КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ (p. нар. невод. - после 1164) - писатель, представитель ораторского прозы XII в.
Происходил из Смоленска, некоторое время был монахом в Зарубському монастыре близ Киева. 1147 г. по инициативе великого князя Изяслава Мстиславича поставлен собором на Киевского митрополита без согласия константинопольского патриарха, что вызвало протест греко-фільського епископата и князей. После смерти князя Изяслава (1154) Климент Смолятич вынужден был оставить митрополичью кафедру.
Летописи подтверждают высокую ученость Климента Смолятича, называют его философом. Ему приписывают большое количество «священных писаний», из которых дошло до нас только «Послание пресвітеру Фоме», древнейший список которого датируется XV в. Поводом к написанию произведения послужил, наверное, факт переписки автора со смоленским князем Ростиславом. В одном из своих посланий Климент Смолятич зацепил пресвитеру Фоме. Тот ответил Клименту, упрекая в тщеславии, в стремлении подать себя «философом». Это послание прочитано в Киеве публично в присутствии князя Изяслава Мстиславича и многих свидетелей. Затем Климент Смолятич обратился к Фоме с ответом, которая и дошла до нас под названием «Послание пресвитеру Фоме».
«Послание...» состоит из двух частей: 1) собственно ответ Фоме; 2) подборка толкований библейских текстов и раннехристианских комментаторов Священного Писания. Климент Смолятич отстаивает право на титул «философа», а следовательно, и свое умение «духовно», символически трактовать Библию. Он отвергает обвинения Фомы, который упрекал его, что тот интересуется произведениями Гомера, Аристотеля и прочих языческих авторов. Климент Смолятич выступает в послании как настоящий мыслитель, останавливаясь, в частности, на двух способах познания трансцендентного - «благодатного» и «приточного». Первый, на его взгляд, присущий только апостолам и святым, которым Иисус Христос открыл непосредственно тайны царства небесного. «Приточний» способ познания возможен для каждого человека, которая может реализовать его в интеллектуальной сфере.
В подобранных Климентом образцах объяснений библейских текстов автор применял сведения о душевных качествах человека, о животном мире. Использовал символические и аллегорические толкования различных текстов и образов, взятых из Священного Писания. «Послание пресвітеру Фоме» свидетельствует о знании книжниками эпохи Киевской Руси античности и византийского ораторского искусства.
Итак, Климента Смолятича можно считать одним из первых отечественных гомілетів (теоретиков проповеди), ораторов (теоретиков красноречия), философов и екзогетів (витлумачувачів Библии).
Манерой поясненім библейских текстов Климент Смолятич близок к своего младшего современника Кирилла Туровского. Подобный способ толкования Святого Письма был распространен в украинской прозе второй половины XVII ст., в эпоху зрелого барокко.
Лит.: Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1902; Гранстрем Е. С. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом» // ТОДРЛ. 1970. Т. 25.
Ю. Пелешенко