МИР ФАНТАЗИИ И МУДРОСТИ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
МУДРАЯ ДЕВУШКА
Сказка
Было два брата - один бедный, а другой богатый. Вот богатый некогда ізласкавився над бедным, что не имеет ни ложки молока детям, да и дал ему дойную корову. Говорит:
- Понемногу отработаешь мне за нее.
Ну, бедный брат отрабатывал понемногу, а дальше тому богачу жалко стало коровы, он и говорит бедному брату:
- Отдай мне корову обратно!
Тот говорит:
- Брат! Я же тебе за нее отработал!
- Что ты там отработал, - как кот наплакал той работы было, а то таки корова! Отдай!
Бедному стало жалко своего труда, не захотел отдать. Пошли судиться к господину.
Пришли к господину. А господину, видимо, не захотелось задуматься, кто из них прав, а кто - нет, то он и говорит им:
- Кто отгадает мою загадку, того и корова будет.
- Говорите, сударь!
- Слушайте: что в мире есть сытнее, быстрее, милее всего? Завтра придете скажете.
Пошли брать. Богач идет домой и думает себе:
- Вот ерунда, а не загадка! Что же есть сытнее над барские кабаны, быстрей над барские борзые, а милее над деньги! Е, моя корова будет!
Бедный пришел домой, думал, думал да и приуныл. А у него была дочь Маруся. Она и спрашивает:
- Чего вы, тату, приуныли? Что господин говорил?
- И здесь, дочь, такую господин загадку загадал, что я и не вздумаю, что оно и есть.
- А какая же загадка, тату? - Маруся спрашивает.
- И такая: что есть в мире сытнее, быстрее, милее всего?
- Э, пап, - сытнее всего - земля-мать, потому что она всех кормит и поит; быстрее всего - мысль, ибо мнением враз куда хоть перелететь; а милее всего-сон, потому как хорошо и мило мужу, а все покидает, чтобы заснуть.
Иллюстрация Елены Сапожкової
- Ба, - говорит отец, - ведь и вправду так! Так же я и буду говорить господину.
Второй день приходят оба брата к господину. Вот господин их и спрашивает:
- Ну-ка, отгадали?
- Угадали, господин, - говорят оба.
Вот богатый сейчас выступает, чтобы себе впереди поспішитись, и говорит:
- Сытнее, господин, над все - ваши кабаны, а быстрей всего - ваши борзые, а милее всего - деньги!
- Э, врешь, врешь! - говорит господин. Тогда бедному: - Ну-ка, ты!
- И что же, сударь, нет ситнішого, как земля-мать: она всех кормит и поит.
- Правда, правда! - говорит господин. - Ну, а что быстрей?
- Быстрее, господин, всего - мысль, ибо мнением враз куда хоть перелететь.
- Так! Ну, а милее? - спрашивает он.
- А милее всего - сон, потому как хорошо и мило мужу, а все покидает, чтобы заснуть.
- Так, все! - говорит пан. - Твоя корова. Только скажи мне, ты сам это повідгадував, или тебе кто сказал.
- И что же, господин, - говорит нищий, - есть у меня дочь Маруся, так это она меня так научила.
Господин аж рассердился:
- Как это? Я такой умный, а она простая себе девка и мои загадки повідгадувала! Постой же! На тебе этот десяток вареных яиц и понеси их своей дочери: пусть она посадит на них наседку, и чтобы птица за одну ночь вилупила цыплята, выкормила, и чтобы твоя дочь зарезала трех, испекла на завтрак, а ты, пока я встану, чтобы принес, потому что я дожидатиму.
А не сделает, то будет беда.
Идет сердешный отец домой и плачет. Приходит, а дочь и спрашивает его:
- Чего вы, тату, плачете?
- И как же мне, дочь, не плакать: вот господин дал тебе десяток вареных яиц и говорил, чтобы ты посадила на них наседку, и чтобы она за одну ночь вилупила и вскормила цыплята, а ты чтобы испекла их ему на завтрак.
Дочь взяла горшочек каши и говорит:
- Понесіть, тату, вот господину и скажите ему, - пусть он распахивать ниву, посеет эту кашу, и чтобы она выросла просом, подоспела на ниве, и чтобы он просо скосил, змолотив и набил пшена кормить те цыплята, что им надо вылупиться из этих яиц.
Иллюстрация Елены Сапожкової
Приносит муж к господину эту кашу, отдает и говорит:
- Так и так дочь говорила.
Господин смотрел, смотрел на ту кашу и взял и отдал ее собакам. Потом где-то нашел стебелек льна, дает мужу и говорит:
- Неси твоей дочери этот лен, и пусть она его вимочить, высушит, побьет, попряде и витче сто локіт полотна. А не сделает, то будет беда.
1. Какие чувства побудили богатого брата сначала дать корову, а потом ее забрать?
2. Справедливым ли было его желание забрать у брата назад корову? Почему?
3. Как братья выполнили первое господа задачи?
4. Сравни ответы обоих братьев. О чем свидетельствовали ответы богатого брата? Что стало источником правильных ответов бедного брата?
5. Кто помог бедному брату выполнить задание правильно?
