Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века

Василий Семенович Стефаник (1871-1936 гг.)

Новелла «Новость»

Большого душевного боли нанесло Стефаникові ужасное положение детей в бедняцких семьях. Даже надрываясь на чужой работе, родители не могли обеспечить своим детям ни должного питания, ни тепла в доме.

Новелла «Новость» относится к наиболее впечатляющих силой художественной правды произведений Стефаника.

Толчком к написанию произведения послужило событие, произошедшее в октябре 1898 года в селе Троицы, на Покутье. После смерти женщины бедняк Михаил остался с двумя маленькими детьми, не мог их прокормить и повел к реке Пруту, чтобы утопить. Меньшую бросил в воду, а большая, восьмилетняя девочка, уговорила отца не топить ее. После того несчастный муж пошел к Коломне заявлять о своем преступлении. Это событие очень поразила писателя, он даже специально ходил к Троице, чтобы подробнее узнать о трагедии. Трагизм крестьянской жизни был впечатляющим!

Писатель перенес в свою новеллу не только картину реалий с их ситуационными деталями, но и созданную ими эмоциональную атмосферу. Взяв за основу настоящую событие и реально существующего героя, Василий Стефаник не сводил свое произведение к истории одного или нескольких характеров. Гриша Летучий - не исключение, а типичный характер. Его жизнь, мысли, чувства - то обычные ежедневные будни миллионов обнищавших крестьян. В этом оказался реализм изображения.

В образе Гриши Летучего автор с огромной силой раскрыл душевные муки любящего отца, неспособного позаботиться о своих детях. Дети превратились в живых мертвецов, смотреть на мучения которых он больше не мог и повел утопить.

Ужасный поступок несчастного отца в произведении глубоко мотивированный и социально, и психологически, ведь не об облегчении собственной судьбы заботился Гриша Летучий - его мучило собственное бессилие в улучшении судьбы детей.

Форма построения новеллы, художественные средства, раскрывающие эмоциональное состояние героя, подчеркивают трагизм события.

В отличие от других новелл, в которых действие разворачивается в настоящем времени, «Новость» подает уже завершенное событие.

Композиционная оригинальность произведения заключается в переносе развязки на начало произведения. Такой композиционный прием чрезвычайно смелый, ведь в центре внимания писателя детоубийца, уголовник, обречен на осуждение и презрение общества.

Но не моральное вырождения толкает отца на ужасный шаг детоубийства, трагическая безысходность толкает его на преступление и обрекает на страдания. Гриша Летучий - не прирожденный преступник, а трагически несчастный человек, любящий отец, для которого мучения детей страшнее смерти.

Рассматривая новеллу с позиций реалистического метода, можно считать Григория жертвой социальных условий: настоящий преступник не он, а общество, в котором работающий человек не в состоянии прокормить своих детей.

Интересным в произведении есть то, что можно проследить изменения в психическом состоянии героя - от легкого раздражения до душевных мук, близких к безумию. Гриша живет в страшных лишениях, поэтому когда Ґандзуня просит кушать, это раздражает его: «ешьте меня, а что же я дам вам кушать?» Вот она - страшная правда: он не в состоянии прокормить детей! Из этого рождается страх.

Василий Стефаник стремился донести до читателя нищету простого человеческой жизни, тем самым «давя» на психику своими мрачноватыми, несколько застережливими описаниями жизни.

Доведенный до отчаяния, Гриша находится на грани безумия: он боится смотреть на своих детей, потому что в его воображении возникал то страшное понимание: «Мертвецы!» Страшный намерение преследует его. Кульминационным моментом произведения, наивысшей точкой напряжения становится эпизод совершения преступления в состоянии аффекта, который придает мужчине физической силы, он бежит где реки, бросает туда девочку и в бешеном темпе самовиправдовується: «Скажу господам, что не было никакой совета: ни кушать, ни в доме затопить, ни потери, ни голову смыть, ни ничего! Я си казни принимаю бо-м провинился, да и на шибеницу!» И так же скоро говорила к нему Ґандзуня: «Дєдику, не топите меня, не топите, топите!»

Напряжение спало, и отец ласково говорит дочери, советует, как ей жить, дает бучок беречься от собак.

Гриша спешит принять наказание, в то время как психологическую казнь он уже определил себе сам.

Важную психологическую функцию в произведениях В. Стефаника играет пейзаж. Он всегда персонифицирован, лирический, эмоциональный и тесно взаимодействует с жизнью героев. Чаще всего пейзаж созвучен общему настроению героя. Достаточно вспомнить, например, пейзаж из новеллы «Новость»: «...В лунном свете расстилалась на долине река, как большая струя живого серебра. Гриша вздрогнул, потому блестящая река заморозила его, а тот камень на груди стал еще тяжелее...»

Герой еще раз испытывает страх от реки, которая словно притягивала его. Река перерастает в образ, когда Гриша собирается перейти ее: «Поступил уже в воду по кости и задеревенело...», так и не перейдя, потому что она поглотила его дочь.

В новелле Василия Стефаника поражает не только внешний конфликт, но и чрезвычайный по силе психологического напряжения конфликт внутренний - трагическое раздвоение души отца: дать детям медленно погибнуть в голодных муках или избавить их от этих мук.