Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века

Василий Семенович Стефаник (1871-1936 гг.)

Новелла «Сыновья»

В ряде новелл Василий Стефаник изобразил пробуждение у украинцев Галичины национального самосознания, нарастание протеста против национального и социального порабощения. Пафос национально-освободительной борьбы, массовый подъем патриотических чувств, вызванных событиями 1918 года в Восточной Галиции, нашли художественное воплощение в новеллах Марка Черемшины «Тоска» и Василия Стефаника «Сыновья» (1922 г.). Сам Стефаник утверждал, что «Сыновья» написаны для наших солдат, которые вернулись с освободительной борьбы. Но есть еще одна тема, которая волновала писателя на протяжении всей творческой жизни, - одинокая старость. В нескольких новеллах Стефаника изображено те семейные драмы, которые породила война. Мастерски изображены в его произведениях трагические человеческие судьбы. А Максим, герой новеллы «Сыновья», действительно остался один, и не он один...

Страшную трагедию отца, который потерял своих сыновей, мастерски раскрывает автор в своем произведении. Перед читателем предстает живая картина отчаяния крестьянина, который от горя, словно сумасшедший, обращался к жаворонка.

Своего героя, его окружение, природу Стефаник рисует лаконично, подбирая самые нужные детали. Рисуя образ Максима в начале новеллы «Сыновья», писатель подает его портрет, но, кроме портретной характеристики, раскрывается настроение: «Максим бросил шляпу на пашню, рубашка розіп'ялася и упала аж на плечи.

Облако пыли из-под борон засыпала его седой чупер на голове и на груди. Он кричал, злился...» Герой предстает перед читателем как живой - с седыми волосами, измученным лицом, с нервными движениями. Портрет, представленный писателем в развитии, позволяет представить не только внешность героя, но и его внутреннее состояние.

Портретная характеристика дополняется еще несколькими деталями в конце новеллы, когда читатель уже проникся душевными муками одинокого отца: «До самого вечера Максим водил лошади по ниве и не кричал уже, совсем замолчал. Замазанный грязью, ободранный, кривой, он как будто западався в землю».

Непревзойденный психолог, Стефаник гениально изобразил горе крестьянина.

Особенность композиции заключается в том, что произведение представляет собой почти сплошной монолог старого Максима, который выплескивает свою боль, сожаление и отчаяние всему миру. После короткой экспозиции, в которой происходит знакомство с героем, старый Максим шумит во время пахоты на поле из-за гибели сыновей. Но впечатляющими являются не его мысли вслух, а состояние напряжения, тревоги, смущения, злости и трогательности.

Внутренний монолог ведет читателя от осиротевшей хаты, куда герой не спешит возвращаться с поля, до воспоминаний о жене и сыновьях. Затем перебивается побочными соображениями и реакциями на внешние раздражители (раненые ноги, пение жаворонка). Переплетение этих мыслей, их быстрая смена делают картину впечатляющей и художественно убедительной.

Каждая мелочь навевает воспоминания о полнокровное жизни, которое никогда уже не вернется к Максимовой дома, и перерастает в крик, - тогда Максим обращается к Богу: «Господи, врут золотые книги по церквям, что ты имел сына, врут,-с имел! Ты воскресил своего, говорят. А я тебе не говорю: воскреси их, я тебе говорю: покажи гробы, пусть я лягу возле них. Ты видишь целый мир, но над моими гробами ты отемнів...

- Пусть тебе это баня так потрескается, как мое сердце...»

Максим сознательно посылает сыновей защищать родную землю, ибо это - высшее предназначение человека, его священный долг, выполнить который предстоит с честью. Максим говорит сыновьям: «Андрей, Иван, взад не уходите, за менепам'єтайте, боясам, ваша мама на воротах умерла».

Для чего же жить старому отцу, который потерял сыновей? Сыновья погибли. Жена умерла. Зачем ему, «ободранном и обглоданной» судьбой, жаворонков пение? «Ты, птичку, ты ниц а ничего не понимаешь. Как мой малый Иван вганев за тобой, чтобы тебя ймити; как искал твоего гнезда по границам и играл на свирели, то тогды ты, пташка, разумно делала, что-с пела, так надо было делать. Твое пение и Иванова сопівка шли вместе, а поверх вас солнце, и все вы сыпали божий глас и надо мнов, и над блестящими плугами, и над всем миром веселым. А сквозь солнце бог, как сквозь золотое сито, осыпал нас ясностев, и вся земля, и все люди отблескивали золотом. Так то солнце розчінило весну на земле, как в большом корыте...»

Без сыновей и солнце померкло, но у Максима есть еще внутренняя сила, чтобы выдержать трагедию. Эта сила в нем, потому что ему предназначено Богом трудиться круг земли, и так должно быть всегда. Эта мысль укрепляет его оптимизм: «Ану, звіздочолий, пока сам бог назначил, берімся, брє, к этой земле». Земля в новелле очеловеченная, и Максим обращается к ней, как к живому существу. Труд на земле дает Максиму ощущение бессмертия и власти над жизнью.

«А бороны притихали, земля подавалась, россыпи-лась, Максиму ноги слышали под собой мягкость, ту мягкость, которая очень редко гостит в душе мужика; земля дает ему ту мягкость, и за то он ее так любит. И как он выбрасывал горстью зерно, то приповідав: "Колыбельку я вам постелил м'ягеньку, растите до неба"».

Кульминацией произведения в новелле «Сыновья» является обращение к Богу. В минуты напряжения герой сомневается во всемогуществе Бога-отца, ибо нет такой меры, чтобы измерить горе отца, потерявшего сына. Его (горе) ни с чем не сравнишь, разве что с муками Святой Марии: «А ты, Мать Божья, будь мойов ґаздинев; ты с своим сыном посередине, а у тебя Андрей и Иван по сторонам... Ты дала сына одного, а я двух».