6. Почему рассердился господин, когда услышал правильные ответы на свое задание? Как об этом сказано в сказке?
7. Как ты думаешь, мог смириться господин с тем, что бедная девушка умнее его? Прочитай следующую часть сказки.
Идет домой тот мужчина и снова плачет. Встречает его дочь и говорит:
- Чего вы, тату, плачете?
- Ишь чего же! Вот господин дал тебе стебелек льна, и чтобы ты его вымачивала, высушила, помяла, способствовала и соткала сто локіт полотна.
Маруся взяла нож, пошла и вырезала тонкую веточку с дерева, дала отцу и говорит:
- Несите к господину, пусть господин с этого дерева сделает мне гребень, гребенку и днище, чтобы было на чем прясть этот лен.
Приносит муж господину ту веточку и говорит, что дочь загадала из нее сделать. Господин смотрел, смотрел, взял да и покинул ту веточку, а на уме себе: «Эту одуриш! Видимо, она не из таких, чтобы обмануть...» Потом думал, думал и говорит:
- Пойди и скажи своей дочери: пусть она придет ко мне в гости, и так, чтобы ни шла, ни ехала; ни босса, ни обута; ни с гостинцем, ни без гостинца. А как она этого не сделает, то будет беда.
Идет вновь отец плача домой. Пришел и говорит дочери:
- Ну что, дочка, будем делать? Господин загадал так и так.
И рассказал ей все. Маруся говорит:
- Не беспокойтесь, отец, - все будет хорошо. Пойдите купите мне живого зайца.
Ушел отец, купил живого зайца. А Маруся одну ногу вбула в драный
ботинок, а вторая босая. Тогда поймала воробья, взяла сани, запрягла в них козла. Вот взяла зайца под руку, одну ногу поставила в санки, а второй по пути ступает - одну ногу цап везет, а второй идет. Приходит так к господину во двор, а господин как увидел, что она так идет, и говорит своим слугам: «Прицькуйте ее собаками!»
Те прицькували ее собаками, а она выпустила им зайца. Собаки погнались за зайцем, а ее покинули. Она тогда пришла к г в горницу, поздоровкалась и говорит:
- Вот вам, сударь, гостинец.
И дает ему воробья. Господин только хотел его взять, а он - порхая, и вылетел в открытое окно! А на то время приходят двое к господину судиться. Вот господин вышел на крыльцо и спрашивает: «Ного вам, люди добрые?»
Один говорит:
- И вот чего, господин: ночевали мы оба на поле, а как утром встали, то увидели, что моя кобыла привела жеребенка.
А второй человек говорит:
- Нет, ложь, - моя! Рассудите нас, господин!
Вот господин думал, думал и говорит:
- Приведите сюда жеребенка и лошадей: к какой жеребенок побежит - и привела.
Вот привели, поставили запряженные лошади, а жеребенок пустили. А они, те два хозяева, так задергали то жеребенок, каждый к себе таская, что оно уже не знает, куда ему бежать - взяло да и побежало прочь. А Маруся говорит:
- Вы жеребенка привяжите, а матерей повипрягайте и пустите которая побежит к жеребенка, то и привела.
Сейчас так и сделали. Пустили их - так одна и побежала к жеребенка, а вторая стоит.
Тогда господин увидел, что ничего с девушкой не поделаешь, и отпустил ее.
Иллюстрация Елены Сапожкової
ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ
1. Почему господин испытывал Марусю задачами?
2. Почему господину задание нельзя было выполнить никогда?
3. В чем секрет Марусиних ответов?
4. Начерти и заполни таблицу в тетради. Запиши, какими были господину задачи, а какими - Марусины ответа.
Господа задачи Марусина ответ
|
Из вареных яиц высидеть за одну ночь цыплят |
|
2 |
|
С веточки изготовить орудия для ткачества |
3 |
|
|
5 Кто или что помогло Маруси успешно преодолеть все испытания? Выбери правильный ответ:
• папа;
• любовь к папе;
• сообразительность;
• стремление победить господина.
Сколько ответов тебе хочется дать на этот вопрос? Подтверди ответ примером из сказки.
6 Что общего между господином и Марусей? Какими чертами характера они отличаются? Наведи примеры из сказки.
7. Чему ты можешь научиться из этой сказки?
8 Какие признаки подсказывают тебе, что «Мудрая девушка» - сказка? Приведи примеры из текста.
9 Сравни сказки «О правде и кривде» и «Мудрая девушка». К какой разновидности сказок они принадлежат? Свой ответ обоснуй.
БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ
Сто локіт - примерно 40-50 метров.
Ґоиндждли - сани.
Днище - устройство, с помощью которого мастерица делала ткань.
Ларек - здесь: крыльцо.
ТЫ-ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
Которой изобразила героиню сказки «Мудрая девушка» художница Елена Сапожкова? А какой представляешь Марусю ты? Создай собственную иллюстрацию к сказке. Какой эпизод произведения ты выберешь для иллюстрации?
Следующие две сказки особенные. Можно их, конечно, читать и как просто развлекательные фантастические рассказы. Но если хочешь понять жизнь и мировоззрение наших предков, в Словничку-довідничку прочитай про некоторые древние обряды и проследи, как они отразились в сказках.