Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ БРАТСТВО - первая политическая организация украинской интеллигенции. Название по Уставу - «Славянское общество святых Кирилла и Мефодия», по царской охранкой - «Украйно - славянское общество», в советской историографии - «Кирилло-Мефодиевское общество». М. Драгоманов, М. Грушевский называли это объединение братством, как и Шевченко в письме к М. Костомарова от 1 февраля 1847 г. Возникло в Киеве в декабре 1845 - январе 1846 гг. Члены его - главным образом воспитанники Киевского и Харьковского университетов. «Общество именует своими покровителями святых просветителей славянства Кирилла и Мефодия и принимает своим знаком печатку (кольцо) или икону с именами или изображениями этих святых», - отмечалось в главных правилах братства.

Основатели организации коллежский секретарь, историк права М. Гулак, адъюнкт Киевского университета М. Костомаров и его студент В. Белозерский. К ним присоединились учителя П. Кулиш и Д. Пильчиков, студенты О. Павроцький, О. Маркович, И. Посяда, Г. Андрузский, О. Туловище, помещик М. Савич. В апреле 1846 г. членом Кирилло-Мефодиевского братства стал Т. Шевченко. Около 100 человек в Украине, России, Беларуси, Польше, Литве, Чехии поддерживали связи и дружеские отношения с членами братства. Программные положения его изложены в документах: «Книга бытия украинского народа», «Устав Славянского общества святых Кирилла и Мефодия», воззвания «Братья украинцы!», «Братья великороссияне и поляки!», пояснения к Уставу и записка о народном образовании В. Белозерского, записка М. Костомарова о панславізм, М. Савича - о эмансипацию женщин в обществе, труда Г. Андрузького «Проекты достижения возможной степени равенства и свободы (преимущественно в славянских землях)», «Идеалы государства», а также переписке, художественных и публицистических произведениях братьев.

Ведущим документом братства исследователи считают «Книгу бытия украинского народа». Сам автор М. Костомаров в «Автобиографии» (1885) сделал підрядкову заметку такого содержания: «Почему она названа «Закон Божий» и кто назвал ее таким образом, мне до сих пор неизвестно, поэтому про такое название я услышал впервые в III отделении». В документах следственного дела, заведенного на кирилло-мефодиевцев, которая составляет 19 томов - частей, особенно крамольным назван именно рукопись «Закона Божьего», поскольку любовь к Украине, к ее истории в трактате стала центром всего идейного нагрузку этого произведения.

Автор подает уроки истории Украины на фоне общей истории человечества, в библейско-эпическом стиле преподает трагическое прошлое нашего народа. Трактат можно условно разделить на три логические части: 1) о Боге, всемирную историю, веру Христову; 2) о славянах, Литву, Польшу, Россию и веру Христову; 3) об Украине, казачество и веру Христову. Справедливость, гуманность М. Костомаров пропагандирует в каждом трактовке прошлых исторических событий. Прошлое Украины здесь подается как забытая история народа, который дал миру феномен казачества. В «Законе Божьем» отражены самые трагические страницы истории порабощения Украины и позора ее соседей: уничтожение Запорожской Сечи и казачества, раздел Украины между Польшей и Россией в XVII в. и др. Здесь находим и одну из главных причин нашей национальной трагедии: Украина «попалась в неволю, ибо она по своей простоте не узнала, что там был царь московский, а царь московский все равно было, что идол и мучитель». Напоследок трактат преподносит идею национального возрождения Украины, которая, как и другие славянские народы, имеет перестроить общество на принципах справедливости, свободы и братства: отменить крепостное право, ликвидировать юридические различия между состояниями, сделать доступным образование для масс, свободно развивать свою культуру.

Программные положения костомарівського «Закона Божьего» нашли практическое воплощение в воззваниях Кирилло-Мефодиевского братства до украинцев, россиян и поляков. Отмечалось, что украинский народ своим самосвідомою борьбой за свободу должен показать пример другим порабощенным народам. Братья намеревались основать школы с родным языком преподавания (например, В. Белозерский составил проект о создании в Украине ремесленных школ для юношей казачьего сословия), издавать книги и пособия для «простого народа». Они мечтали о тех временах, когда откроется широкое поприще для нашей словесности», когда язык достигнет такого уровня, что не только отечественная и мировая история, а даже и точные науки будут преподаваться на украинском языке. Программа братства должна была осуществляться «как путями воспитания, так и путями литературными», как заметил М. Костомаров в «Автобиографии».

Идеи братства уходящих в произведениях писателей и ученых: М. Костомарова - стихи 1846-1847 гг. «Спит Вкраина...», «Дети славы, дети славы...», «спокойной ночи», статья «Мысли об истории Малороссии» (1846), исследования «Славянская мифология» (1847); П. Кулиша: исторический роман «Михайло Чернышенко » (1842), поэма «Украина» (1843), труд «Повесть об украинском народе» (1846); Г. Андрузького: стихи на украинском и русском языках, статья «Записки о поэзии и язык», фольклористично-этнографическая деятельность О. Марковича и др.

