Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

КЛЕНОВИЧ (ШІЬОНОВИЧ) CEБАСТІЯН ФАБИАН (ок. 1545 - м. Калиш, по другим данным - м. Сульмежице (Польша) - 29.08.1602, Люблин) - польско-украинский поэт.

Родился в мещанской семье. С юных лет жил во Львове, с 1574 г. - в Люблине, где служил сначала писарем городского суда, а с 1583 г. стал лавником. Некоторое время учительствовал в Заморской школе (с 1589 г.), с 1592 г. был председателем Люблина, а через два года - бургомистром. За произведение «Первое выступление против иезуитов» подвергнут гонению, за что 29 августа 1602 г. умер голодной смертью.

Литературную деятельность С. Ф. Кленовой начал 1576 г., переложив на польском языке латинскую поэму К. Яницкого «Королей и князей польских... описание». Писал на латыни (поэмы «Роксолания» - 1584, «Победитель богов» - 1587) и на польском языке («Флис» - 1598, «Аман иудеев» - 1600, ряд более мелких произведений). Выдающимся произведением является латиноязычная поэма «Роксолания», в которой поэт манифестирует закладки на Львовских холмах так называемого русского Парнаса, говорит о своей любви к Роксоланії (Украины). Автор сообщает о Русь как отдельное этническое целое, называет эту землю родной и хвалит православную веру, хотя сам был римо - католиком. Преподает краткое описание истории Руси, просторно описывает леса, горы и города Украины, прежде всего «святой город Льва», древнюю столицу Киев, Замостье, Каменец, Луцк, Буск, Сокаль, Огородную, Белз, Перемышль, Дрогобыч, Холм и Красностав. Описывает флору и фауну края, хозяйственные занятия украинцев (как обрабатывают землю, делают телеги, колеса, плуги, пасут и разводят скот), а также вводит до поэтического обихода ряд народных легенд и преданий (рассказы о ужа-молоколюба, о крестьянине, который увяз в меду, о чародейство девушки Федоры), интересно описывает обычаи украинцев в XVI ст., пишет также о торговле, которую вела Украина с соседними землями.

Осложнения социально-политической обстановки в конце XVI ст., обострение религиозной и политической борьбы отворачивают С. Кленовича от «русского Парнаса», он работает для польской литературы («Флис», «Аман иудеев» и др.), прославляя польскую землю. Исторической заслугой С. Кленовича перед Украиной является то, что он не только первый широко описал и прославил перед ученым миром украинскую землю, подав ее как этнически самодостаточную, но и указал на особое значение в ней Киева как естественного центра. Его эстетические принципы перенял С. Симонид (Шимонович), которому наследовали братья Симон и Бартоломей Зиморовичі. Деятели Киево-Могилянского атенею вернулись к идее С. Кленовича о «русский Парнас» и через Сек. Почаського провозгласили его установка в Киеве.

Лит.: Возняк М. История украинской литературы. Века XVI - XVIII. Л., 1924. Т. 3; Hepnas Cz. Barok. Варшава, 1976; Шевчук В. Певец Роксоланії // Наука и культура. К., 1985. Вып. 19; Wisniewska II. Renesansowe zycie и dzielo Sebastiana Fabiana Klonowicza. Lublin, 1985.

В. Шевчук