КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый, образцовый) - тип художественного мышления и творчества в европейской литературе и искусстве, специфическим признаком которого является ориентация на эстетические нормы и художественные образцы древнегреческой классики. На его основе возникали художественные направления и течения разных эпох, которые в науке новейшего времени получили название классицистических. Это течения в поздней античной литературе и искусстве, ориентированные на греческую классику V-iV вв. до н. e., ренессансный классицизм XV - XVI ст., классицизм барочной эпохи абсолютных монархий (XVII - XVTII вв.), просветительский классицизм XVIII в., неокласицистичні течения конца XIX - первой трети XX вв. Этим направлениям и течениям, за исключением разве что неоклассицизма XX в., присуще понимание художественных принципов и форм античной классики как высших и неизменных норм искусства. им присущ принцип «двойного подражания»: подражание природе, под которой понимали все сущее, и следование классическим образцам. Но если для позднеантичных течений, в частности римской литературы «века Августа», таким образцом была древнегреческая классика, то для ренессансного классицизма и классицизма XVII в. им становится римская литература; просветительский классицизм в процессе развития переориентируется на греческую классику. Термин «классицизм», под которым понимают течения, «выводные» из классики, был введен в обиход французскими учеными в последней трети XIX в.
Хотя теоретики и художники названных течений считали классические нормы и образцы вечными и неизменными, каждая из них трактовала их по-своему. В художественной практике они наполнялись новым содержанием, заимствованным непосредственно из жизни, и подвергались художественных трансформаций. Классицизма как типичные художественного мышления и творчества присущи черты, которые в разной степени проявляются в различных направлениях и течениях. Это: 1) понимание красоты как объективной качества, свойственная реальным предметам, а не является плодом творческого духа художника; 2) красота в искусстве - это совершенная форма, основывающаяся на принципах упорядоченности, соразмерности и сосредоточенности; 3) ведущая роль рационального первоистока в искусстве (разум и оценивает прекрасное, и творит его, управляя воображением); 4) природа - модель искусства, но искусство превосходит ее, потому что имеет возможность отбора лучшего; собственно, его цель - изображение не природы вообще, а «прекрасной природы» (belle nature); 5) требование порядка и духовной дисциплины в художественном произведении, которая основывается на законах и правилах (нормативность); 6) тяготение к концентрированных и замкнутых форм, до четкого и ясного стиля, что исключает расплывчатость контуров, недосказанности, подтексты и т.д.
Первой постантичною класицистичною течению был ренессансный классицизм XV-XVI вв. Его появление стало прямым следствием огромного влияния античности на художественную культуру Возрождения (см.: Возрождение). Ее авторитет был настолько высок, что она приобрела значение нормы и недосягаемого образца. Одновременно ренессансные художники были далеки от копирования античных образцов. Наиболее полно ренессансный классицизм оказался в богатой неолатинській литературе XV - XVI вв. (Дж Понтано, А. Полициано, И. Секундус, К. Цельтис, А. Кржицький и др.). Эта литература усиленно культивировала жанры классической поэзии - элегии, оды, идиллии, эпиграммы, сатиры и т.д., поновлювала также жанры классической прозы - биографии, эпистолы, диалоги, речи и т.д., стремилась возродить жанры античной драматургии. В XVI в. ренессансный классицизм развивается и национальными языками. Значение античной литературы в качестве нормы и образца неизменно отмечалось в поетиках XVI ст., даже в тех, что выступали с апологией национальных языков и литератур (П. Бемпо, Ж. дю Белле, Ф. Сидни и др.). На рубеже XVI - XVII вв. античный классицизм перерастает в классицизм эпохи абсолютных монархий (барочный).
Именно этот классицизм, прежде всего французский, традиционно считается наиболее полным воплощением классицистического искусства. Он возник на общественно-политической почве абсолютной монархии и в какой-то степени выступал выразителем его идеологии. Однако довольно быстро идеологическая и политическая программы абсолютизма стали обременительными, а то и чужими для выдающихся художников классицизма. Эстетические принципы французского классицизма формировались под непосредственным влиянием рационалистической философии XVII в., в частности картезианства. В его искусстве разум выступает конструктивной основой и организующим принципом творчества. По словам Гегеля, здесь разум находится «вне всякой зависимости от природы, от горя, неотделимых от необходимого и преходящего бытия, вне связи с материальными занятиями».
