Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

III. Литература конца XVIII - начала XX вв.

 

Общий обзор

Выход в 1798 г. первых трех частей «Энеиды» И. Котляревского знаменовал начало нового этапа в истории украинской литературы, зарождения новой украинской литературы с живой народным языком.

Периоды развития новой украинской литературы:

1) конец XVIII - начало XIX вв.

2) 40 - 60-е годы XIX в.

3) 70 - 90-е годы XIX в.

4) конец XIX в. - начало XX вв.

Характерные признаки новой украинской литературы:

- развитие путем народности;

- влияние сентиментализма и романтизма - литературных течений, пришедших с Запада;

- на первом плане - протест народа против социального и национального угнетения;

- появление новых тем социальной и национальной неволи, совместной борьбы трудящихся против царизма, предательства части казацкой старшины;

- появление новых образов народных мстителей, женщины-страдалицы, сатирические образы царей,

господ-либералов;

- появление новых жанров: лиро-эпическая поэма, стихотворение, басня, баллада, социальная и историческая повести, реалистичная драма, гражданская и интимная лирика.

Период развития новой украинской литературы

Течение

Представители

Конец XVIII - начало XIX вв.

 

классицизм

И. Котляревский («Энеида»),

Г. Квитка-Основьяненко (рассказ), П. Гулак-Артемовский

сентиментализм

Г. Квитка-Основьяненко (повести «Маруся», «Сердешна Оксана», «Козырь-девка», «Искренняя любовь»)

20 - 60-е годы XIX в.

романтизм

Есть. Гребенка, Л. Боровиковский,

А. Метлинский, М. Костомаров,

В; Забила, М. Петренко, Анна Барвинок, Т. Шевченко (раннее творчество), П. Кулиш и др.

Вторая половина XIX в.

реализм

С. Руданский, А. Свидницкий, Марко Вовчок, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Иван Билык, Б. Гринченко,

И. Франко, П. Грабовский

Классицизм (от лат. «образцовый») - направление в европейской литературе и искусстве, которое впервые заявил о себе в итальянской культуре XVI в., наибольшего расцвета достиг во Франции (XVII в.), был присущ всем европейским літературам к первой четверти XIX в., в Украине не развился как целостная структурированная система, преимущественно ориентировался на низкие жанры (травестийная поэма, комедия, басня, эпиграмма).

Характерные признаки:

- абсолютизация эстетического идеала античности;

- простая прозрачная построение произведения;

- красота как совершенство формы - основная цель художественного произведения;

- точно, без прикрас, формулирование мысли;

- традиционная каноническая (четкая система «высоких» и «низких» жанров, использование определенных художественных средств, изображения четко очерченных художественных образов).

Сентиментализм (от фр. «чувство», «чувствительность») - направление в литературе второй половины XVIII - начала XIX в., что развивался как отрицание классицизма.

Характерные признаки:

- особое внимание к духовному миру человека;

- герои произведений - духовно богатые, чуткие, добросердечные люди;

- идеализация действительности;

- культ природы;

- преувеличение чувств;

- основное внимание уделялось чувствам и страстям простого человека (моральные черты простого человека - образец совершенства); цель - растрогать читателя, вызвать сочувствие к несчастной судьбе героев;

- главную роль играет психологическое мотивации поведения персонажей.

Романтизм (фр. romantisme - romanus - римский) - литературное направление, возникший в конце XVIII в. в Германии и существовал в литературе Европы и Америки в первой половине XIX в. Романтизм мыслился его создателями как антикласицистичний направление.

Романтизм - «тайный почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, создаваемых фантазией» (В. Белинский).

Украинский романтизм развился в 20 - 60-е годы XIX века как реакция против имеющихся бурлескных и травестійних традиций, развился, прежде всего, под влиянием углубленного изучения народной творчества.

Характерные признаки:

- противопоставление реальной действительности, что не удовлетворяет художника, картин жизни желаемого, созданного мечтой, приподнятого над действительностью;

- исключительные характеры в исключительных обстоятельствах;

- лиризм, фантастика;

- возвращение к правды, простоты и народности, что дало окрыленные образы, пространство живом выразительные писательской индивидуальности;

- протест против классицистического культа разума (подобно сентименталістів);

- основное внимание уделяется не рациональному, а чувственном, не внешнем, а внутреннем, не объективном, а в субъективном. «Мир души торжествует победу над внешним миром» (Гегель);

- изображение «чувственной» стороны человеческого бытия не так односторонне, как в сентимен талістів: романтики уделяют внимание единстве чувств и разума, эмоций и идей;

- усиленный интерес к фольклору:

- взаимопроникновение и взаимодействие поэзии, музыки, живописи (романтики особенно ценили музыку);

- народ и история - основные темы украинской романтики;

- утверждение в украинской литературе новых жанров: баллады, исторической и лиро - эпической поэмы, думы, медитации, трагедии, драмы, гражданской и интимной лирики;

- расширение проблематики литературы, развитие художественной фантазии и условных средств;

- литература романтизма «сознательно поставила себе задачу создать “полную литературу”, которая могла бы удовлетворить духовные потребности всех кругов и слоев украинского общества» (Д. Чижевский).

