Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

III. Литература конца XVIII - начала XX вв.

 

Тема 7. Иван Котляревский

 

Иван Петрович Котляревский - выдающийся украинский писатель, поэт, драматург, основатель современной украинской литературы, общественный деятель.

Котляревский жил и творил в эпоху больших общественно-исторических преобразований, главным содержанием которых было вызревания острого кризиса феодального общества и переход к новой, капиталистической формации.

Его поэма «Энеида» (1798) открыла новый этап развития украинской литературы, это первый в украинской литературе произведение, написанное на народном языке.

«Энеида»

1798 г. было напечатано три части поэмы И. Котляревского «Энеида». Произведение стало первой ласточкой новой украинской литературы.

1809 г. - вышла четвертая часть произведения, в 1822 г, - пятая, 1825 - 1826 гг. - поэму завершено полностью, 1842 г. (после смерти писателя) - выдано.

Использовав сюжет поэмы римского поэта Вергилия, Котляревский травестував его, наполнил национальным содержанием и создал вполне оригинальную поэму, в которой с энциклопедической широтой и точностью отобразил жизнь и быт украинского народа. Произведение написано живым разговорным языком, легким, игривым и шутливым стихотворением. Главное достоинство «Энеиды» - яркий национальный колорит, многостороннее изображение жизни всех слоев общества XVIII в., прежде всего казачества, его борьбе за государственность после разрушения Запорожской Сечи в 1775 г.

По жанру «Энеида» - травестийная бурлескная поэма.

Система стихосложения - силаботонічна: в каждой строке есть определенная последовательность в чередовании ударных и безударных составов.

Стихотворный размер - ямб.

Строфа - десятирядкова (децина).

Композиция. 6 частей (сравните: в Вергилия - 12). Котляревский вплетает в произведение эпизоды из жизни украинских казаков, старшины, крестьянства, мещан, священников; масштабные описания быта украинского общества, что делает произведение оригинальным.

Тематика. У Вергилия: изображения и воспевание захватнических войн его предков.

У Котляревского: изображения действительности XVIII в., показ паразитизма, насилия, взяточничества, пьянства, корыстолюбия, тщеславия господствующих классов, акцент на их социальной и моральной ничтожности.

Общая картина общества и взаимоотношений в нем дана поэтом в описании ада и рая, которые населены в соответствии с представлений народа, как это изображено в народных легендах и песнях. В раю - убогие; вдовы, сироты, те, что «процента не лупили», а помогали нищим; те, что «жили голодные под заборами»; с которых смеялись, которых оскорбляли и «внедряли в затылок и по плечам». В аду - господа, чиновники, мошенники и т.д. На первом плане - помещики-крепостники, за ними - казацкая старшина, купцы, судьи, менялы, чиновники, корчмари, офицеры.

Проблематика: Котляревский нарушает ряд общественно важных для украинского народа проблем: социального неравенства, защиты родной земли от врагов, гражданского долга, чести семьи, воспитания детей, дружбы, любви и другие.

В поэме Котляревский противопоставил затхлости жизни свободолюбивых и независимых троянцев-запорожцев, воспел их высокие моральные качества: любовь к родной земле, готовность идти ради нее на самопожертвование, честность и благородство, показал самобытность украинцев.

Краткое пересказ произведения

После того как греки разрушили Трою, внук троянского царя Энея, выполняя волю богов, с некоторыми троянцами «куда глаза почухрав». Но Зевс-Юпитер обещал матери Энея - Венере, что ее сын построит «сильное царство» и заведет «свое там панство». Путь путешественников был нелегким и насыщенным многими событиями.

Часть И

- Юнона через свою ненависть к Энея просит Эола (бога ветров) нагнать на троянцев ветры - у путешественников возникает «морская болезнь».

- Двухлетнее пребывание в гостях у Дидоны в Карфагене (развлечения, гуляния, любовь Дидоны и Энея).

- Зевс, увидев гуляния троянцев, разозлился и послал Меркурия [бога торговли, выступал в роли вестника Зевса] до Карфагена напомнить Энею, что он должен делать.

- Дидона, узнав, что Эней от нее едет, сожгла себя.

Часть II

- Поднимается на море буря, троянцы вынужденно останавливаются на сицилийской земле, где правил царь троянского происхождения на имя Ацест, что основал на острове Сицилия город Сегесту.

