Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ок. 1130 - 1134, г. Туров, теперь пгт. Гомельской обл., Беларусь - 1182) - представитель ораторского искусства второй половины XII в.

Родился в семье состоятельных родителей. «Житие Кирилла» сообщает, что будущий писатель рано стал монахом и посвятил себя чтению и толкованию «божественных писаной». Князь и горожане столицы Туровської земли уговорили его занять епископальную кафедру в родном городе (около 1169 г.).

Литературное наследие Кирилла Туровского состоит из произведений различных жанров: он написал восемь «слов», посвященных различным христианским праздникам, около тридцати молитв и два канона. Очевидно, из-под его пера вышли также «Притча о человечєстей души и о телеси» (о слепца и хромця); «Сказаніе о черноризьчьстем чіну», «Повесть о белоризце» и «К Василию игумену Печерьскому» (об безопасного царя и его мудрого советника).

Самыми популярными на протяжении многих веков были «слова» Кирилла Туровского, предназначенные для произнесения по воскресеньям до и после Пасхи. Содержание их не выходил за пределы восточной христианской традиции. Каждая из проповедей построена по четкой схеме; вступление, изложение и заключение. Вступление основном сжатый. В нем дается краткая характеристика церковного праздника, которому посвящена проповедь, или выражается радость по поводу этого торжественного дня и произносится приглашение слушателям вместе прославить определенного святого или святых. Изложение в проповедях Кирилла Туровского имеет повествовательный характер. Как правило, это перевод определенной библейской события, что соответствует данному празднику. Проповедник часто выходит за рамки библейского текста, привлекает к рассказу новые детали, эпизоды, придумывает новые диалоги и монологи для персонажей своих «слов». Повествуя о какой-то евангельское событие, он создает своеобразную мистерию, действие которой происходит на земле, в раю или аду; рядом с людьми в них действуют и небесные силы, и сатана с демонами. Таким образом создавалась новая сюжетная канва, что предоставляла возможности для аллегорического толкования определенного христианского праздника.

Правда, в создании аллегорических картин и толковании их Кирилл Туровский не всегда был оригинален: он опирался на византийские образцы, часто цитировал, а иногда и пересказывал фрагменты из проповедей отцов церкви - Иоанна Златоуста, Епифания Кипрского, Григория Нисского и др. Но произведения Кирилла Туровского не были простой компиляцией из заимствованных образов и цитат; он, спираючися на опыт своих предшественников, создавал новые, совершенные по форме проповеди, достигая высокого мастерства посредством использования ряда поэтических тропов и, особенно, так называемой риторической амплификации. Проповеди Кирилла Туровского, как правило, заканчиваются обращением к слушателям еще раз прославить праздник или героев произведения с похвалой их и молитвой.

Кирилл Туровский, в отличие от Илариона Киевского, в своих проповедях практически совсем не откликался на современные ему политические события. Исключением является только притча о слепца и хромця («Притча о человечестей души и о телеси»), написанная где-то в 1160 -1169 гг. Произведение направлено против ростовской епископа Федора (Федорца), который добивался независимости своей епархии от Киевского митрополита, а возможно, и против ростово-суздальского князя Андрея Боголюбского. «Житие Кирилла» упоминает о переписке проповедника с Андреем Боголюбским, которое до наших дней не дошло. Не исключено, что в посланиях Кирилла Туровского к князю также затрагивались актуальные политические и церковные вопросы.

Проповеди Кирилла Туровского рядом с Іларіоновим «Словом о законе и благодати» являются высокими образцами ораторского искусства Киевской Руси. Его «слова» вплоть до XVIII в. часто привлекали к различным сборников, в частности «Торжественника» и «Златоуста», переписывали вместе с лучшими проповедями раннехристианских отцов церкви. Произведения Кирилла Туровского были известны также в сербских и болгарских списках; они оказали определенное влияние на ряд южнославянских проповедников.

Лит.: Сушицький Т. К вопросу о литературном школу XII в. И И Зап. Укр. наук, т-ва в Киеве. 1909. Кн. 4; Еремин И. П. Литературное наследите Кирилла Туровского // ТОДРЛ. 1955. Т. 11; 1956. Т. 12; 1957. Т. 13; 1958. Т. 15.

Ю. Пелешенко