Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

 

Художественные горизонты прозы 20-30-х годов

 

Первые десятилетия XX века принесли Украине жестокую братоубийственную войну 20-30-х годов, миллионы смертей и потерю полученного государственности. Судьбы страны созвучна драматическая судьба ее литературы, которая снова поднялась на защиту гуманистических ценностей. Украина и национальная литература были точкой пересечения общих конфликтов и закономерностей суток. Эту тенденцию отчетливо смоделировали наши прозаики. Сквозь изображение украинских реалий приобрели общечеловеческого звучания темы: человек и жестокая эпоха, одиночество индивида и проблема его духовных возможностей, личность и коллектив, агрессивность, разрушительные действия революционных масс и столкновения разума с порочными инстинктами. Писатели пытались, объективно анализируя страшное время, обнаружить, куда направляются человечество и Украина.

Жанровая система прозы. События гражданской войны и послереволюционной эпохи определили тематический ряд прозаических произведений 20-30-х годов. Эта проза отмечается интенсивным жанрово - стилевым обновлением. Развивается короткая эпическая форма: эскиз, этюд, эскиз, новелла, рассказы, впоследствии - повесть и роман. Параллельно функционирует много стилевых течений, направлений и художественных манер письма: символизм (Гнат Михайличенко, Галина Журба), экспрессионизм (Осип Турянский, Иван Днепровский, Иван Сенченко), импрессионизм (Михаил Ивченко, Мирослав Ирчан, Григорий Косынка, Андрей Головко), орнаменталізм (Николай Хвылевой, Петр Панч), неоромантизм (Григорий Эпик, Олесь Досвитний, Юрий Яновский, Александр Довженко) и другие. Сложная действительность изображается многоаспектный и многогранно: наряду с реалистическим принципом правдоподобия проза использует романтические средства, условно-ассоциативные формы, фантастику, гротеск, аллегорию.

Новелістика. Новеллисты продемонстрировали высокое художественное мастерство в обрисовке драматизма жизни и судьбы человека. Новации художников в жанре новеллы такие весомые, что обеспечили ей европейский уровень. Эти произведения были национальные по духу и современные по форме и стилю.

Появляются сборники «Новеллы» Гната Михайличенко, «Синие этюды» Николая Хвылевого, «Девушка с пути», «Красный платок» Андрея Головко, «Мамонтовые бивни», «Кровь земли» Юрия Яновского, «Военный летчик», «Проблема хлеба» Валерьяна Подмогильного,«Победитель дракона» Гео Шкурупия и другие. Среди жанровых разновидностей малой прозы в настоящее время самыми распространенными были этюды, эскизы, акварели, новелетки (Андрей Заливчий, Гнат Михайличенко, Василий Чумак, Василий Эллан-Голубой). В 20-х годах развивается реалистическая новелла с элементами импрессионизма (Григорий Косынка, Валерьян Подмогильный), появляются новеллы и рассказы философского направления (Валерьян Под могильный, Аркадий Любченко, Гео Шкурупий). Остап Вишня создает новый жанр - улыбку, которая синтезирует в себе жанровые признаки юмористического рассказа и фейлетоне.

Новелла и рассказ теперь строились на художественной правде и простоте, на внимании к человеческой судьбы и анализе его психики. В психологической малой прозе Валерьяна Пидмогильного, Петра Панча, Николая Хвылевого, Бориса Антоненко-Давидовича даны образы интеллигенции на фоне революции, гражданской войны и времени по ней. Душевное смятение, депрессия, попытки как-то приспособиться к «новой жизни», которое уничтожает духовно и физически, обусловили возникновение в прозе ряда трагических ситуаций и светлых фигур. Художники придерживались принципа: ничего лишнего, не выкладывать подробности - пусть выбранная черта даст остро и полно ощутить целое; не комментировать и не оценивать - пусть говорят поступки героя и подтекст, лексика, краски, звуки. Произведениям этого периода присущи эстетическая выразительность сюжетно - композиционных элементов, текучесть изложения, игра словом.