Развитие украинского романтизма имеет три периода:

1) 1835 - 1844 гг. - харьковский:

2) 1840 - 1847 гг. - киевский;

3) 1855 - 1862 гг. - петербургский.

Реализм (от лат. «вещь, дело», «материальный») - литературное направление, характеризуется правдивым и всесторонним отражением действительности на основе типизации жизненных явлений; ведущий критерий художественности - верность действительности, стремление к непосредственной достоверности, «воспроизведение» жизни в формах самой жизни.

Характерные черты:

- рационализм;

- раціоцентричний психологизм (отождествление психики и сознания, недооценка позасвідомих процессов);

- истинно, конкретно-историческое, всестороннее изображение типичных событий и характеров в типичных обстоятельствах при верности деталей;

- принцип точной соответствия реальной действительности осознается как критерий художественности, как сама художественность;

- характер и поступки героя объясняются его социальным происхождением и положением, условиями повседневной жизни;

- упрощение образов, их стандартизация;

- личность - доля определенного социального класса;

- вторичность человеческой души (объяснение всех психологических процессов как следствия экономических и социальных причин);

- конфликтность (драматизация) как сюжетно-композиционный способ формирования художественной правды;

- свободная строение произведений; .

- преимущество эпических, прозаических жанров в литературе (рассказ, повесть, роман), ослабление лирического струи искусства;

- решение проблем на основе общечеловеческих ценностей;

- ослабление роли автора в художественном произведении (рассказ ведется преимущественно от третьего лица.

Реалистичные течения второй половины XIX века в украинской литературе

• Торгово-просветительский реализм: писатели демократизирована обращаются к жизненному материалу, в художественных произведениях появляются представители разных социальных слоев, художник сознательно воплощает радости и волнения своей эпохи и раскрывает определенное настроение времени, притом главным объектом типизации делает социальную природу своих героев, целью общества считают человеческое счастье, путь к которому - переустройство общества согласно ума; выдвигаются идеи ценности человека, патриотизма, осуждения эксплуатации человека человеком, утверждение самосознания и самоценности личности. Но преувеличивается роль общественной среды в формировании личности.

Элементы обиходно-просветительского реализма имеют место в произведениях: «Катерина» Т. Шевченко, «Человек» О. Кобылянской, «Институтка» Марко Вовчок, «Хозяин» И. Карпенко-Карого, «Перекрестные тропы» И. Франка, «Черная рада» П. Кулиша и др.

• Революционный реализм: наличие в произведениях идей кардинального изменения жизни общества, откровенного призыва к борьбы за лучшую долю народа, за утверждение действительного мира, прекрасного и справедливого («Завещание», «Гайдамаки» Т. Шевченко, «Гимн» И. Франка и др.). Позже революционный реализм перерос в социалистический.

• Классический реализм: «наследник» просветительского реализма, обогащенный достижениями художественно-психологическими, объект писательского изображения - человек и его внутренний мир, который достаточно глубоко исследуется, раскрывается психология обычного, типичного человека. Классический реализм имеет уникальное качество: он поднимается над своими создателями и оставляет их далеко позади («Разве ревут волы, как ясли полные?» Панаса Мирного, «Кайдашева семья» И. Нечуя-Левицкого, «Хозяин» И. Карпенко-Карого и др.).

• Критический реализм: в основе - принцип историзма, правдивого изображения действительности; смелое обличение пороков общественного строя, отрицание законов существующей системы, задача искусства не только отразить мир, но и дать ему оценку («Сон» («У всякого своя судьба...»), «Кавказ» Т. Шевченко, «Моисей» И. Франко» и др.).

Модернизм (от фр. «новейший», «современный») - философско-эстетическая и художественная система, которая сложилась на рубеже XIX - XX вв. и объединила новейшие направления и течения, которым присуща большее внимание к внутреннему мира человека и большая творческая свобода в его раскрытии. Модернисты провозглашали преимущественное внимание к индивидуальным, а не общественным ценностям, сосредоточение на сложности и неоднозначности современной действительности.

Характерные черты украинского модернизма:

- стремление проникнуть в душу человека, в суть явления;

- индивидуализм - па смену массовизма (сосредоточение на «Я» автора, героя, читателя);

- использование символа как средства познания и воссоздания мира;

- эстетизм;

- в произведениях утверждается преимущество формы над содержанием;

- психологизм, пристальное внимание к позасвідомих сфер психики, к внутренней борьбы раздвоенного человеческого «Я»;

- лиризм в прозе, драматургии, публицистике;

- условность;

- идеологичность;

- красота - цель творчества (и форма, и содержание);

- культ силы воли, активности, борьбы;

- появление новых жанров: лирической новеллы, лирической драмы, драматической поэмы, драмы - феерии и др.