УРОК 16
Тема. Драматургия. Время и место бытования школьной драмы, ее роль, исполнители. "Владимир" Ф. Прокоповича - образец школьной драмы. Роль Киево-Могилянской академии в развитии театрального искусства. Вертеп как вид кукольного театрального действа. Авторы и исполнители вертепа. Его евангельская, рождественская и этнически-бытовая основы. Возрождение вертепной традиции в наше время. ТЛ: школьная драма, вертеп.
Цель: дать понятие о школьную драму, вертеп, в частности драму Ф. Прокоповича; помочь учащимся понять роль Киево-Могилянской академии в развитии театрального искусства; ознакомить учащихся с авторами, исполнителями и действующими лицами вертепа, его композиционными особенностями, содержанием вертепного действа; усовершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать желание возрождать традиции, которые воплощают общечеловеческие, вечные ценности.
Оборудование: портрет Ф. Прокоповича, фотографии Киево-Могилянской академии, видеозапись вертепа, книга М.С. Возняка "История украинской литературы".
Межпредметные связи: история Украины: Киево-Могилянская академия, зарубежная литература: "Жизнь - это сон" П. Кальдерона.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
1. "Микрофон".
- Продолжите предложение.
"По моему мнению, песня "ехал казак за Дунай" имеет мировую славу, потому что..."
2. "Да или нет".
(Проводится в форме литературного диктанта с взаємооцінюванням).
• Курьезные стихи - неординарные по форме, изысканные поэтические произведения. (Так).
• Самой примитивной фигурой в создании курьезных стихов был Иван Вышенский. (Нет).
• Первыми составителями стихов были учителя пиитики и их ученики. (Так).
• Выдающимся поэтом XVI - XVIII вв. был Самойло Величко. (Нет).
• Стихи XVI - XVIII вв. написаны по нерівноскладовою системой стихосложения. (Так).
• В XVII в. возникла силобічна система стихосложения (Так).
• И. Величковский писал двовірші. (Так).
• И. Величковский - автор рукописной книги "Зегар с полузегар ком". (Так).
• Рак литеральний - это стихотворение, строчки которого, прочитанные и слева на право, и справа налево, тот же текст выражают. (Так).
• С. Климовский - украинский поэт и философ. (Так).
• В литературе С. Климовский известный под именем "Харьковский казак-писнетворець". (Так).
• С. Климовский писал сочинения только на религиозную тематику. (Нет).
II. Проработка учебного материала.
1. Рассказ учителя.
- Школьная драма - жанр латиномовної религиозной драматургии, возникший на рубеже XV-XVI вв. в странах Западной Европы.
Происхождение школьной драмы связано с уставом церковных и светских учебных заведений, в которых сценические представления были обязательными для усвоения латыни. Особое распространение приобрела благодаря иезуитам, восторженным интерпретацией библейских и мифологических сюжетов, прежде всего тех сакральных источников, касающихся истории католической церкви. Школьная драма изначально развивалась в католическо-христианской и антично-классическом направлениях. В ней влияние античной традиции (сжатое изложение, наличие эпилога и т.д.) сочетался со средневековой (отсутствие единства времени и места, смешения трагического и комического) и ренессансной. Часто школьная драма состояла из пяти актов, после каждого из них выступал хор. Спектакль организовывалась преимущественно к Рождеству, Пасхе и т.д.
Древнейшие элементы драматического произведения - диалоги, танцы - находим в фольклоре, прежде всего в обрядовых песнях. Диалогами пестра и стихотворная литература. Первые драмы XVII в. были стихотворными диалогами и назывались школьными, потому что выходили из стен высших школ. Их авторы - преподаватели коллегиумов, духовенство, а исполнители - спудеи (студенты). По тематике это рождественские и пасхальные драмы.
В XVII в. появляются школьные драмы на исторические темы, например "Владимир" Феофана Прокоповича, "Милость Божья" неизвестного автора. В первой пьесе описана жизнь и деятельность князя Владимира, во второй прославлено Богдана Хмельницкого. Социальные мотивы (захват старшиной казачьих и крестьянских земель, насилие чиновников) звучат в драме Георгия Конисского "Воскресение мертвых".
Как правило, в школьных драм добавлялись интермедии или интерлюдии - бытовые юмористические сценки, которые шли как отдельные небольшие представления в антрактах между действиями драмы или трагедии. Сюжетная основа интермедии, конечно, фольклорная (народные шутки, анекдоты, пословицы, бытовые подробности). Задачей интермедий было развеселить, развлечь зрителя, уставшего от напряженного действия "серьезного" драматического произведения. И какая ирония судьбы: авторы предоставляли наибольшего внимания школьным драмам, а их слушали неохотно (потому жизнь этих пьес было кратковременным), интермедии же были для авторов чем-то второстепенным, а зритель шел на спектакль не раз именно ради них.
Именно из интермедии берет свое начало украинский театр. Его зарождение происходило в начале XVII ст.
2. "Встреча" с Ф. Прокоповичем.
(Материал для рассказа.
Феофан Прокопович принадлежал к наиболее талантливых украинцев своего времени. Однако его жизнь пошла таким путем, что с его таланта не имела Украина большой пользы.
