III. Литература конца XVIII - начала XX вв.
Общий обзор
Выход в 1798 г. первых трех частей
«Энеиды» И. Котляревского знаменовал начало нового этапа в истории
украинской литературы, зарождения новой украинской литературы с живой
народным языком.
Периоды развития новой украинской
литературы:
1) конец XVIII - начало XIX вв.
2) 40 - 60-е годы XIX в.
3) 70 - 90-е годы XIX в.
4) конец XIX в. - начало XX вв.
Характерные признаки новой украинской
литературы:
- развитие путем народности;
- влияние сентиментализма и романтизма
- литературных течений, пришедших с Запада;
- на первом плане - протест народа
против социального и национального угнетения;
- появление новых тем
социальной и национальной неволи, совместной борьбы трудящихся против царизма,
предательства части казацкой старшины;
- появление новых образов народных
мстителей, женщины-страдалицы, сатирические образы царей,
господ-либералов;
- появление новых жанров:
лиро-эпическая поэма, стихотворение, басня, баллада, социальная и историческая повести,
реалистичная драма, гражданская и интимная лирика.
Период
развития новой украинской литературы
|
Течение
|
Представители
|
Конец
XVIII - начало XIX вв.
|
классицизм
|
И.
Котляревский («Энеида»),
Г.
Квитка-Основьяненко (рассказ), П. Гулак-Артемовский
|
сентиментализм
|
Г.
Квитка-Основьяненко (повести «Маруся», «Сердешна Оксана», «Козырь-девка»,
«Искренняя любовь»)
|
20
- 60-е годы XIX в.
|
романтизм
|
Есть.
Гребенка, Л. Боровиковский,
А.
Метлинский, М. Костомаров,
В;
Забила, М. Петренко, Анна Барвинок, Т. Шевченко (раннее творчество), П. Кулиш
и др.
|
Вторая
половина XIX в.
|
реализм
|
С.
Руданский, А. Свидницкий, Марко Вовчок, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный,
Иван Билык, Б. Гринченко,
И.
Франко, П. Грабовский
|
Классицизм (от лат. «образцовый») - направление в
европейской литературе и искусстве, которое впервые заявил о себе в итальянской
культуре XVI в., наибольшего расцвета достиг во Франции (XVII в.), был
присущ всем европейским літературам к первой четверти XIX в., в Украине
не развился как целостная структурированная система, преимущественно ориентировался на
низкие жанры (травестийная поэма, комедия, басня, эпиграмма).
Характерные признаки:
- абсолютизация эстетического идеала
античности;
- простая прозрачная построение произведения;
- красота как совершенство формы -
основная цель художественного произведения;
- точно, без прикрас,
формулирование мысли;
- традиционная каноническая (четкая
система «высоких» и «низких» жанров, использование определенных художественных средств,
изображения четко очерченных художественных образов).
Сентиментализм (от фр. «чувство», «чувствительность») -
направление в литературе второй половины XVIII - начала XIX в., что развивался как отрицание
классицизма.
Характерные признаки:
- особое внимание к духовному миру
человека;
- герои произведений - духовно богатые,
чуткие, добросердечные люди;
- идеализация действительности;
- культ природы;
- преувеличение чувств;
- основное внимание
уделялось чувствам и страстям простого человека (моральные черты простого человека
- образец совершенства); цель - растрогать читателя, вызвать сочувствие к
несчастной судьбе героев;
- главную роль играет психологическое
мотивации поведения персонажей.
Романтизм (фр. romantisme - romanus - римский) - литературное направление,
возникший в конце XVIII в. в Германии и существовал в литературе Европы и
Америки в первой половине XIX в. Романтизм мыслился его создателями как
антикласицистичний направление.
Романтизм - «тайный почва души и
сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному,
стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, создаваемых фантазией» (В.
Белинский).
Украинский романтизм развился в
20 - 60-е годы XIX века как реакция против имеющихся бурлескных и травестійних
традиций, развился, прежде всего, под влиянием углубленного изучения народной
творчества.
Характерные признаки:
- противопоставление
реальной действительности, что не удовлетворяет художника, картин жизни желаемого, созданного
мечтой, приподнятого над действительностью;
- исключительные характеры в исключительных
обстоятельствах;
- лиризм, фантастика;
- возвращение к
правды, простоты и народности, что дало окрыленные образы, пространство живом выразительные
писательской индивидуальности;
- протест против классицистического
культа разума (подобно сентименталістів);
- основное внимание
уделяется не рациональному, а чувственном, не внешнем, а внутреннем,
не объективном, а в субъективном. «Мир души торжествует победу над внешним
миром» (Гегель);
- изображение «чувственной» стороны
человеческого бытия не так односторонне, как в сентимен талістів: романтики уделяют
внимание единстве чувств и разума, эмоций и идей;
- усиленный интерес к фольклору:
- взаимопроникновение
и взаимодействие поэзии, музыки, живописи (романтики особенно ценили музыку);
- народ и история -
основные темы украинской романтики;
- утверждение в
украинской литературе новых жанров: баллады, исторической и лиро - эпической поэмы,
думы, медитации, трагедии, драмы, гражданской и интимной лирики;
- расширение
проблематики литературы, развитие художественной фантазии и условных средств;
- литература
романтизма «сознательно поставила себе задачу создать “полную литературу”, которая
могла бы удовлетворить духовные потребности всех кругов и слоев украинского
общества» (Д. Чижевский).
