И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ
Урок 15. ЯЩИК СЧИТАЛОК
Цель: расширять знания учащихся о малые литературные жанры; ознакомить детей с считалками; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать связную речь учащихся, умение анализировать, сравнивать; воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель
Стали, дети, все ровненько.
Улыбнитесь веселенько.
Настрой на урок взяли,
Работать начали.
Метод «Микрофон»
- Как вы считаете, чему научит вас этот урок?
- Продолжите предложения.
• Я на этом уроке... (дети отвечают в «микрофон» одним словом).
• Этот урок будет (каким?)...
- Итак, мы будем активными, внимательными, смелыми, трудолюбивыми, веселыми, дружными.
Урок будет интересным, ярким, приятным, познавательным.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в парах
Учащиеся в парах рассказывают друг другу скороговорки.
III. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Чтение слогов на карточках. Игра «Бег по дорожке»
|
А |
В |
В |
И |
И |
Е |
Я |
Ю |
Есть |
Й |
К |
КА |
КО |
КУ |
КИ |
КИ |
КЕ |
КАК |
ЮК |
ЕК |
ЇК |
В |
ВА |
ВО |
ВУ |
ВЫ |
ВИ |
BE |
ЯВ |
ЮВ |
ЕВ |
ЕЛ |
Д |
ДА |
К |
Ду |
ДИ |
ДИ |
ГДЕ |
ЯД |
ИУД |
ЕД |
МЕД |
П |
ПА |
ПО |
ПУ |
ПИ |
ПИ |
ПЕ |
ЯП |
ЮП |
ЕП |
ЙИП |
С |
СА |
СО |
СУ |
СИ |
СИ |
СЕ |
ЯС |
ЮС |
ЕС |
ЇС |
2. Чтение «пирамидок» (для увеличения угла зрения)
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Разучивание считалки со слов учителя
Аты-баты -
Шли солдаты
Аты-баты -
На базар
Аты-баты -
Покупать
Аты-баты -
Самовар.
- Зачем разучивают считалки?
- Когда их применяют?
- Сегодня на уроке мы ознакомимся с считалками.
Физкультминутка
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя
- Считалка - это короткий стишок, что помогает во время игры определить очередь участников. С этой целью произносят считалку в особом ритме, что помогает считать.
2. Проработка считалок (с. 19)
- Прочитайте считалку согласно знаков ударения и пауз.
- На сколько частей разделен каждый строка? Как это помогает считать? Ритм (размеренность) - равномерное чередование речевых, звуковых, изобразительных элементов в соответствующей последовательности; периодическое равномерное членение звуков, движений, изображений по таким признакам, как сила, продолжительность и т.д. В переносном значении - размеренность, слаженность в протекании чего-то.
- Обратите внимание на знаки ударения и пауз в тексте. Они определяют ритм: делят строку на две части.
- Расскажите про считалку для двух петушков.
- С какого петушка нужно начать считать, чтобы зернышко досталось белом?
3. Разучивание считалок со слов учителя
• Сорока-ворона
На дубе сидела,
Бояринов считала:
Калина-малина,
Земляника-черника,
Вяз.
Кто будет щурится,
Тот будет князь.
• Раз, два, три!
Раз, два, три!
Дули, дули ветры.
Дули, дули изо всех сил
И орехов натрусили.
Натрусили так много,
Спешим их собрать!
Раз, два, три!
Ловишь ты!
VI. ИТОГ УРОКА
- С каким жанром устного народного творчества познакомились на сегодняшнем уроке?
- Расскажите считалку, которую запомнили.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Самостоятельно составить школьную считалку из четырех строк (с. 20).