Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

КИПРИАН (ок. 1330, Тырново - 16.09.1406, Москва) - болгарский, украинский и русский писатель, церковный и культурный деятель, представитель агиографической прозы второй половины XIV - начала XV вв. Киприан получил прекрасное образование в Болгарии, Константинополе и на Афоне.

г. попадает в Украину, где в декабре 1375 г. выучился на митрополита киевского и литовского и сразу же начал борьбу за митрополичью кафедру. 1390 г. Киприан стал митрополитом всей Руси и до самой смерти жил в Москве.

На восточнославянских землях Киприан одним из первых начал внедрять в жития Євтихієву реформу славянской письменности, что касалось основных принципов перевода с греческого, орфографии церковнославянского языка. Для этого он привез с собой немало сербских и болгарских книг, развил широкую переводческую деятельность. В частности, сохранился его перевод с греческого языка ряда молитв и других богослужебных текстов.

Литературное наследие писателя состоит из ряда слов, житий, посланий, грамот (1392 г. - новгородскому епископу Иоанну; 1406 - духовная, которую Киприан повелел зачитать на его похоронах, и др. ). Известны также письма митрополита (в частности, от 1385 - 1386 гг. - из Византии на Русь), ряд канонов и молитв.

Сохранилось три послания Киприана к игуменов Сергия Радонежского и Феодора Симоновського от 3 июня, 23 июня и 18 октября 1378 г. Второе послание, созданное в киевский период деятельности Киприана, - острый публицистическое произведение, в котором автор отстаивал свои права на митрополию всея Руси. Он остро обличал церковную политику московского князя Дмитрия Донского, рассказывал о своих мытарствах в Москве. Заканчивалось второе послание обещанием Киприана ехать в Царьград, чтобы «защититься Богом и святым патриархом и большим сбором». Произведение написано с пафосом; по своему стилю больше напоминает политический памфлет, предназначенный для чтения перед определенной аудиторией, чем грамоту, как его называл автор.

За основу своей редакции «Жития митрополита Петра» (1381) Киприан взял «Житие», созданное 1327 г. неизвестным московским книжником. Литературное задание митрополит определил в коротком вступлении, указав, что его «Житие...» является похвалой этом «священно начальнику», поскольку было бы очень «неправедно» «таковаго святителя венец не украшен некако оставить». И сочинение Киприана имел прежде всего достаточно четкую политическую цель. Житие написано во время его борьбы за митрополичью кафедру всея Руси, которая тогда находилась в Москве. Поэтому автор не только прославлял Петра, но и обосновывал свое право наследника митрополии всея Руси. Судьба Киприана была несколько подобной судьбы Петра: борьба с другими кандидатами на митрополию, схватки с противниками уже после рукоположения в митрополита, переезд из Киева в Москву. Всем этим Киприан будто приравнивал себя к митрополита Петра.

Житие автор заканчивает похвалой своему герою, причем большую часть похвалы Петру Киприан посвящает рассказу о собственный путь к митрополичьей кафедры. А Петр выступает в ней как патрон и защитник писателя.

Среди других оригинальных сочинений Киприана выделяется «Повесть о Михаила-Митяя» (1382) - небольшой летописный рассказ о том, как московский князь Дмитрий Донской пытался сделать митрополитом своего ставленника Митяя. Напряженные, драматические и в определенной степени авантюрные события повести разворачиваются во время войны Москвы с Ордой. Начинаются они до Куликовской битвы, а заканчиваются после нее. Герои произведения находятся в Москве, затем в Константинополе, по пути встречаются с Мамаем, перед его походом на русские княжества. Много внимания в повести уделяется всяческим международным церковно-политическим интригам. В нейтральной, на первый взгляд, летописном повествовании прослеживаются черты памфлета, ирония, определенные недомолвки и оппозиционный к князю политический подтекст.

Известно также, что Киприан был инициатором восстановления заброшенной Софии Киевской.

Лит.: Дмитриев JI. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы // ТОДРЛ. 1963. Т. 19; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в зпоху Куликовской битвы. Ленинград, 1978.

Ю. Пелешенко