Наибольшее влияние на выработку программных документов и практическую деятельность братчиков имело творчество Т. Шевченко. По мнению М. Драгоманова, «Шевченко стоял впереди изученных приятелей, киевских славянофилов, и горячей общественным мнением, и таким же украинством», потому что «Шевченко приехал па Украину из Петербурга с готовыми мыслями о свободе Украины от московских царей». Такое понимание свободы Шевченко в братстве обнаружил позднее и И. Франко: «Шевченко вносит новый дух, новые взгляды в ту громадку людей молодых, горячих и проникнутых желанием общего блага». В братстве поэт «был его душой, так как Костомаров его интеллектуальным проводником». Как признавался следствию Г. Андрузский, деятельность братства «с отъездом Шевченко из Киева приостанавливалась... Шевченко из малороссийских гетманов подносил Мазепу и па вечерам у Костомарова читал пасквильные стихи».

Свои взгляды на вопрос свободы и единства народов Шевченко изложил в ряде сочинений, в частности в поэме «Еретик» (1845). Поэзия рукописного сборника «Три лета», арестована вместе с автором, стала главным обвинительным доказательством по всему делу кирилло-мефодиевцев. Антицаристські и антикрепостнические инвективы в поэмах «Сон», «Кавказ», послании «И мертвым, и живым...», национально - государственнические идеи поэмы - мистерии «Великий льох» (списки ее отобрано у В. Белозерского и М. Костомарова), патриотическое трактовки истории Украины в лирических шедеврах «Чигрине, Чигрине...», «Разрытая могила», «Холодный яр», «Гоголю» и других - царизм инкриминировал Т. Шевченко как государственную измену. Хотя в обществе, по свидетельству самих братчиков, и велись дискуссии, имелись определенные различия, однако всех их, несомненно, объединяли общие ценности и идеалы и, что самое характерное, желание изменить социально-экономическую, культурную и политическую судьбу Украины.

Идеи перестройки общества соединяли кирилло-мефодиевцев с прогрессивными политическими силами той эпохи. Это подтверждают такие факты: во время поездки в Польшу П. Кулиш и В. Белозерский установили связи с учеными - славістами П. Дубровским, С. Линде, В. Мацейовським и др.; по заданию общества М. Савич распространял идеи кирилло-мефодиевцев в Париже, А. Мицкевичу он передал «Кобзарь» Т. Шевченко; поэмы «Гайдамаки» и «Еретик» братчики прислали чешскому общественному деятелю, борцу за национальное освобождение своего народа П. Шафарику и т.д.

Кирилло-Мефодиевское братство существовало 15 месяцев и было раскрыто властями по доносу студента Киевского университета В. Петрова в конце марта - начале апреля 1847 г. Участников организации арестовали и отправили в Петербург. Следствие длилось до 30 мая 1847 г. Без суда, по «высочайшему» повелению братчиков наказали заключением и ссылкой в отдаленные губернии под надзор полиции: Г. Костомарова - в Саратов, П. Кулиша - в Тулу, М. Гулака - на Из года в Шліссельбурзьку крепость, а затем в Пермь; В. Белозерского - в Петрозаводск, О. Марковича - до Орла, А. Навроцкий отбывал 6-месячное заключение в Вятці, а ссылки в Елабуге; Г. Андрузский был выслан в Казань. Труднее всего, как известно, было наказано Т. Шевченко, что повлекло преждевременную смерть поэта.

Разгром общества украинской интеллигенции и наказание братчиков нашли резонанс в Европе. Парижские газеты летом 1847 г. поместили сообщение об аресте кирилло-мефодиевцев и ссылки Шевченко в солдаты. Особый интерес к этим событиям обнаружила австрийская и западноукраинская пресса, в частности в газете. Вагилевича «Дневник руський» (1848. Ч. 4) было помещено стихотворение польского поэта Г. Яблонского «Мученикам вольности с 1847 года». Деятели Кирилло-Мефодиевского братства сыграли важную роль в подъеме национального самосознания украинского народа. Они заложили научные основы программы национального возрождения, которые расстраивались следующими поколениями. О своей симпатии к братству, «свежие и высокие идеи того общества» писал И. Франко. М. Грушевский отмечал: «От Кирилло-Мефодиевского братства ведет свою историю весь новый украинский политическое движение». Высокую оценку Кирилло-Мефодиевское братство как историческое явление получило у А. Субтельного: «Оно явило собой первую, хоть и неудачную, попытку интеллигенции перейти от культурного к политическому этапу национального развития; оно привлекло внимание царского правительства (что пытался разыграть карту украинофильства против польских культурных влияний на Украину) к потенциальной опасности растущего национального сознания украинцев; ликвидация общества дала сигнал к наступлению антиукраинской политики и ознаменовала начало длиннее непрекращающейся борьбы украинской интеллигенции с российским царизмом».

Лит.: Бородин В. Произведения Шевченко в политическом процессе Кирилло-Мефодиевского общества и запрет и изъятие «Кобзаря» //36. трудов 17-й наук, шевченк. конф. К., 1970; Мияковский В. Непечатному и забытое / под ред. М. Антоновича. Нью-Йорк, 1984; Федченко П. Шевченко, Кулиш и Костомаров в Кирилло-Мефодиевском обществе // Сов. литературоведение. 1989. № 7; Кирило-Мефодіївське товариство: У 3 т. К., 1990. Т. 1-3; Костомаров Г. «Закон Божий (Книга бытия украинского народа). К., 1991; Субтельный О. Украина: история. К., 1991.

Ж. Ляхова