Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

И семестр

 

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ

 

Урок 14. ЯЩИК СКОРОГОВОРОК

 

Цель: обогащать знания детей о скороговорки; выяснить их характерные особенности; развивать мышление, любознательность, зрительную и слуховую память, образность и точность речи; активизировать словарный запас учащихся; воспитывать познавательный интерес, любовь к родному слову.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель

Сейчас начнется урок чтения,

Мы сделаем еще один шаг

В страну чудесную, сказочную страну,

Так нас очаровывает и обогащает язык.

Поэтому сядьте ровненько, будьте внимательны,

Чтобы работать вам было нетрудно.

 

II. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ

1. Расспросы по составляющей таблицей

Учитель руководит темпом чтения (нормально, медленно, медленнее, быстрее).

2. Работа над скороговоркой

Летел воробей, сел на хлев.

Как вышел стрелок, то и убежал воробей.

Игра «Дождик, дождь, солнце»

«Дождик» - напівголосне хоровое чтение (шепотом)',

«дождь» - громко, быстро;

«ливень» - громко, скороговоркой;

«солнце» - чтение молча.

3. Работа над чистомовкою

Ла-ла-ла - бежала на край села.

Ля-ля-ля - зеленые ветви.

И-и-и - поймали кота.

Тя-тя-тя - довести до ума.

ДУ-ДУ-ДУ - В кино пойду.

Дю-дю-дю - встречу судью.

Са-са-са - укусила оса.

Ся-ся-ся - вся малина.

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Учащиеся рассказывают подготовленные пословицы о языке.

• Кто языка своей чуждается, пусть сам себя стыдится.

• Птицу узнают по перьям, а человека - по языку.

• Родной язык - это не половая: ее по ветру не розвієш.

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Послушайте и повторите.

Заболело горло у гориллы,

Потому что горилла говорила.

- Что мы говорили?

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Вступительное слово учителя

- Своеобразным фольклорным жанром является скороговорка - веселая и виртуозная игра, что является быстрым повторением шуточных стихов и фраз, которые сложно произносить без должной практики. Красота скороговорки заключается в том, что с первого раза ее вообще трудно сказать, ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее. Игра заключается не только в том, чтобы подобрать трудные для произношения звукосочетания, а и в неразберихе, в постоянной перестановке звуков: тот, кто стремится быстренько рассказать скороговорку, часто попадает в смешное положение, «спотыкаясь» или коверкая слова.

Ценность скороговорки - не в смысловом нагрузке, а в таком добиранні и расстановке слов, произношение которых требует от говорящего определенных усилий и способствует выработке дикции, правильной артикуляции, что повышает его культуру речи. Дети легко усваивают скороговорки, и они, распространяясь из уст в уста, в основном теряют автора, обогащая собой сокровищницу детского фольклора.

2. Чтение текста о скороговорки (с. 17)

Физкультминутка

3. Проработка скороговорок

- Прочитайте каждую скороговорку медленно, быстро и очень быстро.

Словарная работа

Перелаз - в определенный способ оборудованная часть ограждения; место, где перелезают или перешагивают, перепрыгивают через нее.

Копа - стожок из шестидесяти снопов, составленных колосьями внутрь и прикрытых одним снопом сверху.

- Какие слова в прочитанных скоромовках вам трудно было произносить быстро? Объясните, почему.

- Найдите в каждой скороговорке группы букв, повторяющиеся или близкие по звучанию.

- Назовите слова с созвучными окончаниями.

- Какие скороговорки проиллюстрировал художник?

- Составьте собственную скороговорку, использовав слова: Юрий - рой; Валентин - тин; Самсон - сон.

4. Работа в группе

- Прочитайте слова, что слышатся в щебеті певчего дрозда: при - ди - кум ... чай - пить ... чай пить. Замените чай - пить на пить чайку и трижды проговорите измененную песню птички. Можно ли назвать ее скороговоркой? Почему?

 

VI. ИТОГ УРОКА

- С каким жанром устного народного творчества познакомились на сегодняшнем уроке?

- Что такое скороговорка?

- Какую скороговорку запомнили? Расскажите.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить скороговорку (на выбор).