МИР ФАНТАЗИИ И МУДРОСТИ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
ОХ
Сказка
Когда-то давно, не при нашей памяти,- видимо, еще и отцов и дедов наших не было на свете, жил себе бедный мужчина с женщиной, а у них был один сын, да и такое лентяйка тот одинчик, что беда! Ничего не делает - и за холодную воду не возьмется, а все только на печи сидит и просцем пересыпается. Никогда и не слезает: как подадут есть, то и ест, а не подадут, то и так обходится.
Отец и мать сокрушаются:
- Что нам с тобой, сын, делает, что ты ни к чему неумел? Чужие дети своим родителям в помощь становятся, а ты только зря хлеб переводишь!
Грустили-грустили отец с матерью, а дальше мать и говорит:
- Ты же, старый, думаешь с ним, что он до роста дошел, а такая неумеха - ничего делает не умеет? Ты бы его куда отдал, то отдал, куда нанял, то нанял, может, его чужие люди чего выучили.
Посоветовались, отец и отдал его в портные учиться. Вот он там побыл дня три и убежал, залез на печь - вновь просцем пересыпается. Отец его выбил хорошо, обругал, отдал к сапожнику шевство учиться. Так он и оттуда сбежал. Отец вновь его выбил и отдал кузнечному делу учиться. Так и там не пробыл долго - убежал. Отец:
- Что делает? Поведу,- говорит,- с ленцой в другое царство: где найма, то найму,- может, он оттуда не убежит.
Взял его и повел. Идут и идут, долго ли, недолго, вплоть вошли в такой темный лес, что только небо и земля. Входят в лес, притомились немного: а так над тропой стоит обгоревший пенек; отец и говорит:
- Притомился я - сяду, отдыха немного. - Вот садится на пенек и:
- Ох! Как же я устал! - говорит.
Только это сказал - вплоть до того пенька, где не взялся - вылезает такой маленький старичок, сам сморщенный, а борода зеленая аж по колено.
- Что тебе,- спрашивает,- слушай, надо от меня? Мужчина удивился: «Где это такое чудо взялось?» И говорит ему:
- Разве я тебя звал? Одчепись!
- Как же не звал, - говорит старичок,- когда звал!
- Кто же ты такой? - пита мужчина.
- Я, - говорит старичок,- лесной царь Ох. Чего ты меня звал?
- Да чур тебя, я тебя и не думал кликать! - говорит мужчина.
- Нет, звал: ты сказал: «Ох!»
- И то я устал, - говорит мужчина, - и сказал.
- Куда же ты идешь? - пита Ох.
- Мир за глаза! - говорит мужчина. - Веду сию ребенка наймать, - может, его чужие люди научат ума, потому что у себя дома - что найма, и убежит.
- Найми,- говорит Ох,- у меня: я его выучу. Только с таким условием: как выбудет год и придешь за ним, то как узнаешь его - бери, а не узнаешь - еще год служить у меня!
- Хорошо,- говорит мужчина.
Ударили по рукам,- мужчина и пошел себе домой, а сына повел Ох к себе.
Вот как повел его Ох, и повел аж на тот свет, под землю, и привел к зеленой домики, камышом обтиканої. А в той хатке все зеленое: и стены зеленые, и зеленые скамейки, и Охова зеленая женщина, и дети, сказано - все, все. А за батрачек в Оха нимфы - такие зеленые, как рута!
- Ну, садись же,- говорит Ох,- наймитку, и поешь немного!
Нимфы подают ему блюдо и блюдо зеленая; он поел.
- Ну, - говорит Ох,- пойди же, наймитку, дров урубай и наноси.
Наемник ушел. Или рубил, не рубил, лег на дровишки и заснул. Приходит
Ох - уж он спит. Он велел наносить дров, положил на дрова связанного наемника, поджег дрова. Сгорел наемник! Ох тогда взял попілець, по ветру развеял, а одна вуглина и выпала из того пепла. Ох тогда ее сприснув живущою водой,- наемник вновь стал живой, только уже пошустрее немного.
Ох опять велел наемнику дрова рубить; тот снова уснул. Ох поджег дрова, наемника сжег, попілець по ветру развеял, уголь сприснув живущою водой - наемник вновь ожил и стал такой красивый, что нет лучшего!
Вот Ох сжег его и в третий раз и снова сприснув уголь живущою водой - из того ленивого парня и стал такой проворный и хороший казак, что ни здумать, ни упоминания, разве в сказке сказать.