Особую популярность у читателей имели новеллы и рассказы Андрея Головко (1897-1972). В них прослеживается тема становления характера ребенка в драматических условиях гражданской войны и суровой послевоенной действительности с ее голодом, разрухой, сиротством. Стали хрестоматийными «Пилипко», «Красный платок», «Девушка с пути», «Инженеры». По манере письма Головко - импрессионист. Вот ночью степью мчится юный всадник Пилипко: «Тихо. Степь... Где-то в хлебах кричал перепел, и туман стелился к реке. Пахло полынью. И тишиной, спокойствием веяло отовсюду. На мгновение парню показалось, что так и есть: тихо, спокойно. А это он привел коня пасты на ночь...» В русле поэтики импрессионизма рассказчик тщательно фиксирует запахи и краски, слуховые и зрительные впечатления пастушка от ночной степи. Так же с помощью зрительных образов, метких сравнений создан портрет Пилипка: «У него глаза - как васильки во ржи. А над ними из-под драного картузика волос - белокурыми ржаными колосками». Портрет мальчика-пастушка играет важную композиционную роль, обрамляя новеллу. Смысловую функцию в произведении выполняют образы-символы хлеба, ржаного поля, пролитой за свободу крови, солнца, что символизирует освобождение и победу крестьян над оккупантами. «Выбили немцев из села.

 

 

Андрей Головко

 

Утром, как солнце из-за левад посмотрел, оно было свободно». Пилипко совершает героический поступок: разыскивает и приводит в село партизан, чтобы спасти отца и односельчан от расстрела. Приобретает символа самопожертвование парня за волю людей. В новелле «Красный платок» обычная платок девушки Оксаны превращается в традиционную песенную китайку, символизирует трагедии героев - Оксаны и убитого бойца. В обеих новеллах рассказчик наблюдает за происходящим глазами Пилипка и Оксаны, следовательно, выражает мысли, которые принадлежат героям.

Иначе строил свои новеллы Юрий Яновский (1902-1954) - яркий представитель неоромантизма. Сюжеты его новелл отличаются динамичностью действия, неожиданными поворотами и приключениями героев, изображенных в необычных, романтических ситуациях. Новеллист интриговал читателя загадками и неожиданностями, смещением временных плоскостей, усложненной композицией. В частности, в новелле «История пепельницы» автор применяет интригующий романтический вступление: «В робфаківця на столе стоит пепельница. Внешним видом, белой краской она напоминает плисковату морскую раковину. В действительности же - это кость со лба мужа...» Как и в новеллах романтиков Эдгара По, Эрнста Теоден - ра Гофмана, в произведении Яновского чувствуется что-то мистическое, таинственное, потому что на кости отчеканены еще и имя главной героини новеллы - бывшей владелицы этого черепа и невесты студента. Фабула новеллы детективная: политрук Степан Марченко влюбился в необычайно красивую машинистку штаба Оксану Полуботок. Он и не подозревал, что его будущая жена - деникинская шпионка, которая в подходящий момент предает и своего любимого, и дело революции. Новелла написана от первого лица - участника событий, что придает рассказу впечатление непосредственности, в то же время и определенной субъективности, поскольку все события проходят через сознание героя и отражающие его отношение к ним. В произведение вклинивается вставной эпизод, рассказанный білогвардійцем. Именно он сообщает Степану об измене Оксаны, описывает сцену расстрела и бегства политрука. Образ Марченко раскрывается наиболее ярко в смертельном поединке с врагами. Герои новелл «Роман Ма», «Туз и кольцо», «Кровь земли» Яновского - бойцы революции, «братишки-матросы», люди мужественные, надежные и бескорыстны в дружбе. Они увлечены романтикой построения «нового мира» и свято верят в эту идею. Своими новеллами писатель разрушал, по словам академика Александра Белецкого, «старую форму» торгово-описательного рассказа, совмещал выдумку с репортажем, творческую фантазию и документальную достоверность.

