МИР ФАНТАЗИИ И МУДРОСТИ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Самыми любимыми произведениями детей с детства являются сказки. Они известны всем народам мира с древнейших времен.
Сказка - ц,е произведение устного народного творчества, в основу которого положен увлекательный рассказ о вымышленных событиях.
Все сказки можно разделить на три группы: волшебные, социально-бытовые и о животных.
Одними из древнейших есть волшебные (или фантастические) сказки. На первый взгляд, они изображают невозможные события. Но на самом деле в них сохранились в зашифрованном виде сведения о таинственные древние обряды и обычаи нашего народа. Какие именно? Об этом ты узнаешь дальше.
Сказки о животных, хоть и рассказывают о жизни зверей и птиц, адресованные людям. Они хоть и показывают, как действуют животные, а поучают нас с тобой: так делать можно, а вот такие поступки позорят человека.
Социально-бытовые сказки рассказывают о жизни людей. У них богатый брат или господин оскорбляет бедного, ленивый хочет жить за счет трудолюбивого. Герои этих сказок всегда оказываются перед выбором: идти по жизни с правдой или неправдой, выбрать богатство или честь. И всегда в них побеждает бедный, но умный и трудолюбивый герой, потому что в жизни должно побеждать Добро. Так в сказках народ утверждал мысль о торжестве справедливости.
Сказки имеют несколько признаков, которые отличают их от других произведений устного народного творчества:
• сказочные зачин и концовка: жили-были дед да баба, был один человек, стали они жить-поживать и добра наживать;
• сказочные слова: Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик;
• повторы слов: жить-поживать, думать-гадать;
• волшебные предметы: сапоги, кольцо, свирель, летучий корабль;
• магические числа 3, 7, 9, 12: трое братьев у родителей, надо выполнить три задания, семь собратьев, двенадцать голов у Змея;
• использование загадок.
О ПРАВДЕ И КРИВДЕ
Сказка
Жили когда-то два брата: один богатый, а второй бедный, что и сказать. Этот бедный брат умер. Остался у него сын, и он тоже жил бедно.
И спросил он у своего дяди:
- А что, дядя, как лучше жить-правдой или неправдой?
- Э-э-э!.. Где ты теперь нашел правду? Нет теперь правды на свете! Теперь везде одна неправда.
- Нет, дядюшка! Есть правда - правдой лучше жить.
- Пойдем на суд.
- И чего же мы таки пойдем в суд? Лучше давайте пойдем по дороге и спросим мужа, которого встретим; как скажет, так и будет. Ваша правда - вся моя скотина будет вам; моя правда - ваша скотина будет мне. Так спросим до трех раз.
- Ну, хорошо.
И пошли они по дороге. Идут, идут - встречается им человек - с заработков, что ли, шел.
- Здоров, добрый человек!
- Здоровые!
- Скажи, пожалуйста, мужское, как теперь лучше жить-правдой или кривдой?
- Э-э-э!.. Добрые люди! Где теперь вы правду нашли? Нет теперь ее нигде в мире. Лучше жить неправдой, чем правдой.
- Ну, вот раз моя правда! - говорит дядя.
А племянник и приуныл, что ему придется отдавать всю свою скотину дяде. Идут, идут - встречается им господин. А племянник и говорит:
- Ну, спросим же этого господина. Этот уже всю правду расскажет; он грамотный и все знает.
- Ну, хорошо.
Вот поравнялись с господином и спрашивают его:
- Скажите, будьте добры, пожалуйста, как теперь лучше жить-правдой или кривдой?
-- Э-э-э!.. Добрые люди! Где вы теперь нашли правду? Нет ее нигде в мире; лучше жить неправдой, чем правдой.
- Вот уже и во второй раз моя правда! - радостно сказал дядя.
Племянник еще больше приуныл. Идут, идут - встречается им поп. Племянник и говорит:
- Ну, спросим попа, это уже правду скажет - на то он и духовный. Этот как уже скажет, то так и будет.
- Ну, хорошо!
Как поравнялись с попом, спрашивают его:
- Скажите, батюшка, как теперь лучше жить: правдой ли, неправдой?
- Э-э-э!.. Добрые люди! Где вы теперь нашли правду? Ее теперь и в мире нет: лучше жить неправдой, чем правдой.
- Вот уже и в третий раз моя правда! - радостно сказал дядя.
1 Как дядя и племянник думали о том, каким образом надо жить? Прочитай выразительно их разговор и прокомментируй ее.
2. Какими словами можно замітини слова правда и кривда?
3. Кого встретили дядя с племянником и какие ответы получили на свой вопрос?
4. Какие признаки сказки есть в этой части текста? Наведи примеры.