Вот выбыл тот парень год. Как вышел год, отец идет за сыном. Пришел отец в тот лес, к тому обгоревшего пня, сел и говорит:
- Ох!
Ох и вылез из того пенька и говорит:
- Здоров был, человече!
- Здоров, Ох!
- А чего тебе надо, человече? - спрашивает Ох.
- Пришел,- говорит,- за сыном.
- Ну, иди: как узнаешь - бери его с собой, а не узнаешь - еще год служить.
Мужчина и пошел за Охом. Приходит к его дому. Ох взял вынес мерку проса, высыпал - назбігалось такого петухов!
Иллюстрация Екатерины Штанко
- Ну, узнавай,- говорит Ох,- где твой сын?
Муж смотрел-смотрел - все петухи одинаковые, один в один, - не узнал.
- Ну,- говорит Ох,- иди себе, когда не познал. Еще год твой сын будет служить в меня.
1. Какая беда была в семье бедного мужа? Как об этом рассказывается в сказке?
2. Расположи в правильной последовательности мастеров, до которых отец отдавал в науку сына: сапожник, кузнец, портной. Как себя проявил ленивый сын у каждого из них?
3. Почему мужчина решил отдать сына в науку в другое царство?
4. Опиши место, где человек встретился с Охом. Почему оно было таким страшным? Найди подтверждение своей мысли в сказке.
5. На каких условиях Ох взял ленивого сына в науку? Прочитай про это в сказке.
6. ... с того ленивого парня и стал такой проворный и хороший казак, что ни здумать, ни упоминания, разве в сказке сказать, - рассказывает сказка. Ох как добился такого преобразования?
7. Какие события в этой части сказки происходят трижды?
8. Какие события являются волшебными, а которые могли произойти в жизни? Наведи примеры из сказки.
9. Как ты думаешь, сможет ли отец избавить сына от Оха? Создай свое продолжение сказки и проверь ответ, прочитав следующую часть.
Мужчина и пошел домой.
Вот и получается второй год; мужчина снова идет в Оха. Пришел к пеньку:
- Ох! - говорит. Ох до него вылез.
- Иди,- говорит,- познавай! - Ввел его в кошару - там сами бараны, один в один. Муж узнавал-узнавал - не познал.
- Иди себе, когда так, домой: твой сын еще год будет жить у меня.
Мужчина и ушел, сокрушаясь. Выходит и третий год; муж идет в Оха. Идет
и идет - аж ему навстречу дед, весь, как молоко, белый, и одежда на нем белая.
- Здоров, мужик!
- Доброго здоровья, дед!
- Куда это ты идешь?
- Иду,- говорит,- до Оха выручат сына.
- Как именно?
- Так и так,- говорит мужчина. И рассказал том белом деду, как он Охові отдал в наймы своего сына и с какой условием.
- Э! - говорит дед. - Плохо, мужское, долго он тебя будет водить.
- Да я уже,- говорит мужчина,- и сам вижу, что плохо, и не знаю, что и делает теперь в мире. Или вы, дедушка, не знаете, как мне моего сына вгадать?
- Знаю! - говорит дед.
- Скажите же мне, дедушка-голубчик! Так все-таки, какой он не был,- а мой сын, своя кровь.
- Слушай же,- говорит дед,- как придешь к Оха, он тебе выпустит голубей, то ты не бери никакого голубя, только бери того, что не будет есть, а сам себе под грушей сидеть и обскубуватиметься. Это твой сын!
Поблагодарил мужчина деду и пошел. Приходит к пеньку:
- Ох,- говорит.
Ох вылез к нему и повел его в свое лесное царство. Вот высыпал Ох мерку пшеницы, наскликав голубей. Назліталось их сила, и все один в один.
- Узнавай,- говорит Ох,- где твой сын! Узнаешь - твой, а не узнаешь - мой.
Вот все голуби едят пшеницу, а один сидит под грушей сам себе, надулся и обскубується. Мужчина и говорит:
- Вот мой сын!
- Ну, угадал! Когда так - бери.
Взял перекинул того голубя,- и стал из него такой хороший парень, что лучшего на свете нет. Отец очень обрадовался, обнимает его, целует. Рады оба!
- Пойдем же, милый, домой. - Вот и пошли.
Идут по дороге и разговаривают. Отец расспрашивает, как там в Оха было; сын рассказывает; то снова отец рассказывает, как он бедствует, а сын слушает. А дальше отец и говорит:
- Что же мы теперь, сын, робитимем? Я бедный ты бедный. Служил ты три года, и ничего не заработал!
