Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

II. Давняя украинская литература

 

Теоретико-литературные понятия

 

Художественный образ - обобщенная картина человеческого жизни и окружающего мира (человек, природа, предмет, событие, явление), воплощенная в индивидуальную художественную форму творческим воображением художника. Эта картина создается с помощью эстетического восприятия, то есть с точки зрения прекрасного.

В широком смысле образ - специфическая, отличная от повседневной, форма отражения и познания действительности в искусстве,

1 жанр ораторского и поэтического творчества, своеобразный гимн в честь определенного лица;

2 коротенький злободневный сатирический стих, направленный против какого-либо лица или отрицательного общественного явления;

3 бытовые юмористические сценки, которые шли как отдельные небольшие представления в антрактах между действиями драмы или трагедии;

4 хронологически последовательная запись исторических событий, сделанный их современником;

5 стихотворный литературное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-лица или многих людей.

12. Установите соответствие между названием произведения Г. Сковороды и его жанром:

В узком понимании образ специфическая форма бытия художественного произведения в целом и всех составляющих его элементов в частности.

«Образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. Тимофеев).

Классификация образов по объекту описание:

• образы-персонажи: Мавка, Лукаш (Леся Украинка «Лесная песня»);

• образы-пейзажи: поле (М. Коцюбинский «Intermezzo»);

• образы-предметы: груша (И. ІІечуй-Левицкий «Кайдашева семья»);

• образы-эмоции: моя усталость (Г. Коцюбинский «Intermezzo»);

• образы-понятия: позор, честь, обязанность т.п.;

• образы-события: развертывание конфликтов в произведении.

Поскольку в целом конечным результатом образного мышления, реализующий себя в ходе отражения действительности, есть художественное произведение, то любой эстетически значимый ее элемент, любое жизненное явление, в нем воспроизведено, может быть названо образом.

В литературном произведении образами называют как отдельные словесные представления, так называемые «мікрообрази», словесные образы (под которыми чаще всего понимают тропы и разнообразные синтаксические фигуры), так и более значительные смысловые единицы произведения или его «макрообрази», к которых относят изображенных в произведении людей, животных и т.д. (образы - персонажи, рассказчики, рассказчики), их естественное (образы-пейзажи) и вещное (образы- интерьеры) окружения.

В особую группу образов литературно-художественного произведения выделяют образы автора и читателя.

Литературный тин - яркий художественный образ-персонаж, в котором богатство индивидуальных черт и свойств органически соединенное с воспроизведением характерных роет людей определенной группы.

Типизация является свойственным для литературы способом проникновение в закономерности явлений и яркого показа деятельности людей, их мыслей, чувств и переживаний в форме живых образов.

Специфика литературного типа зависит от мировоззрения, жизненного опыта писателя.

Прототип (от греч. protos - первый и typos - оттиск) - реальная лицо, писательское представление о которой стало первоосновой при создании литературного типа, образа человека - героя произведения.

Реальная людная; став предметом художественного отражение, перестает быть равной себе, ибо превращается, переосмысливается, дополняется.

Тема художественного произведения (от греч. «основа, положение») - основной предмет повествования, то, о чем говорится в произведении.

Мотив в художественном произведении (от итал. «повод, побуждение») - тема лирического произведения (иногда второстепенные темы, что дополняют основную); наименьший элемент сюжета.

Идея произведения (от греч. «вид, первообраз») - ядро авторского замысла, основная мысль о изображенные в произведении явления, освещению которой подчинены все образы и художественные средства произведения (идеалы и убеждения, которые автор стремится донести до читателя через свое произведение).

Конфликт (от греч. «спор, схватка») - противоречие, столкновение, лежащее в основе борьбы между персонажами и предопределяет развитие событий в произведении (сюжет).

Композиция (от греч. «составление, сочетание, создание, построение») - обусловлена содержанием построение художественного произведения, размещения и соотношение всех его частей, порядок развертывания событий и расстановка персонажей. (Упорядоченное размещение логически связанных составных частей художественного произведения.)

Составные части композиции

- портрет (описание внешнего вида персонажа);

- монологи, диалоги (разговоры и размышления героев);

- сюжет (система событий в произведении);

- пейзаж (описание природы);

- интерьер (описание обстановки, в которой действуют персонажи в помещении);

- экстерьер (вне помещения);

- авторские отступления (высказывания автором в прямой форме своего отношения к изображаемому);

- заголовок;

- посвящение;

- эпиграф;

- вставные эпизоды.

