Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века

Василий Семенович Стефаник (1871-1936 гг.)

Значение творчества В. Стефаника

Василь Стефаник - неперевершений майстер соціально-психологічної новели.

«Источником духовных ценностей» назвал Стефаника Владимир Винниченко. Его произведения следует рассматривать под «социальным» углом. Василий Стефаник начинал как романтик, хотя в его новеллистике легко найти и влияния импрессионистической поэтики, и даже сюрреализма.

Проза Стефаника определяется глубоким психологизмом, ритмикой и очень сильным лирическим струей. Отрывочные фразы приближают его творчество к экспрессионизму.

Его новеллы отличаются сложностью конфликтов, трагизмом противоречий эпохи. Жизнеутверждающие мотивы все же продолжают звучать, но теперь уже художник принимает жизнь, осмыслив его трагизм, познав величие и низость.

Новеллы Стефаника привлекают своей стилевой, художественной самобытностью, удостоверяющих утверждение новой манеры письма. Василий Стефаник - яркий представитель «новой школы» в украинской новеллистике.

Прозаические произведения Василия Стефаника, а именно они составляют основу, самую ценную часть его небольшого художественного наследия, определяются знанием сельской жизни, глубоким проникновением в духовный мир покутского труженика-земледельца, искренним сочувствием к тяжелой судьбе обиженных и обездоленных. Его новеллы тяготеют к социально-психологической прозы. Они кратко-лаконичные, окрашены лирическим, психологическим настроем.

Стефаник - новатор в украинской литературе, создатель и непревзойденный мастер драматической по содержанию социально-психологической новеллы. Писатель много сделал для усовершенствования своих произведений, разнообразя средства художественной выразительности.

В. Стефаник мастерски использует в своих произведениях покутську говор. Большое внимание он уделял созданию слуховых образов.

Новеллы писателя богатые картины тогдашней действительности; просвечиваются и автобиографические моменты его жизни. Лучшие из сельских рисунков Стефаника («Новость», «Катюша», «Каменный крест», «Поджигатель», «Сыновья» и др.) удостоверяющих несомненный талант художника, который умело руководил своим литературным пером.

Важнейшие черты, характерные для творчества Василия Стефаника, это, во-первых, преимущественное внимание к собственно эстетических, художественных ценностей, а не общественных потребностей, решительное требование незаангажированности искусства, освобождения его от служения позаестетичним потребностям (народа, нации, трудящихся, партий и т.п.), а следовательно, и утверждение права художника творить по законам красоты и художественного совершенства.



Теория литературы

Модернизм сознательно утверждает смысловое значение всех элементов формы.

Содержание подчиняется условной форме. Широко используется эффект ирреального: его элементы проникают в повседневную жизнь, но воспринимаются как «самая естественная вещь в мире». Основой содержания становится модернистская художественная субъективность. Жанровая структура модернистской новеллы приобретает большей подвижности. Одной из основных жанровых признаков остается изображение необычного события. Тайна, которая лежит в основе повествования, рассматривается как своеобразный культ трагикомичной игры в случае, который не разрушает ткань повседневности. Сохраняется фрагментарность сюжета. Оценка каждого из поступков героев целиком зависит от субъективного восприятия действительности. Поэтому повседневная жизнь приобретает парадоксальности, а реальность события - относительного характера.

Вышеуказанные жанровые приемы новеллы модернистского типа позволяют сделать вывод об определенном интересе к жанру со стороны писателей эпохи модернизма. Это вполне объяснимо. Остается фактом, что в начале XX века терпят поражение устоявшиеся жанровые структуры, которые больше не используются писателями в том виде, в котором к ним привыкли раньше. Трансформационные жанровые изменения, которые происходят в настоящее время, можно рассматривать как ответную реакцию на современные события. Кроме того, в период революционных преобразований, которые охватывают все сферы жизни общества, неизбежными становятся языковая и литературная реформации. Доказательством тому является появление жанров малой прозы (в том числе новеллы), которые стали наиболее популярными с конца XIX - начала XX века.