- Не беспокойтесь, папа, все в порядке будет.
Глядите,- говорит,- здесь будут охотиться за лисами панычи, то я перекинусь ищейкой и поймаю лису. Панычи меня будут покупать у вас; то вы мне продайте за триста рублей,- только продавайте без ретязя: вот у нас и деньги будут, розживемось!
Идут и идут,- так на опушке собаки гоняют лису; так гоняют, так гоняют: лиса не убежит, борзая не догонит.
Сын сейчас перевернулся ищейкой, догнал ту лису, поймал. Панычи выскочили из леса:
- Это твой борзая?
- Мой!
- Добрый борзая! Продай его нам.
Иллюстрация Екатерины Штанко
- Купите.
- Что тебе за него?
- Триста рублей, без ретязя.
- Зачем нам твой ретязь,- мы ему позолоченный сделаем! На - сто!
- Нет.
- Ну, бери деньги, давай хорта. - Одлічили деньги, взяли хорта, давай полювать. Выпустили того хорта опять на лису. Он как погнал лису, то погнал в лес. Там перекинувсь парнем и снова пришел к отцу.
Идут и идут, отец и говорит:
- Что нам, сын, этих денег,- только что хозяйством завестись, дом починит.
- Не печальтесь, тату, будет еще. Здесь,- говорит,- папа, панычи ехать по перепелки с соколом. То я перекинусь соколом, а они меня будут покупать, то вы мне продайте вновь за триста рублей, без шапочки.
Вот идут полем,- панычи выпустили сокола на перепела; так сокол гонится, а перепел бежит: сокол не догонит, перепел не убежит. Сын перекинувсь соколом: так и насел перепела. Кавалеры увидели:
- Это твой сокол?
- Мой!
- Продай его нам!
- Купите!
- Что тебе за него?
- Как дадите триста рублей, то берите себе сокола, только без шапочки.
- Мы ему парчовое сделаем!
Поторговались, продал за триста рублей. Вот господа пустили того сокола за перепелкой, а он как полетел и полетел в лес, там перевернулся парнем и снова пришел к отцу.
- Ну, теперь мы разжились немного,- говорит отец.
- Постойте, папа, еще будет. Как будем,- говорит,- идти через ярмарку, то я перекинусь конем, а вы меня продавайте. Дадут вам за меня тысячу рублей, только продавайте без недоуздка.
Вот доходят до городка там, идо - ярмарка. Сын перекинувсь лошадью - такой конь, как змей, и приступит страшно! Отец ведет лошадь за недоуздок, а он гарцует, копытами землю выбивает. Здесь понасходилось купцов - торгуют.
- Тысячу,- говорит,- без недоуздка, то и берите!
- И зачем нам этот недоуздок, мы ему серебряную позолоченную уздечку сделаем! - Дают пятьсот.
- Нет!
А это подходит цыган, слепой на один глаз:
- Что тебе, человече, за коня?
- Тысячу, без недоуздка.
- Е! Дорого, батю: возьми пятьсот с недоуздком!
- Нет, не рука,- говорит отец.
- Ну, шестьсот... бери!
Как взял тот цыган торговаться, как взял - так мужчина не спускает.
- Ну, бери, батю, только с недоуздком.
- Э нет, цигане: недоуздок мой!
- Добрый человек, где ты видел, чтобы лошадь продавали без уздечки?
И передать никак...
- Как хочешь, а недоуздок мой! - говорит мужчина.
- Ну, батю: я тебе еще пять рублей накину,- только с недоуздком.
Мужчина подумал: недоуздок которых там три гривны стоит, а цыган дает
пять рублей! Взял и отдал.
Как отец освобождал сына от Оха? Кто ему помог?
2. Или только ремесел научился в Оха ленивый сын? Подтверди ответ тремя примерами.
3. Какие события являются волшебными, а которые могли произойти в жизни? Наведи примеры из сказки.
Что произошло, когда отец продал лошадь с недоуздком? Выскажи свое предположение. Прочитай окончание сказки.
Ушел мужчина, взяв деньги, домой, а цыган на коня и уехал. А то не цыган - то Ох перевернулся цыганом.
Конь несет и несет Оха - выше дерева, ниже облака.
Вот спустились в лес, приехали в Оха; он того коня поставил на конюшне, а сам пошел в дом.
- Не убежал-таки от моих рук! - говорит женщине.
