БАРВИНОК ГАННА (спр. - Белозерская-Кулиш Александра, псевд. - А. Нечуй-Ветер; 05.05.1828, с. Мотронівка, теперь в составе с. Оленевки Борзнянского р-на Черниговской обл. - 06.07.1911, там же) - автор рассказов из «народных уст», представительница этнографически - бытовой школы в литературе.
Родилась в високоосвіченій дворянской семье. Отец служил уездным комиссаром и предводителем дворянства, был страстным поклонником Вольтера. Мать - дочь казацкого сотника, прекрасная хозяйка, мудрая, ласковая, поэтическая женщина. Увлекалась романами В. Скотта, но больше всего любила и уважала украинские песни, древние обычаи. Все дети Белозерских стали выдающимися деятелями украинской культуры: брат Василий - общественный и литературный деятель, один из организаторов Кирилло-Мефодиевского братства; Николай - фольклорист и этнограф, автор труда о Шевченко («Тарас Григорьевич Шевченко по воспоминаниям разных лиц»), издатель сборника «Южнорусские летописи», редактор «Черниговских губернских ведомостей».
Анна Барвинок образование получала на дому, а также в частных пансионах на Полтавщине (с. Крапивное, м. Конотоп). Вышла замуж 1847 г. по П. Кулиша; старшим шафером на свадьбе был друг семьи Т. Шевченко.
После разгрома Кирилло-Мефодиевского братства уехала в Тулу - место ссылки ее мужа. С 1854 г. жила в Петербурге, а с 1883 г. поселилась в Мотронівці, где дожила до смерти.
Литературную деятельность Анна Барвинок начала 1858 г. рассказами из деревенской жизни, опубликованным в альманахах «Изба», «Русская изба», «Рада», «Первый венок», «Наша судьба», журналах «Основа», «Киевская старина». В центре внимания автора - семейно-бытовые отношения, тяжелая, нередко трагическая судьба женщин - крестьянок, обусловлено в основном проблемами в семье и другими бытовыми обстоятельствами. Здесь она является «полным господином формы», мастером искренней лирической повествования. И. Франко отмечал, что Анна Барвинок создала «ряд прочувствованных рассказов, живописующих украинскую женщину, и снискала себе почетное имя как поэт женского горя». С. Ефремов назвал ее «поэтом горя и бедствий женского»: «У нее чуть уже (по сравнению с Марком Волчком. - Лет.) сфера творчества, ограниченная психическими переживаниями женщины - крестьянки, но в этой сфере автор чувствовала себя вполне свободно и дала ряд произведений немалого литературного веса. Рассказ Анны Барвинок - в основном фотографические рисунки, чуть ли не стенографически записанные приключения из жизни, что представляют интересный материал к пониманию народной психологи, обычаев, быта. Лучшие из них - «Не было детства, не будет и д'останку», «Победила», «Русалка», «Лихо не без добра», «Осенью лето», «Верная пара», «Цветки с слезами, слезы с цветками». Так, в достаточно распространенном сюжете про девушку - сироту, которая осталась одна с ребенком на руках, интересными, художественно совершенными являются описания переживаний героини, изменение в его внутреннем мире, в отношении к жизни и людям («Сиротский сожалению», 1861). Душевные муки женщины, что терпит от издевательств мужа-деспота, лежат в основе рассказа «Домашняя беда» (1861).
Трагизм положения героинь нередко усугубляет их кроткий, мягкий нрав, неумение отстоять себя. Критика неоднократно отмечала, что характеры в прозе Анны Барвинок значительно меньше детерминированы социальной принадлежности, социальной средой в целом. Так, в рассказе «Не было детства, не будет и д'останку» лирически рассказывается о любви Зинки, свободной казачки, и крепостного Федора - его зарождения, поэзию первых свиданий, горечь вынужденных разлук и радости тихой семейной жизни (сюжет близок к «Казачки» Марка Вовчка, но без его социальной подоплеки). Причиной трагических переживаний героев Анны Барвинок является частью явления нравственного и эстетического плана; взгляды старшего поколения на неравный брак, однозначно негативное отношение к нарушению обычаев, тяжелая скорбь (преждевременная смерть, горькое вдовство и сиротство), а не крепостное, подневольное положение героев. Упоминавшиеся в рассказе факты гуманного, человечного отношения господ к крестьянской пары советская критика трактовала как отход от истины, «идиллическое свет», что противопоставляет прозу Анны Барвинок «социально-обличительном характере прозы Марка Вовчка».
Из рассказов Анны Барвинок возникают отчетливые картины крестьянского (в основном крепостного) жизни, срисованные с широким использованием фольклорно-этнографического материала. Героини ряда рассказов писательницы («Сиротский сожалению», «Не было детства, не будет и д'останку», «Молодича борьба», «Пьяница», «Женские страдания», «Домашняя беда») не всегда тихие и кроткие. В особой мягкой женской манере они обнаруживают и высокое достоинство и духовную красоту и волю. Такие Прасковья Духанівна («Домашняя беда»), Стеха («Пьяница»), Харитина («Победила»), героиня «Молодичої борьбы». Во имя семьи, близких, а особенно детей они способны перетерпеть все, пойти на настоящее мученичество, самопожертвование.
Основной приметой прозы Анны Барвинок является ее народная речь, свободное владение стихией народного творчества вообще. Именно народные украинские песни, которых немало записала писательница, легли в основу ряда его рассказов, неопубликованной драмы «Материнская месть».
Рукописное наследие Анны Барвинок хранится в Институте литературы им. Т. Г. Шевченко HAН Украины и Черниговском литературно-мемориальном музее М. М. Коцюбинского.
Лит.: Гринченко Б. А. А. М. Кулиш, Анна Барвинок. Чернигов, 1901; Чубинский В. Анна Барвинок // Барвинок Анна. Избранные произведения. К., 1927; Денисюк И. Талант без везения // Отечество. 1968. № 12; Коломиец В. В. Звонарь народного пробуждения // Дивослово. 1994. № 1; «Остаюсь глибоковідданим...» : Письма В. Горлянка к Г. Барвинок // Хроника 2000: Наш край. К., 1993. Вып. 1-2.
Л. Демьяновская