Аркадия Любченко (1899-1945) называли одним из крупнейших новелістів суток. «Его новеллы - это как будто старинная греческая здание. Нет в ней ни очень синего неба, ни нарочитих эффектов, ни расхлябанности некоторых его современников. Наоборот, в его художественной здания является классическая гармония всех элементов литературного произведения: языка, сюжета, композиции и стиля» (Юрий Стефаник). Художник стремился соединить в новеллах две стилевые тенденции: реалистичную, с глубоким психологизмом и ліризацією, им прессионистическими вкраплениями («Гордийко», «Чужие», «В берегах») и неоромантическую («Гайдар», «Зяма»). Писатель мастерски овладел психологически-выразительными возможностями першоособової повествования. Любченко лелеял «рубленую прозу», то есть короткие, словно вспышки, предложения, которые передают минутные впечатления и настроения персонажей, богатую цветовую палитру.

Системой образов новеллы «Кровь» писатель утверждает мысль: власть - это всегда ответственность. Лидер и масса - этот мотив аллегорически разворачивается в произведении. Старый волк-вожак уже не может выполнять свою роль, но должен быть всегда впереди, вести стаю за собой. Всезнающий рассказчик мастерски воспроизводит состояние волков, их мироощущение. Автор словно проникает в душу старого волка, передает его страх. Любченко применяет новеллистический пуант (франц. pointe - острие, острый конец), поэтому финал впечатляющий. Стая волков должна была вот-вот наброситься на старого вожака, чтобы растерзать его. Однако при этих трагических обстоятельствах судьба дарит ему шанс умереть красиво, в последний раз в жизни почувствовать наслаждение погони, борьбы и победы.

Повесть. Новых качеств приобрела и повесть, изобразив идейные, духовные и нравственные искания человека первой трети XX века. Она опиралась на национальную традицию, которая в XIX веке достигла расцвета в таких жанровых разновидностях, как семейно - бытовая, социально-бытовая, историческая, приключенческая, психологическая, фольклорно-лирическая. Теперь писатели смело шли на эксперимент, применяя новейшие приемы письма: монтаж, временные смещения, ассоциативное мышление, мозаичную композицию, «поток сознания» и другие. Это, в частности, свидетельствует символістська повесть «Голубой роман» Гната Михайличенко, насыщена символикой, аллегорическими образами, богатой колористикой, лиризмом. Таким образом, автор моделировал ход революционных событий в Украине. Голубой цвет символизирует загадочность души персонажей, зосібно Ты и Инны. Инна - это Украина, Ты - украинский народ. Автор тонко воссоздает сложную гамму чувств героев. Они бурно реагируют на калейдоскопическую смену событий в Украине, переживают за ее судьбу.

Среди жанровых разновидностей выделяется лирическая повесть, в которой часто повествование ведется от имени лирического «я». Здесь органично сочетаются лиризм с достоверностью, конкретностью и даже документальностью изображаемых событий. Часто лирические повести писали в поэтике импрессионизма. Скажем, импрессионистическим повестям Михаила Ивченко «Шумы весенние», «Горели степи» присущи лирический драматизм и глубокий психологизм. В биографической повести о Сковороде «В тенетах дали» художник ставит вопрос связи человека с вечностью и «душой» родной земли. Четыре импрессионистические повести создал Андрей Головко - «Могу», «Красный роман», «Зеленые сердцем», «Пасынки степи».

Повесть «Могу»(1922) написано «рубленой прозой», то есть предложение здесь именительные, безличные, короткие, неполные, как «відрубки»: «Хорошо», «Было скучно», «Так молодо пахло из степи». Они передают соответствующую эмоциональную атмосферу, создают обескураживающее настроение. Сюжет строится не по классическому образцу, когда налицо такие его узлы, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, а развивается в соответствии с изменениями настроений и переживаний главного героя повести - Гордеца. Воссоздан и коллективизм, утверждение «нового быта» (жгут иконы), ригористичної морали, когда любовь, альтруизм, индивидуальный мир личности перечеркиваются во имя общественной морали. Повесть пронизана солнечным светом, оптимистичным утверждением жизни вчерашнего бойца, смертельно больного чахоткой Гордея.