- Пребывание в Ацеста (роскошные поминки по Анхізу, отцу Энея; игрища, богатырские бои). -

- Зевс по просьбе Меркурия вмешивается в земные дела.

- Юнона подговаривает свою служанку Ірисю (посредницу между богами и людьми) поджечь лодки.

- Дождь потушил пожар.

- Нептун обещает Венере, что Эней в море будет в безопасности.

Часть III

- Пребывание на Кумській земли (на юге Италии).

- Эней идет искать дорогу в ад: был опечаленный, потому что ему снились отец и Плутон, бог подземного царства.

- Встреча с женщиной-пророчницею Сівіллою (внешне напоминала старое «бабище»), которая повела Энея в ад: «пошли под землю темнотой» по улице, где жили Дремота, Зівота, Смерть, а за ними в ряд стояли: чума, война, холод, голод и все другие мирськії бедствия; были здесь злые женщины, свекрови, мачехи, сердитые мужчины, шурини, братья и другие нищета; неправедные судьи и ісправники, секретари и остальные чиновники, «квартал был целый бродяг, пьяниц, розпутниць».

- Поколдовав, Эней попрощался с отцом, и вместе с Сівіллою вернулся обратно на землю к троянцев.

Часть IV

- Путешественники благодаря Эола обошли остров злой волшебницы, царицы Цірцеї.

- Остановка на латинской земле возле русла реки Тибр, где правил Латин. Сойдя на берег, троянцы начали «копать, строит...», выучили за неделю латинский язык (Энея стали звать Енеусом).

- Троянцы подружились с Латином, а царь решил отдать свою дочь замуж за Энея.

- Юнона продолжает следить за троянцами, решает пролить кровь троянскую, использовав Турна. Сговорившись с фурией Тезіфонею, приказала ей сделать «похороны со свадьбы».

- Фурия по сговору с Юноной решила всех обездолить: троянцев всех поесть, Амату с Турном соединить, Латынь же «в темя дурь пустить».

- Турн объявляет войну Латынь и Энею.

- Енеєве войско готовится к войне.

Часть V

- Эней обращается за помощью к богов, но ответа не получает.

- На берегу реки Тибр Энею снится сон, в котором старый дед дает ему совет, как победить Турна: побрататься с аркадянами, царем которых является Эвандра.

- Эней гостит в царстве Евандра.

- Юнона посылает к Турна Ірисю, чтобы и предупредила его о Енеїв поход.

- Турнове не удалось взять крепость, и тогда он дает приказ сжечь троянский флот. Дым от его костра дошел аж до богов.

- Венера, переживая за сына, просит в Цібелли [матери всех богов] вступиться за троянский флот.

- Низ и Эвриал, молодые, храбрые, крепкие воины, стоят на страже троянцев.

- В Низа возникает план забраться в Рутульський лагерь и перерезать врагов.

- «Наши смілії вояки тут мовча проливали кровь».

- Латинці убивают Низа и Эвриала, их головы цепляют на копья, чтобы запугать троянцев («Так кончили жизнь казаки, Сделав славнії услуги на вечность памяти своей»).

- Троянцы активно наступают на Турна, который прыгнул в воду и пустился вплавь».

Часть VI

- Разъяренный Зевс запрещает богам вмешиваться в людей.

- Венера обращается к Зевсу с просьбой спасти Энея.

- Между Юноной и Венерой возникает серьезная ссора («богини в гневе также бабы...»).

- Битва между троянцами и рутульцями длится.

- Эней с Іулом возз'єднались.

- Юнона под видом Энея появилась до Турна. Турн, увидев своего врага, бросился его убить. Юнона (все еще в образе Энея) прибежала к морю и скрылась в байдаке, а Турн, пытаясь расправиться с марой Энея, прыгнул в байдак. Юнона превратилась в кукушку и полетела. Турн уже был среди моря.

- Троянцы готовились к штурму латинского города. Снова началась война, но уже возле ворот латинцам.

- Поединок Турна и Энея. Энея ранен в ногу.

- Благодаря чудодейственному зелью (Венера попросила Япіда), Эней продолжает битву и убивает Турна (направдяє свой меч в рот рутульця и трижды возвращает, «чтобы больше не было хлопот»).