5. Предскажи, как могли развиваться события после проигрыша племянника в споре. Прочитай продолжение сказки.
Ничего делать племяннику: отдал богатому дяде весь свой скот, а сам остался голый, босой и голодный. Тяжело пришлось ему жить. Бился, бился, сердешный, да и задумал повеситься - он взял обрывок и пошел в лес. Пошел и смотрит на дерево - выбирает ветку, на которой бы то повеситься. «Вот, думает себе, добрая ветка - крепкая, а на эту сесть и, зацепившись, повиснуть бы».
Он так засмотрелся на дерево, что и не заметил, как волк прибежал. Как увидел его человек, бросился бегом на дерево, а веревку и забыл. Слез на дерево и сидит. Когда прибегают чертям, а чуть позже и четвертый, их главарь. И спрашивает он своих слуг:
- Ты что сегодня наделал?
- Э... я такого наделал, что там хоть что пусть делают,- не поможет. В таком-то селе, у господина, я сделал так, что вовек не починят плотины. А господин лупит своих людей, как бешеный: много их будет у нас.
- Хорошо же ты сделал, и еще не так.
- А как же?
- Там посреди оврага в лесу растет три дерева. Кто те деревья срубит и положить крест-накрест на дамбу - починит.
- О!.. Кто то слышал, кто то и знал, что это так надо сделать!
- Ну, а ты что сделал? - спрашивает он второго.
- Э... я такого наделал, что много будет людей в наших руках. В таком - то огороде всю воду высушил, так что теперь там ни капли нет, а носят ее за тридцать и за сорок верст. Много там людей пропадет!
- Хорошо ты сделал, и еще не так,- говорит главарь.
- А как же?
- Как кто выкопает тот куст малины, которая растет посреди города,- будет вода на весь огород.
- О!.. Кто то слышал, кто то и знал, что надо это сделать!
- Ну, а ты что сделал? - спрашивает он третьего.
- Э... я такого наделал, что пусть там хоть что делают - ничего не подействует! В таком-то королевстві у короля одна дочь, и я и той сделал так, что пусть хоть как лечат, ничего не подействуют, будет наша.
- Хорошо ты сделал, и еще не так.
- А как же?
- Кто отрубит глухого угла и подкурит - здорова будет, как и первое.
- Кто то слышал, кто то и знал, что это надо сделать!
А муж сидит себе на дереве и слышит все, что чертяки болтают.
Как уже разлетелись чертяки, он и думает: «Может, это и правда, что они говорили? Пойду к г, может, и в самом деле построю плотину».
Ушел. Приходит к плотине, а там господин бьет и мучает людей, чтобы поскорей дамбу строили. Они, бедные, аж пот с них льется, делают, а оно все ничего не помогает. А господин знай свирепствует. Приходит к нему юноша и говорит:
- Э-э, сударь! Бьете ли вы людей, и никакого с этого толку не будет. А что дадите мне - я помогу?
- Дам я тебе сто рублей и еще и в придачу этих пару лошадей с коляской и с кучером (а там и кони господину стояли).
- Дайте же мне людей шесть человек и три подводы.
- Возьми.
Поехали они в лес, срубили три дерева и положили их крест-накрест на дамбе - так сейчас и всадили. Господин отдал ему сто рублей и пару лошадей с коляской и с кучером.
Тогда тот человек и думает: «Дай поеду еще к тому городу, где воды нет: может, и правда; может, дам им воды». Сел да и поехал к тому городу. Не доезжая до города несколько верст, он встретил бабушку, которая несла пару ведер на коромысле.
- Что это ты, бабушка, несешь?
- Воду, сынок.
- Дай же и мне напиться.
- Э-э, сынок! Я же ее несу за тридцать верст; а пока еще дойду домой, половину разолью; а семья у меня большая, пропадет без воды.
- Я вот приеду в ваш огород, наделю водой всех, и будет той воды у вас вовек.
Она дала ему напиться, а сама такая радостная стала, и скорее в огород трюшком и рассказала всем горожанам, что едет такой человек, что воды им даст. Горожане все вышли за город, навстречу мужчине, с хлебом-солью и всякими подарками. Как пришел этот человек в город, нашел тот куст малины, который рос посреди города, выкопал его - и потекла вода оттуда по всему огороду. Горожане наградили его и деньгами, и всяким добром, так что он стал теперь богаче от своего дяди. Дальше и думает:
- Поеду еще в то королевство, где королева дочь нездорова,- может, вылечу ее.