Ужасные события Первой мировой войны как глобального преступления империализма, ее антигуманный характер нашли отражение в произведениях Ольги Кобылянской, Леся Мартовича, Марка Черемшины, Василия Стефаника, Мирослава Ирчана, Юрия Смолича, Осипа Турянского.

Жанровая палитра повести этой эпохи характеризуется большими аналитическими и познавательными возможностями. Она испытывает детективную и сатирическую поэтику (Юрий Смолич, Николай Хвылевой), обогащается мотивами пригодництва (Олесь Досвитний, Юрий Яновский) и исторического биографизму (Степан Васильченко), а главное - создает такой новый в писательстве жанр, как киноповесть. Здесь соединяются в одно целое жанровые признаки эпоса и кино. Сюжет и авторские описания, комментарии, отступы, характеристики героев разрабатываются, как и в повести, но дополняются кинематографическими приемами рассказа (распределение действия на мелкие сценки, лаконичные диалоги, монтажный принцип сочетания и чередования эпизодов и т.д.). Создателями жанра киноповести были Александр Довженко, Андрей Головко, Николай Бажан, Юрий Яновский.

Роман - зеркало жизни. Качественно нового уровня художественного синтеза достиг роман, занимая с конца 20-х годов господствующее место. «Американцы» Олеся Досвитнего, «Последний Ейджевуд» Юрия Смолича, «За плугом» Варвары Чередниченко, «Сорняк» Андрея Головко - первые произведения этого жанра, что обрисовали исторически правдивый и эпически широкий взгляд на эпоху и ее людей. В романе «Бурьян» (1927) Андрея Головка образ села Обуховки, «забытой Богом глуши», с крайней бедностью, беззащитностью крестьян, вырастает до символа разрушенной войной и порабощенной большевиками Украины. «Новая власть» только провозглашает справедливость и равенство, а на самом деле ее пронизывает коррумпированность. В деревне богачи под руководством коммуниста-переродженця, главы сельсовета Матюхи «свили себе гнездо», захватили власть и жестоко эксплуатируют крестьян. их поддерживает районное руководство - секретарь райкома партии Миронов, начальник милиции Сахновский. Советская власть, призвана по-новому организовать жизнь, оказалась антигуманной, жестокой. Права человека цинично попирались, лицо приносили в жертву причудливым, безликим и знелюдненим идеям. Нарушается в романе и традиционная проблема личности и общества, выдвинутая еще романтиками, но теперь уже не в плане антитезы «человек» - «мещанское среда», а в значительно более глубоком социальном и психологическом планах, порожденных новой властью. Автор мастерски строит напряженный сюжет, действие разворачивается по принципу дихотомии (расчленение на две части, которые сопоставляются): противопоставляются образы коммуниста-переродженця Корнея Матюхи и коммуниста Давида Веревки, также существуют другие оппозиционные пары. Духовное величие Веревки, что вырастает из народной этики, и безнравственность Матюхи определяют характерные полюса новой эпохи, поднимают проблему антигуманности власти с не меньшей глубиной и трагизмом, чем это делали украинские романисты XIX века. Андрей Головко исследовал в своем романе актуальные проблемы времени, заставляя читателя задуматься над тем, гуманной является большевистская власть, присущ ли ей движение в высших и лучших форм, в чем заключаются достоинство человека, смысл и цель ее существования.

Межпредметные параллели.

