II.
Давняя украинская литература
Теоретико-литературные понятия
Художественный образ - обобщенная картина человеческого
жизни и окружающего мира (человек, природа, предмет, событие, явление), воплощенная в
индивидуальную художественную форму творческим воображением художника. Эта картина создается
с помощью эстетического восприятия, то есть с точки зрения прекрасного.
В широком смысле образ -
специфическая, отличная от повседневной, форма отражения и познания действительности
в искусстве,
1 жанр ораторского и
поэтического творчества, своеобразный гимн в честь определенного лица;
2 коротенький
злободневный сатирический стих, направленный против какого-либо лица или отрицательного
общественного явления;
3 бытовые
юмористические сценки, которые шли как отдельные небольшие представления в антрактах между действиями
драмы или трагедии;
4
хронологически последовательная запись исторических событий, сделанный их современником;
5 стихотворный
литературное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-лица или
многих людей.
12.
Установите соответствие между названием произведения Г. Сковороды и его жанром:
В узком понимании образ
специфическая форма бытия художественного произведения в целом и всех составляющих его
элементов в частности.
«Образ - это конкретная и в то же время
обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая
эстетическое значение» (Л. Тимофеев).
Классификация образов по объекту
описание:
• образы-персонажи: Мавка, Лукаш
(Леся Украинка «Лесная песня»);
• образы-пейзажи: поле (М.
Коцюбинский «Intermezzo»);
• образы-предметы: груша (И.
ІІечуй-Левицкий «Кайдашева семья»);
• образы-эмоции: моя усталость (Г.
Коцюбинский «Intermezzo»);
• образы-понятия: позор, честь,
обязанность т.п.;
• образы-события: развертывание
конфликтов в произведении.
Поскольку в целом конечным
результатом образного мышления, реализующий себя в ходе отражения действительности,
есть художественное произведение, то любой эстетически значимый ее элемент, любое жизненное
явление, в нем воспроизведено, может быть названо образом.
В литературном произведении образами
называют как отдельные словесные представления, так называемые «мікрообрази», словесные
образы (под которыми чаще всего понимают тропы и разнообразные синтаксические
фигуры), так и более значительные смысловые единицы произведения или его «макрообрази», к
которых относят изображенных в произведении людей, животных и т.д. (образы - персонажи,
рассказчики, рассказчики), их естественное (образы-пейзажи) и вещное (образы-
интерьеры) окружения.
В особую группу образов
литературно-художественного произведения выделяют образы автора и читателя.
Литературный тин - яркий художественный образ-персонаж,
в котором богатство индивидуальных черт и свойств органически соединенное с
воспроизведением характерных роет людей определенной группы.
Типизация является свойственным для литературы способом
проникновение в закономерности явлений и яркого показа деятельности людей, их
мыслей, чувств и переживаний в форме живых образов.
Специфика литературного типа
зависит от мировоззрения, жизненного опыта писателя.
Прототип (от греч. protos - первый и typos
- оттиск) - реальная
лицо, писательское представление о которой стало первоосновой при создании
литературного типа, образа человека - героя произведения.
Реальная людная; став предметом художественного
отражение, перестает быть равной себе, ибо превращается, переосмысливается,
дополняется.
Тема художественного
произведения (от греч.
«основа, положение») - основной предмет повествования, то, о чем говорится в произведении.
Мотив в художественном
произведении (от итал.
«повод, побуждение») - тема лирического произведения (иногда второстепенные темы, что
дополняют основную); наименьший элемент сюжета.
Идея произведения (от греч. «вид, первообраз») -
ядро авторского замысла, основная мысль о изображенные в произведении явления, освещению
которой подчинены все образы и художественные средства произведения (идеалы и убеждения,
которые автор стремится донести до читателя через свое произведение).
Конфликт (от греч. «спор, схватка») -
противоречие, столкновение, лежащее в основе борьбы между персонажами и предопределяет
развитие событий в произведении (сюжет).
Композиция (от греч. «составление, сочетание, создание,
построение») - обусловлена содержанием построение художественного произведения, размещения и
соотношение всех его частей, порядок развертывания событий и расстановка
персонажей. (Упорядоченное размещение логически связанных составных частей
художественного произведения.)
Составные части композиции
- портрет (описание внешнего
вида персонажа);
- монологи, диалоги (разговоры и
размышления героев);
- сюжет (система событий в произведении);
- пейзаж (описание природы);
- интерьер (описание обстановки, в которой
действуют персонажи в помещении);
- экстерьер (вне помещения);
- авторские отступления
(высказывания автором в прямой форме своего отношения к изображаемому);
- заголовок;
- посвящение;
- эпиграф;
- вставные эпизоды.