Как задумал, так и сделал. Приехал туда, пришел к королевы хоромы, а люди все такие унылые, бегают и охают. Он и спрашивает их:
- Я слышал, что у вашего короля дочь очень нездоровая. Хоть как ее лечат, ничего не подействуют; только я бы ее вылечил.
- Э, мужик, куда тебе! Заморские врачи ничего не могут сделать, а ты и подавно!
- Все же скажите королеве.
Они сказали королю. Король вышел к нему и говорит:
- Если вылечишь, награжу тебя так, что не будет побогаче от тебя в мире, еще и дочь свою отдам за тебя.
Ушел тот мужчина, посмотрел на нее, а она уже и кончается. Он взял, настругав глухого угла, подкурил ее - и она сразу подужчала так, что дня за три и совсем выздоровела, вновь стала такой, как и первое.
Король и все люди такие стали рады, что и не сказать. Король на радостях и говорит тому человеку:
- За то, что вылечил мою дочь, я ее отдам за тебя, и еще, как умру я, ты будешь королем на моем месте.
Скоро и в самом деле король умер, а на его место стал юноша. Покоролював он уже там несколько лет, когда приезжает в его королевство какой-то богатый купец и посылает спросить короля, позволит ли он ему поторговать в его королевстве. Король велел ему прийти к нему. Приходит купец. Король сразу узнал своего дядю, но не показал и виду: поговорил и отпустил его торговать. А своим людям заказал, чтобы не отпускали его домой, а чтобы, как будет собираться он ехать, просили его к нему. Так и случилось. Приводят этого купца к королю, король и спрашивает его:
- Из какого ты королевства?
- С такого-то.
- Из какого города?
- С такого-то.
- Как прозываешься?
- Так-то.
Здесь король и признался, что он его племянник - тот, что пропал без вести.
- Ну что, дядя: ты говорил, что кривдой лучше жить, чем правдой: итак, нет! Ты только купец, а я король - правда кривду перевесила!
- Как же это случилось?
Тот и рассказал ему все, что с ним случилось: как он хотел повеситься, как слушал, чертяки говорили, все, все... А напоследок он навалил всякого добра два корабля и подарил дяде, сказав:
- Я забываю все то, что ты мне делал. Бери себе два корабля со всем добром. А как приедешь в свой огород, рассказывай всем, что лучше жить правдой, чем ложью.
Взял дядя те два корабля со всем добром и поехал домой. Как приехал уже, стала его мучить зависть: чего и он не король. Грустил, грустил он, а дальше и думает:
- И я пойду вешаться, может, и мне так повезет, как моему племяннику.
Взял веревку, пошел в лес на то самое место, где хотел вешаться его племянник. Но этому не так повезло - где не взялись чертяки, схватили его и повесили на самой высокой ветке.
ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ
В какой ситуации оказался племянник, когда проиграл дяде? Представь, какие чувства он переживал. Какие слова ты подберешь, чтобы передать его внутреннее состояние?
Как племянник узнал о беде в королевстве? Как он воспользовался підслуханою разговором?
Как поступки характеризуют племянника? Как к нему отнеслись люди? Найди подтверждение своей мысли в тексте. А что о нем думаешь ты?
Кто в сказке олицетворяет добро, а кто зло? На чьей стороне в сказке рассказчик? Наведи примеры из сказки, которые подтверждают твое мнение.
Прочитай слова племянника, которыми утверждается мысль, что справедливость всегда побеждает.
Какие признаки сказки ты заметил / заметила во второй части текста? Названия их.
ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ
Различай слова по значению!
Яр - небольшая продолговатая впадина с крутыми отвесными склонами. Балка - небольшая продолговатая впадина с пологими склонами в поле или в степи.
Впадина - низкое место, снижена местность по сравнению с окружающим рельефом.
Уживай в своей речи!
Синонимы:
Яр - переярок, приярок, яруга, крутояры, котловина (с покатыми склонами), байрак (поросший лесом, кустарником).
Балка - овражек, лощину, видолинка, распадок, лощина.
Впадина - котловина, падина, впадина, желоб.
В сказке сказано: «Бился, бился, сердешный, да и задумал повеситься...». В каком значении здесь употреблено слово драться? Ответ проверь за Словариком-довідничком .
БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ
Плотина - сооружение, перегораживающей реку. Синонимы: гатка, запруда, гать. Вбухать плотину - перегородить реку.
Верста - мера длины, равная 1,06 километра. Итак, бабушка несла воду за 32 километра от села.
Глухой угол - запущенная, темная часть дома. Отсюда выражение тупик - тупик, сложная ситуация.
ТЫ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
Представь, что ты работаешь в театре и привлеченный к игре в спектакле. Вместе с одноклассниками разыграй в ролях сказке «О правде и кривде».