнейших культурно-образовательных центров Украины.
Лазарь Баранович - автор богословских проповедей, полемических трактатов, духовных и светских стихов. Его творчество как проповедника составляют две книги проповедей: «Меч духовный» (1666) и «Трубы словес проповедных» (1674), написанных на церковнославянском с примесями польского, латинского и староукраинского языков. Основная их тематика - теологические вопросы и религиозно-нравственные наставления. Книги отличаются только постановкой темы: в «Мече духовном» наставления идут от самого проповедника и представляют собой закон, по которому должен жить каждый христианин; в «Трубы словес проповедных» читатель должен сам узнать истину из сказаний о жизни святых, о событиях святой истории. Источниками проповедей были Библия, труды византийских церковников: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. Форма проповеди типичная: 1) екскордіум (вступление), в котором сообщалась тема проповеди; 2) эпиграф из Библии, что имел теснейшую связь с темой; 3) наррація, то есть само повествование; 4) конклюзія (вывод). Проповеди в византийских традициях и барочном стиле орнаментувалися различными примерами, например сказкой, легендой, пословицей, поговоркой, усиливались метафорами и аллегориями.
В ответ на книгу католика П. Бойми «Старая мера новой веры», направленную против православия, Лазарь Баранович написал на польском языке полемический трактат «Новая мера старой веры» (1676). В этой работе он выступил на защиту православия, отрицал уход греков и украинцев от правильной веры, приводя факты из церковных писаний и Святого Писания, обвинял католиков в навязывании унии и духовном разъединении. Тон полемики - рассудительный, незлобный, кое-где содержит стихотворные вставки и римовану прозу.
Основу творчества Лазаря Барановича составляют польскоязычные поэтические сборники: «Жития святых» (1670), «Аполлон христианский» (1670), «Лютня Аполлонова» (1671), «Книга смерти» (1676), «Пять нот» (1680), «венок матери божьей» (1680) и др., где есть стихи духовные и светские. Духовные стихи, посвященные прославлению Бога, пресвятой Девы, апостолов, пророков, ангелов, святых, были фактически продолжением проповідно-полемической практики теолога-схоластика. Достижением поэта можно считать светские стихи, в которых он касался «различных современных предметов». Здесь есть стихи морально-настановчого характера о любви к ближнему, милосердия, призыв помогать бедным, в то же время разоблачения таких пороков и пороков современного ему общества, как «сребролюбие», паразитизм, пьянство, лень, хвастливость, стремление к роскоши. Ему удаются пейзажные зарисовки, которые сопровождаются философскими размышлениями о человеке, мир и место человека в нем. В поэзии высказывал свои общественно-политические взгляды: патриотизм и искреннюю любовь к родному краю, боль за разруху, за пассивность народа и нарастания междоусобных распрей, негативное отношение к унии и одновременно стремление объединить славянские народы против магометанского мира.
Более поздние произведения, такие как «Слово благодарственне господу Иисусу Христу» (1680), «Слово на Успение Пресвятой Богородицы» (1680), «Благодать и истина» (1683) и другие, посвященные религиозным вопросам, а также прославленню русских царей. Поэтика поэтических произведений Лазаря Барановича сказывается барочным стилем с его жанровой структурой и художественно-поэтической системой, с присущим этому стилю консептизмом, афористичностью, игрой слов, тяготением к формальным украшений и зрительного наполнения.
Лит.: Сумцов Н. Ф. К историй южнорусской литературы XVII столетия: Вып. 1. Лазарь Баранович. X., 1885; Радишевский Г. Г. Барочный консептизм поэзии Лазаря Барановича // Украинское литературное барокко. К., 1987.
М. Сорока