Как сын киевского купца, Феофан Прокопович родился 19 июня 1681 г. и на крещении получил имя Єлеазара. В детстве потерял родителей и воспитывался у дяди, наместника Братского монастыря и ректора Киевской академии - Феофана Прокоповича, что записал Єлеазара в академию; по смерти дяди учился в ней за счет одного господина-киевлянина в течение шести лет в 1698 г. Спустя, как повествует сразу приятель, а потом враг Феофана Маркел Родишевський, выбрался Феофан из Киева во владимир на Волыни и там постригся в монахи, а униатский епископ Лев Зеленский сделал его префектом тамошньої школы и поставил диаконом. Видя его большой талант, выслал его провинциал Василиан в коллегии св. Афанасия в Риме, куда посылали конечно молодых талантливых монахов для усовершенствования в богословских и философских науках. В 1702 г. вернулся на Украину и, остановившись в Почаевском монастыре, постригся в православные монахи и получил имя Самуил, которое в 1705 г. сменил на Феофана в честь покойного дяди).
3. Слово учителя.
Драма Прокоповича "Владимир" имеет много общих мыслей из одной его проповеди, произнесенной в День святого Владимира. "Кто не знает, - говорил проповедник, - что этот береженный Богом город Киев, мать городов, слава и большое украшение всей нашей просторной земле, имеет у всех христиан одинаковое название второго Иерусалима и нового Сиона, и так целая наша православно-украинская церковь, оттуда взяла свое начало, находясь в соборной и по всему миру рассеянной церкви, словно драгоценный камень перстня, может "называться Сионом в Сионе, Иерусалимом в Иерусалиме". Настоящие сыны этого Сиона знают без сомнения, "кто есть Сиона нашего царь, которым радуется велит нам Дух святой. Действительно есть здесь речь о князе Владимире, основника духовного Сиона в нашей земле, царя в наших змислах и духе, царя словом и делом, царя летию и именем. 1 это видим, православные слушатели, двойное наше рай, мы дважды сыны Сиона, - и как православный род, и как украинский (российский) род, дважды и радоваться нам надо, и как сынам церкви своим царем Христом, и как украинским сыновьям своим царем святым равноапостольным князем Владимиром". В проповеди также начинает Владимир внутреннюю борьбу перед принятием христианстве! и одерживает победу над миром, плотью и чертом, а в сравнении с этой победой назвал проповедник Владимиру военные победы детской забавой. Заканчивается проповедь обращением к современности.
Драма "Владимир" Ф. Прокоповича состоит из пролога, пяти актов и хора. П'ятиактова драма с хорами - это последнее слово драматического искусства украинского школьного театра, а расцвета достигла эта форма именно в обработках исторических тем. Пролог к слушателям объясняет почему Прокопович решился выставить "незрелый плод своего труда" - историю обращения Владимира в христианскую веру; сделал он это по двум причинам: раз потому, что подходящий для этого места образ его господина, а дальше потому, что совсем понятна для сыновей слушателей память об их отце, который отошел далеко, ибо это и дом Владимира, и Владимиру дети, рожденные от него святым крещением. Это видно первой степени на светлейшему гетмане Мазепе, титареві и добродієві академии; он получил в управу наследие Владимира, он равен Владимиру господарністю на Украине, словом, на Мазепе показывает сын лицо Владимира как родительское. Будучи великим наследником Владимира, пусть примет Мазепа привет его рисунок, пусть увидит себя во Владимире, пусть присмотрится себе на спектакле, как в зеркале, пусть увидит свою храбрость, свою славу, союз своей любви с монаршим сердцем, свою любовь настоящей благотворительности и свою настоящую равенство для православной церкви).
4. Познавательное задание.
- Раскройте роль Киево-Могилянской академии в развитии театрального искусства, воспользовавшись изученным материалом и книгой М.С. Возняка "История украинской литературы".
5. Просмотр видеозаписи вертепного действа с комментарием.
(Материал для учителя.
Странствующие дьяки создавали вертепы и во время Рождественских праздников ставили спектакли с колядками. Так в XVII в. возникла вертепная драма. Спектакли происходили в специальной шкатулке, которая внешним видом напоминала макет двухэтажного домика - своеобразную двухъярусную сцену. Вертепник, передвигая на проволочках деревянные куклы, меняя соответственно голос, говорил за каждое действующее лицо. В верхней части шли сцены религиозного содержания, а в нижней - из народной жизни, преимущественно комического характера. Самыми любимыми для зрителей персонажами были запорожец, трактирщица, дьяк, дед и баба. Вместо актера роль выполняла кукла, а скрытая за вертепом человек произносила положенные по пьесе слова. Одежда кукол - украинский национальный, язык вертепных пьес - живая народная; спектакли этого театра в миниатюре" шли на ярмарках, в избах. Народ любил вертеп за правдивость изображения жизни в его сценках, за юмор, острое сатирическое слово. Вертеп имел четкое народное направление. Так интермедии и вертепная драма готовили появление профессиональной драматургии, в частности комедии).
6. Беседа за вопросами.
- В чем заключается разница между вертепом XVII в. и XXI в.?
- Какую одежду носили куклы в вертепе XVII в.?
- Где проходили спектакли этого театра в миниатюре"?
- Что предшествовало появлению профессиональной драматургии?
- Назовите любимые для зрителей персонажи вертепа XVII в. и XXI в.
7. "Незаконченное предложение".
- В наше время возрождения вертепной традиции заключается в ...
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Прочитайте отрывки драмы Ф. Прокоповича "Владимир", проанализируйте содержание прочитанного и повторите определение "школьная драма", "вертеп". Повторите композиционные особенности и содержание вертепного действа.
Подготовьте презентацию памятники древней или древней украинской литературы.