- «Душа полетела к рутульскому ада, хоть и не хотела, к господину Плутона на пир.

Живет кто в мире опрометчиво, поэтому нигде не будет вкусно, а более, когда и совесть жметь».

Идея

В произведении осужден жестокость господ, паразитизм и моральное падение, взяточничество и лицемерие чиновников; воспето большую любовь к родной земле и готовность идти на самопожертвование. Благородный и честный народ сможет построить самостоятельное государство, судьбу которого будет решать сам.

Значение

Произведению «Энеида» И. Котляревский соединил украинское художественное слово с мировой культурой; доказал, что в рамках бурлескного жанра можно правдиво показать жизнь народа и высмеять его врагов.

Поэма - большой по объему лиро-эпическое стихотворное произведение, в котором изображены значительные события и яркие характеры, а рассказ героев сопровождается лирическими отступлениями.

Травестія (от франц. «переодевания») - в литературе одна из разновидностей юмористической поэзии, когда произведение с серьезным или даже героическим содержанием и соответствующей ему формой перерабатывается, «перелицьовується» в произведение с комическими персонажами и шутливым направлением рассказы.

Бурлеск (от итал. «шутка») - жанр юмористической поэзии, комический эффект которой достигается или тем, что героическое содержание излагается умышленно вульгарно, грубо, пониженной языке, или, наоборот, тем, что о будничном говорится высоким слогом, возвышенно.

«Наталка Полтавка»

В 1819 г. состоялась первая театральная постановка пьесы.

Произведение написано под Котляревскому влиянием украинской вертепной, школьной драмы, интермедий XVIII в. Основное источник для написания - жизнь украинского общества, лирико-бытовые, обрядовые, купальские, балладные песни («Ой отдала меня мать за нелюбимого замуж», «Брала девка лен...», «Разлились воды на четыре броды», «Черная облачко наступает», «Лымеривна»).

Тематика

Изображения бытовых противоречий украинского .села, социального неравенства и бесправия трудящихся, показ жизни крестьян, бурлаков, чиновников, воспроизведение обычаев, песен.

Основной конфликт пьесы обусловлен становой и имущественным неравенством в обществе.

Основной мотив произведения: разлука девушки с любимым-бедняком и возможном бракосочетании с постылым богачом.

Основные персонажи: Наталья, Петр, возный, выборный Макогоненко, бурлака Николай, Аграфена Терпилиха.

Над музыкальным оформлением пьесы работали Николай Лысенко, Анатолий Барсицький, Алоиз Едличка, Афанасий Маркович, Николай Васильев, Владимир Йориш и др.

Сюжет

Действие происходит в одном полтавском селе.

Завязка сюжета: встреча Наташи с возним, который предлагает ей выйти за него замуж. Наталья давно любит батрака Петра, который находится на заработках за злую судьбу и отказ Натальиного отца отдать за него дочь. Девушка отвечает: «Вы господин, а я сирота; вы богатый, а я бедная; вы возный, а я простого рода» и заканчивает народным пословицей: «Знайся конь с конем, а вол с волом», намекая на их сословную неравенство.

С развитием действия богатом возному помогает состоятельный выборный Макогоненко, а бедному Петру - бурлака Николай.

Наташа соглашается на брак с возним для улучшения материального положения семьи: ее мать мечтает Терпилиха о богатого зятя.

Николай устраивает свидания Наташи с Петром, который вернулся с заработков.

Кульминация: Наталья категорически отказывается стать женой возного. Петр советует подчиниться матери и предлагает любимой все заработанные им деньги.

Развязка: растроганный таким актом самопожертвования, возный отрекается от Наташи на пользу благородного парня, потому понимает, что Наташи ему не удержать.

Значение пьесы

«Наталка Полтавка» И. Котляревского начала новую украинскую драматургию и повела ее путем народности к вершин мировой драматургии.

Характерные черты драматургической творчества И. Котляревского:

- небольшое количество действующих лиц;

- удачно выбранный конфликт;

- напряженность и естественность развития сюжета;

- стройность композиции;

- органично вмонтированы в текст песни;

- народная, индивидуализирована и предельно выразительная речь;

- искрометный юмор;

- четкость идеи;

- рельефно зримые образы.