Сюжет
(от франц. «тема, предмет») - это художественно осмысленная конкретная система
связанных между собой событий, в которых раскрываются характеры персонажей и содержание
произведения. (Сюжет еще определяют как конфликт, что движется, развивается.)
Сюжетные элементы:
Экспозиция (от лат. «изложение, описание,
объяснение») - место в произведении, где читатель знакомится с временем, местом событий,
персонажами еще до начала конфликта; введение в ситуацию, в которой раскрывается
конфликт.
Виды экспозиции:
- прямая (в начале произведения);
- задержанная (в середине произведения);
- обратная (в конце произведения);
- распыленная (фрагментарная) -
подается фрагментами на протяжении произведения.
Завязка - событие, с которого вырастает, начинается основной
конфликт произведения. Развитие действий (перипетии) - несколько событий, сменяющих друг друга
и в которых разворачивается конфликт, выявляются характеры персонажей.
Кульминация (от лат. «вершина») - высшая
точка в развитии конфликта, решающее, острейшее столкновение сил, которые ведут
борьбу.
Иногда случается передкульмінація.
Развязка - логическое завершение событий,
претерпели коренного перелома в кульминации.
Сюжетное обрамление:
Пролог (передслово, предисловие) - отдельный
раздел произведения, в котором автор знакомит читателя с фактами, Которые имели место задолго
до начала описанных событий, или создает общий настрой, готовит читателя к
восприятие произведения.
Эпилог (послесловие, послесловие) - заключительная
часть произведения, в которой рассказывается о судьбе героев после развязки.
Позасюжетні
элементы:
• вставные эпизоды (не связанные с
основным ходом событий в произведении);
• авторские отступления (формы раскрытия
и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображаемого, которые выражают
отношение автора к персонажам, переживания, размышления над судьбой героев или
сообщают о замысле и задачи, объясняют тему, позицию);
• лирические отступления (вводятся в
текст с целью предоставления изображаемому взволнованности, задушевности и т.д.);
• публицистические отступления (рассуждения
актуальные общественно-политические проблемы эпохи, современником которой является
писатель);
• философские отступления (философские
соображения по поводу изображаемого);
• исторические отступления (рассказы о
события прошлого);
• художественное обрамление (сцены, которыми
начинается и заканчивается произведение, дополняют его, придавая дополнительного
смысла);
• посвящение (короткая надпись, отдельный
лирическое произведение или лирическая миниатюра в прозе, которые посвящаются определенным лицам);
• эпиграф (афоризм или цитата,
помещена перед текстом всего произведения или его разделов);
• заголовок (краткая, глубоко
содержательная и выразительная название произведения, в которой всегда выражена тема или идея).
Тропы -
художественно-выразительные средства
Эпитет (от греч. «приложение, приложение») -
художественное определение, которое образно или эмоционально раскрывает признаки определенного явления.
Постоянные эпитеты - эпитеты, которые часто стоят при тех
самих словах (чаще всего встречаются в фольклорных произведениях, например: битый
путь, казак молоденький, ясные зори).
Сравнение - троп, что объясняет признаки одного
явления или предмета посредством другого.
Метафора (от греч. «перенос») - троп, в
котором признаки одного явления переносятся на другое по сходству между ними.
(Метафора - будто скрытое сравнение. Но: здесь не сравниваются два явления, а
признаки одного переносятся на другое.)
Персонификация - придание животным, предметам,
явлениям и понятиям свойств человека, очеловечивания их.
Аллегория (от греч. «другой» и «говорю») -
інакомовлення; троп, в котором абстрактное понятие ярко передается по
помощью конкретного образа.
Метонимия (от греч. «переименование») - троп,
для которого характерен перенос названия с одного явления на другое, что находится с
ним в определенной связи, например: весь Киев вышел на демонстрацию (город
вместо людей, которые в нем живут), съел три тарелки.
Синекдоха (от греч. «соотнесение») -
троп, основанный на употреблении единственного числа вместо множественного и наоборот, определенного
числа вместо неопределенного, видового понятия вместо родового и наоборот,
например: сто раз вам говорил!
Гипербола (от греч. «преувеличение») -
художественное преувеличение каких-то качеств человека, предметов или явлений с целью показать
их величие, размах, выявить в них восхищение или презрение, например: Через
тысячи лет лишь приходит подобное любви (В. Соеюра).
Оксиморон (оксюморон) (греч.
«остроумно-глупое», «чушь») - сознательное сочетание резко противоположных
понятий, которые логически как бы исключают друг друга, но на самом деле вместе дают новое
представление, например: живой труп; На нашей - не своей земле (Т. Шевченко).
Символ (от греч. «знак, намек») -
предметный или словесный знак, который косвенно, условно выражающий сущность
определенного явления, например: весна - символ жизни, молодости и др.