Роман утверждался в условиях, когда возобладали теории о «смерти» романа. В 1923 году английский поэт Томас Стернз Элиот писал в связи с появлением романа «Улисс» Джеймса Джойса: «Роман умер с Гюставом Флобером и Генри Джеймсом». Через два года испанский философ Хосе Ортега-и-Гасет возложил вину за смерть романа на Федора Достоевского и Марселя Пруста, которые, мол, исчерпали все его потенциальные возможности и стимулы для дальнейшего развития. В Украине аналогичные взгляды относительно романа защищал критик Феликс Якубовский, утверждая, что И роман отжил свой век. Однако Александр Белецкий в обзоре украинской прозы за 1925 год видел перспективы романа и призвал художников создать новый роман, предсказывая ему ведущую роль в украинской литературе.

В конце 20-х - первой половине 30-х годов романная форма активно развивается, приобретает интересных жанровых разновидностей. Романы «Мастер корабля», «Четыре сабли», «Всадники» Юрия Яновского, «Мать» Андрея Головко, «Город», «Небольшая драма» Валерьяна Под могильного, «Болезнь» Евгения Плужника, «Вальдшнепы» Николая Хвылевого, «Мария», «Волынь» Уласа Самчука - это важные вехи украинского еносу, свидетельство его зрелости. Роман полнее и глубже, чем другие жанры дал панораму политических, общественных и духовных отношений первой половины XX века, осветил процесс формирования человека в ее нравственных поисках и связях с другими людьми, охватил исторический, философский и этический материал. Роман становится удивительно гибким: он сохранил и традиционные средства раскрытия конфликта (борьба героев, диалог, авторский комментарий, ясная развязка и т.п.) и вступил в косвенных средств (подтекст, позафабульні компоненты, детали приобретают символический лейтмотива, использование приемов кино). Применяя классическую композицию относительно времени и последовательности развертывания событий, романисты одновременно пользуются и модерной, с переставленням временных плоскостей и видениями, возвращением прошлого, как это делается в кино. Возникают новеллистический роман«Четыре сабли», «Всадники» Юрия Яновского), роман-решения («Мастер корабля» Юрия Яновского, «Вальдшнепы» Николая Хвылевого),роман панорама («Мать» Андрея Головка), роман-памфлет («Сорок восемь часов» Юрия Смолича). Продолжают развиваться социально-бытовой и психологический романы («Город», «Небольшая драма» Валерьяна Подмогильного, «Освобождение» Александра Копыленко, «Чад» Якова Качуры), биографический («Алина и Костомаров», «Романы Кулиша» Виктора Петрова-Домонтовича), исторический («Мазепа» Богдана Лепкого, «В степях» Саввы Божко), сатирический («Интеллигент» Николая Скрипника, «По ту сторону сердца» Юрия Смолича, «Голландия» Дмитрия Бугская, «Болезнь» Евгения Плужника), научно-фантастический и приключенческий («Солнечная машина» Владимира Винниченко, «Прекрасные катастрофы» Юрия Смолича, «Черный Ангел» Олексы Слисаренко, «Двери в день» Гео Шкурупия). Культивируют интеллектуальную прозу и утверждают урбанистический роман Валерьян Под могильный («Город»), Виктор Домонтович («Без почвы», «Доктор Серафикус»), насыщая свои произведения глубоким психологизмом, философскими размышлениями, парадоксальными суждениями, полемічністю. Роман-эпопею утвердили в украинской прозе Богдан Лепкий («Мазепа») и Улас Самчук («Волынь»).

Со становлением тоталитарного режима в 30-х годах роман испытывает кризиса, теряется его критически-познавательное значение, художественная правда уступает «лакировке» действительности, описательности. Власть требует от романиста «воспевать» социалистическую индустриализацию и коллективизацию, культурную революцию с ее пафосом «новой пролетарской морали» и «нового человека». В результате такого социального заказа возник производственный роман, в котором людинознавчий аспект уступает описанию производственных процессов, административных конфликтов. Пропагандируются «шпиономания», обязательное разоблачение «буржуазных спецов», «классовых врагов». Такой же одномерной стала и проза о деревне и коллективизации.

Однако не эти негативные признаки определяют лицо украинского романа суток. В его содержание мощно входит вся многоаспектность тогдашней жизни. Роман становится зеркалом эпохи.