Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века

Василий Семенович Стефаник (1871-1936 гг.)

«Каменный крест»

Прежде чем начать повествование об эмиграции, Василий Стефаник долго наблюдал за эмигрантами, общался с ними, знакомился с публикациями периодической печати.

В Стефаника в «Каменном кресте» эмиграция - один из выходов для крестьян из невыносимого положения, поиски лучшей доли. Безземелье, упадок крестьянских хозяйств, голод толкали крестьян к эмиграции. В течение 1890-1910 гг. только из Галичины выехало за границу 300 тысяч украинцев.

Прототипом главного персонажа рассказа «Каминный крест» называют то руховского крестьянина Стефана Дидуха, то Ивана Ахтемійчука, который перед выездом в Канаду действительно поставил себе на холме каменный крест. Но в рассказе Стефаника рассказывается не про конкретную личность, а образ, в котором воплощены мысли и переживания тысяч обездоленных западноукраинских трудящихся, для многих из которых потеря родины была равноценна смерти. Поэтому каменный крест стал символом трагедии украинских эмигрантов.

Рассказ «Каменный крест» - не единственное произведение Василия Стефаника, посвящен теме эмиграции. Частично эта тема отразилась в новеллах «Маменькин сынок», «Осень», «Кленовые листья», но «Каменном кресте» - полно.

Герой новеллы Иван Дидух эмигрирует, поддавшись требованиям жены и сыновей: «Два года ничего в доме не говорилось, только Канада и Канада...» Однако в произведении также многогранно раскрыты благотворные связи с родной землей: «Иван не тешил себя никакими иллюзиями. Он убежден, что Канада - это могила для него и его жены ».

Позже, в воспоминаниях, Стефаник отметит, что прототип главного героя очень не хотел покидать своего каменистого грунта, но его дети не давали ему спокойно жить, и он сбежал в Канаду, чтобы жить. Писатель переписывался со своим односельчанином и знал, что тот очень скучал по родной землей.

Стефаник с первых строк произведения знакомит читателя с крестьянином-бедняком Иваном Дидухом, которого соседи прозвали Переломаним. Писатель не дает портретной характеристики персонажа, но уже в первом экспозиционном разделе сразу же показано, как человеческое и худоб'яче жизнь течет одним потоком. Ведь оба - и хозяин, и его единственная конячина - запрягались в борозду, когда они возили навоз на тот «горб щонайвищий и наихудший над все сельское поле», на обоих набухали жилы, а когда конь уже не мог подниматься на склон, Иван сам мешками носил навоз на верх. Эта каторжная работа выглядела наказанием «за какую-то провинность» для летней, изогнутой трудом человека.

Кроме предыстории Ивана Дидуха, в произведении изображен канун его отъезда за океан. Стефаник ставит читателя перед главным событием: Иван Дидух прощается с соседями и выезжает за границу. Сыновья и жена заставили его продать убогое хозяйство, чтобы в чужой земле искать земли и работы.

Безмерное горе крестьянина заключается не в том, что он продал самый высокий в селе холм, полученный в наследство от родителей, а в том, что на том холме, что на него потратил молодую силу и пострадал, он был хозяином. Не богачом, но свой кусок хлеба был. А теперь, на старости лет, хозяйства, налаженного таким каторжным трудом и невероятными усилиями, Иван добровольно избавился. Нет дома, нет холма, а впереди - неизвестная чужбина, на которой он будет строить новое гнездо. И он каменей от горя, «слова не годен был заговорить », ибо даже каторжный труд кажется ему потерянным счастьем. А крест герой произведения поставил себе, ибо далекая неизвестная земля кажется ему могилой. Каменный крест становится символом погребения человека заживо.

Для героя расставания с родной землей - трагедия. Поэтому, как в последний час, ему хочется «віпрощатися» перед людьми, чтобы избавиться от груза своих мыслей. И исповедь не дает облегчения, и Иван умоляет присутствующих: «Озміть и вгатіть мы топор тут в печени, и, может, тот желчь пукне, ибо не выдержу! Люди, такой туск, такой туск, что не памнєтаю, что си зо мной делает!» Иван пил водку, лишая себя сознания, ибо только в таком состоянии мог покинуть родину. Проникнутый страшной тоской, Дидух чувствовал себя как камень, выброшенный волной на берег. Да и весь он словно окаменел. Чтобы подчеркнуть особое состояние героя, Стефаник развил сравнение с камнем, выброшенным из «живой воды».

Василий Стефаник - большой знаток психологии человека в ее самые критические минуты жизни. Избегая подробных описаний, писатель выбирает такие детали, такие слова и образы, с помощью которых проникает до глубочайших глубин человеческой души. Писатель подает своего героя в ситуации отчаяния, тоски, захмеління с горя, то есть в таком состоянии, когда наболевшее выливается наружу. Эмоциональное состояние разлуки передалось и другим. Автор использует прием синекдохи: «целая хата зарыдала».

Картины прощания, исповеди, жалобный пение, сумасшедший танец - все это попытка автора показать читателю народную скорби, горе и одновременно надежду труженика на лучшее будущее. Это психологический прием для усиления трагизма ситуации, это те художественные средства, которые не только углубляют драматизм общего рассказа, но и несут надтекстову информацию.

Каменный крест со своим и женским именами, поставленный Иваном Дидухом на глиняном холме, стал памятником не только его семье, но и всем труженикам, которые выезжали в чужие земли в поисках лучшей доли.