Развитие украинского
романтизма имеет три периода:
1) 1835 - 1844 гг. - харьковский:
2) 1840 - 1847 гг. - киевский;
3) 1855 - 1862 гг. - петербургский.
Реализм (от лат. «вещь, дело»,
«материальный») - литературное направление, характеризуется правдивым и
всесторонним отражением действительности на основе типизации жизненных явлений; ведущий
критерий художественности - верность действительности, стремление к непосредственной
достоверности, «воспроизведение» жизни в формах самой жизни.
Характерные черты:
- рационализм;
- раціоцентричний
психологизм (отождествление психики и сознания, недооценка позасвідомих
процессов);
- истинно,
конкретно-историческое, всестороннее изображение типичных событий и характеров в типичных
обстоятельствах при верности деталей;
- принцип точной
соответствия реальной действительности осознается как критерий художественности, как сама
художественность;
- характер и поступки
героя объясняются его социальным происхождением и положением, условиями
повседневной жизни;
- упрощение образов,
их стандартизация;
- личность -
доля определенного социального класса;
- вторичность человеческой
души (объяснение всех психологических процессов как следствия экономических и
социальных причин);
- конфликтность
(драматизация) как сюжетно-композиционный способ формирования художественной правды;
- свободная строение
произведений; .
- преимущество эпических,
прозаических жанров в литературе (рассказ, повесть, роман), ослабление
лирического струи искусства;
- решение проблем на основе
общечеловеческих ценностей;
- ослабление роли
автора в художественном произведении (рассказ ведется преимущественно от третьего лица.
Реалистичные
течения второй половины XIX века в украинской литературе
• Торгово-просветительский реализм:
писатели демократизирована обращаются к жизненному материалу, в художественных
произведениях появляются представители разных социальных слоев, художник сознательно воплощает
радости и волнения своей эпохи и раскрывает определенное настроение времени, притом
главным объектом типизации делает социальную природу своих героев, целью
общества считают человеческое счастье, путь к которому - переустройство общества
согласно ума; выдвигаются идеи ценности человека, патриотизма, осуждения
эксплуатации человека человеком, утверждение самосознания и самоценности личности.
Но преувеличивается роль общественной среды в формировании личности.
Элементы обиходно-просветительского
реализма имеют место в произведениях: «Катерина» Т. Шевченко, «Человек» О.
Кобылянской, «Институтка» Марко Вовчок, «Хозяин» И. Карпенко-Карого,
«Перекрестные тропы» И. Франка, «Черная рада» П. Кулиша и др.
• Революционный реализм: наличие в
произведениях идей кардинального изменения жизни общества, откровенного призыва к
борьбы за лучшую долю народа, за утверждение действительного мира, прекрасного и
справедливого («Завещание», «Гайдамаки» Т. Шевченко, «Гимн» И. Франка и др.).
Позже революционный реализм перерос в социалистический.
• Классический реализм: «наследник»
просветительского реализма, обогащенный достижениями художественно-психологическими,
объект писательского изображения - человек и его внутренний мир, который достаточно
глубоко исследуется, раскрывается психология обычного, типичного человека.
Классический реализм имеет уникальное качество: он поднимается над своими создателями и
оставляет их далеко позади («Разве ревут волы, как ясли полные?» Панаса Мирного,
«Кайдашева семья» И. Нечуя-Левицкого, «Хозяин» И. Карпенко-Карого и др.).
• Критический реализм: в основе -
принцип историзма, правдивого изображения действительности; смелое обличение пороков
общественного строя, отрицание законов существующей системы, задача искусства не
только отразить мир, но и дать ему оценку («Сон» («У всякого своя
судьба...»), «Кавказ» Т. Шевченко, «Моисей» И. Франко» и др.).
Модернизм (от фр. «новейший», «современный») -
философско-эстетическая и художественная система, которая сложилась на рубеже XIX - XX вв. и
объединила новейшие направления и течения, которым присуща большее внимание к внутреннему
мира человека и большая творческая свобода в его раскрытии. Модернисты провозглашали
преимущественное внимание к индивидуальным, а не общественным ценностям, сосредоточение на
сложности и неоднозначности современной действительности.
Характерные черты украинского
модернизма:
- стремление проникнуть в душу
человека, в суть явления;
- индивидуализм - па смену массовизма
(сосредоточение на «Я» автора, героя, читателя);
- использование символа как средства
познания и воссоздания мира;
- эстетизм;
- в произведениях утверждается преимущество
формы над содержанием;
- психологизм, пристальное внимание к
позасвідомих сфер психики, к внутренней борьбы раздвоенного человеческого «Я»;
- лиризм в прозе, драматургии,
публицистике;
- условность;
- идеологичность;
- красота - цель творчества (и форма, и
содержание);
- культ силы воли, активности,
борьбы;
- появление новых жанров: лирической новеллы,
лирической драмы, драматической поэмы, драмы - феерии и др.