Вот в обеденный час берет Ох лошадь за
повод, ведет к водопою, к речке. Только что привел к реке, а тот конь наклонился пить и перевернулся окунем, да и поплыл. Ох, не долго думая, перекинувсь и себе щукой и давай гоняться за тем окунем. Так вот - что нагонит, то окунь одстовбурчить пірця и хвостом вернется, а щука не возьмет. Вот она догонит и:
- Окунець, окунець, повернись ко мне головой, побалакаєм с тобой!
- Когда ты, кумушка, хочешь болтать,- говорит окунець щуке,- то я и так слышу!
Опять - что нагонит щука окуня и:
- Окунець, окунець, повернись ко мне головой, поболтаем с тобой!
А окунець одстовбурчить пірця и говорит:
Иллюстрация Екатерины Штанко
- Когда ты, кумушка, хочешь,- я и так слышу!
Долго ганялась щука с окунем - да нет, не догонит!
А это подплывает тот окунь к берегу - там царевна белье стирает.
Окунь перевернулся гранатовым перстнем в золотой оправе, царевна увидела и подняла перстень из воды. Приносит домой, хвастается:
- Я, папочка, красивый перстень нашла! - Отец любуется, а царевна не знает, на который его и палец надеть: такой красивый!
Когда это через какое-то там время доложили царю, что пришел какой-то купец. (А то Ох купцом перевернулся.) Царь вышел:
- Что тебе надо?
- Так и так: ехал я,- говорит Ох,- кораблем по морю. Виз в свою землю своему царю перстень гранатовый и уронил перстень в воду... Или никто из ваших не нашел?
- Так,- говорит царь,- моя дочь нашла.
Позвали ее. Ох как взялся ее просит, чтобы отдала, потому что ему, говорит, и на свете не жить, как не привезет того перстня! Так она не отдает, да и только! Тут уж царь оступился:
- Оддай,- говорит,- дочка, а то за нас будет несчастье мужу, оддай!
А Ах так просит:
- Что хотите, то и берите у меня, - только отдайте мне перстень!
- Ну, когда так,- говорит царевна,- то чтобы ни тебе, ни мне! - да и бросила перстень на землю. Тот перстень и рассыпался пшеном - так и порозкочувалось оно по всей хате. А Ох, не долго думая, перевернулся петухом и давай клювать то пшено. Клевал-клевал, все поклював. А одна пшонина закатилась под ноги царевне,- он той пшонини и не съел. Как поклював,- и в окно и вылетел прочь и полетел себе...
А с той пшонини и перевернулся парень - и такой красивый, что царевна как увидела, так и влюбилась сразу,- и так же искренне просит царя и царицу, чтобы ее отдали за него:
- Ни за кем,- говорит,- я счастлива не буду, а за ним мое счастье!
Царь долго морщився: «Как за простого парня отдать свою дочь?!» А дальше посоветовались - и взяли и поженили их, и свадьбы справляли, что весь мир созвали! И я там был, мед-вино пил; хотя во рту не было, а по бороде текло - тем она у меня и побелела!
ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ
Ох как пытался вернуть парня-наемника?
Почему Охові так нужно было его вернуть?
Почему сказка заканчивается свадьбой ленивого сына с царевной? Названия два объяснения такой концовки.
Названия три поступки парня, которые ты не одобряешь. Почему, по твоему мнению, он именно так поступил?
t Какую науку из сказки ты вынесешь для себя?
Какими словами начинается, а какими заканчивается сказка? Попадались ли тебе такой зачин и концовка в других сказках? Какой вывод из этого ты можешь сделать?
ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ
За холодную воду не взяться - бездельничать.
И чур тебе - возглас недовольства. Вспомните мифическое повествование о Цура (Чура) и Пека (см.: Словарик-справочник о «Берегиню»).
Ударить по рукам - прийти к согласию.
Мир за глаза - попутешествовать очень далеко.
БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ
Мавка - сказочное существо, которое живет в лесу или поле, изображали ее в образе красивой девушки с длинными распущенными волосами.
Кошара - загон или сарай для овец, коз.
Ретязь - здесь: путы.
Недоуздок - уздечка без удил.
ТЫ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
Прочитай самостоятельно «Сказку про Оха-чародея» Леси Украинки. Проведи небольшое исследование и выясните, что общего между сказками, а чем они различаются.
ЛИТЕРАТУРА В КРУГУ ИСКУССТВ
Рассмотри и сравни иллюстрации к сказки: рисунки художницы Екатерины Штанко (с. 54, 56, 58) и кадры из мультфильма «Волшебник Ох». Совпадает ли твое видение героев сказки с образами, созданными художницей и мультипликаторами? Объясни свое мнение.