Классицизм, особенно классицизм XVII в., - это искусство, образовании которого априорные принципы, умозрительные идеальные представления имеют первостепенное значение. Теоретически «идея» в класицистів подчинялась «природе», на практике же определяющая роль переходила к «идее», и художник-класицист не столько подражал «природу», сколько согласовывал зображенім с идеальной моделью, которая существовала в индивидуальной и надіндивідуальній сознания. Этим обусловлено то, что в литературе классицизма доминирующей формой художественного обобщения выступает идеализация. Здесь обобщения являются не чем иным, как возвышением разнообразие конкретных явлений к определенному обобщенного образца, идеальной умозрительной модели. Классицизм XVII в. в наибольшей степени характеризуется развитостью строгой регламентации жанровой системы, принципа «чистоты» жанров. Одновременно жанры и жанровые разновидности закреплено за определенными стилями - «высокими» и «низкими». Свое завершенное выявления нормативная поэтика классицизма XVII в. с ее кодексом законов и правил нашла в стихотворном трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Ведущее место в классицизме XVII в. принадлежало театру. Поэтому ведущими жанрами в литературе были трагедия и комедия. Выдающиеся мастера трагедии - П. Корнель и Ж. Расин, комедии - Мольер. В литературе других европейских стран, в том числе славянских (Польша и Россия), классицизм XVIII в. развивался под значительным влиянием французского.
В XVIII в. большое распространение в европейской литературе получил просветительский классицизм (см. Просвещение). Он наполнился другим, «третьостановим» содержанием, вступив во взаимодействие с Просвещением, направленным против феодально-абсолютистского общества и его идеологии. Взаимосвязь классицизма и Просвещения прошел по крайней мере две стадии конвергенции. На первой стадии происходило приспособление «старого классицизма» для выражения третьостанового содержания и новой просветительской идеологии; им «вольтерівська стадия» еще связана с эстетическими принципами и художественными формами классицизма XVII в.
Во второй половине XVIII в. формируется классицизм с другой эстетико - художественной системой, который современная наука называет неокласицизмом. Он не только был искусством другой, третьостанової идейной ориентации, но и создал свою эстетику и поэтику, отличную от «старого» класицизму. их сопротивления он тоже искал в античности, но находил ее в искусстве демократических Афин и республиканского Рима. Неокласицисти исходили из постулата, по которому политическая свобода является необходимой предпосылкой подлинного искусства. Античность они понимали как царство свободы и красоты и вдохновлялись ее эстетическим идеалом, который И. Винкельман сформулировал так: «благородная простота и спокойное величие». В то же время подражание античной классики они понимали шире и свободнее, без строгой нормативности и регламентации. Расцвет неоклассицизма пришелся на конец XVIII в. и охватил различные пороки искусства и страны. В литературе выдающиеся его проявления - «веймарский классицизм». Гете и Ф. Шиллера, поэзия А. Шенье и драматургия В. Альфьери, литература Великой французской революции.
Для отечественной науки традиционным является твердженім о том, что украинская литература «обошла классицизм». От него отступил Д. Чижевский, который в своей «Истории украинской литературы» определил направление классицизма, но свел его к проявлениям классицизма эпохи абсолютных монархий. На самом же деле классицизм в украинской литературе имеет многовековую историю. В конце XV - первой половине XVI в. на украинском поприще наблюдались проявления ренессансного классицизма в латиномовній литературе Галичины (поэзия Павла Русина из Кросна, проза С. Орловского и др.). Во второй половине XVII - XVIII в. значительное распространение в Украине приобретает так называемый школьный барочный классицизм, главным центром которого была Киево-Могилянская академия. Классицизм эпохи абсолютных монархий не нашел у нас соответствующего социокультурного почвы и не перерос в развитую художественную систему. Определенные классицистические черты и тенденции имеющиеся в творчестве ряда украинских писателей XVIII - первой трети XIX в. от Ф. Прокоповича и Г. Конисского к И. Котляревского и П. Гулака-Артемовского. С классическим типом художественного мышления, в частности с присущим ему пластическим ощущением и пониманием формы, связанный украинский неоклассицизм 20-х годов XX ст. (М. Зеров, М. Рыльский, М. Драй-Хмара, П. Филипович, В. Бургардг), который имел свое продолжение и в последующие десятилетия (М. Орест, Бы. Тэн, И. Качуровский).
Лит.: Чижевский Д. И. История украинской литературы. Нью-Йорк, 1952; Наливайко Д. С.
Искусство: направления, течения, етили. К., 1981; Русский и западноевропейский классицизм. М., 1982; Ernst Е. Der Klassizismus in Italien und Deutschland. Цюрих, 1924; Peyre II. Qu'est ce gue le classicisme. Paris, 1958; Honour H. Neo-Classicism. Penguin Books, 1968.
Д. Наливайко