Сюжет (от франц. «тема, предмет») - это художественно осмысленная конкретная система связанных между собой событий, в которых раскрываются характеры персонажей и содержание произведения. (Сюжет еще определяют как конфликт, что движется, развивается.)

Сюжетные элементы:

Экспозиция (от лат. «изложение, описание, объяснение») - место в произведении, где читатель знакомится с временем, местом событий, персонажами еще до начала конфликта; введение в ситуацию, в которой раскрывается конфликт.

Виды экспозиции:

- прямая (в начале произведения);

- задержанная (в середине произведения);

- обратная (в конце произведения);

- распыленная (фрагментарная) - подается фрагментами на протяжении произведения.

Завязка - событие, с которого вырастает, начинается основной конфликт произведения. Развитие действий (перипетии) - несколько событий, сменяющих друг друга и в которых разворачивается конфликт, выявляются характеры персонажей.

Кульминация (от лат. «вершина») - высшая точка в развитии конфликта, решающее, острейшее столкновение сил, которые ведут борьбу.

Иногда случается передкульмінація.

Развязка - логическое завершение событий, претерпели коренного перелома в кульминации.

Сюжетное обрамление:

Пролог (передслово, предисловие) - отдельный раздел произведения, в котором автор знакомит читателя с фактами, Которые имели место задолго до начала описанных событий, или создает общий настрой, готовит читателя к восприятие произведения.

Эпилог (послесловие, послесловие) - заключительная часть произведения, в которой рассказывается о судьбе героев после развязки.

Позасюжетні элементы:

• вставные эпизоды (не связанные с основным ходом событий в произведении);

• авторские отступления (формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображаемого, которые выражают отношение автора к персонажам, переживания, размышления над судьбой героев или сообщают о замысле и задачи, объясняют тему, позицию);

• лирические отступления (вводятся в текст с целью предоставления изображаемому взволнованности, задушевности и т.д.);

• публицистические отступления (рассуждения актуальные общественно-политические проблемы эпохи, современником которой является писатель);

• философские отступления (философские соображения по поводу изображаемого);

• исторические отступления (рассказы о события прошлого);

• художественное обрамление (сцены, которыми начинается и заканчивается произведение, дополняют его, придавая дополнительного смысла);

• посвящение (короткая надпись, отдельный лирическое произведение или лирическая миниатюра в прозе, которые посвящаются определенным лицам);

• эпиграф (афоризм или цитата, помещена перед текстом всего произведения или его разделов);

• заголовок (краткая, глубоко содержательная и выразительная название произведения, в которой всегда выражена тема или идея).

Тропы - художественно-выразительные средства

Эпитет (от греч. «приложение, приложение») - художественное определение, которое образно или эмоционально раскрывает признаки определенного явления.

Постоянные эпитеты - эпитеты, которые часто стоят при тех самих словах (чаще всего встречаются в фольклорных произведениях, например: битый путь, казак молоденький, ясные зори).

Сравнение - троп, что объясняет признаки одного явления или предмета посредством другого.

Метафора (от греч. «перенос») - троп, в котором признаки одного явления переносятся на другое по сходству между ними. (Метафора - будто скрытое сравнение. Но: здесь не сравниваются два явления, а признаки одного переносятся на другое.)

Персонификация - придание животным, предметам, явлениям и понятиям свойств человека, очеловечивания их.

Аллегория (от греч. «другой» и «говорю») - інакомовлення; троп, в котором абстрактное понятие ярко передается по помощью конкретного образа.

Метонимия (от греч. «переименование») - троп, для которого характерен перенос названия с одного явления на другое, что находится с ним в определенной связи, например: весь Киев вышел на демонстрацию (город вместо людей, которые в нем живут), съел три тарелки.

Синекдоха (от греч. «соотнесение») - троп, основанный на употреблении единственного числа вместо множественного и наоборот, определенного числа вместо неопределенного, видового понятия вместо родового и наоборот, например: сто раз вам говорил!

Гипербола (от греч. «преувеличение») - художественное преувеличение каких-то качеств человека, предметов или явлений с целью показать их величие, размах, выявить в них восхищение или презрение, например: Через тысячи лет лишь приходит подобное любви (В. Соеюра).

Оксиморон (оксюморон) (греч. «остроумно-глупое», «чушь») - сознательное сочетание резко противоположных понятий, которые логически как бы исключают друг друга, но на самом деле вместе дают новое представление, например: живой труп; На нашей - не своей земле (Т. Шевченко).

Символ (от греч. «знак, намек») - предметный или словесный знак, который косвенно, условно выражающий сущность определенного явления, например: весна - символ жизни, молодости и др.