Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века

 

Иван Франко

(1856-1916)

 

«Правдива іскра Прометея» (Иван Франко)

 

В сложной картине развития лирики второй половины ХІХ - начала ХХ веков Иван Франко занимает одно из весомых мест в украинской и европейской поэзии. Поэт расширил тематические, стилевые и жанровые возможности украинской лирики. Гражданская, интимная, пейзажная, сатирическая, философская лирика художника поднимает важные проблемы бытия человека, создает сложную систему мотивов и образов, чувств и переживаний. В «Посвящении Николаю Вороном» Франко афористично осмыслил вес художественного творчества: «Слова - полова, / Но огонь в одежде слова - / Бессмертна, чудотворная фея, / Правдива іскра Прометея».

Важным этапом в развитии украинской поэзии был выход в 1887 году сборника «С вершин и низин». Франко сборник после «Кобзаря» Тараса Шевченко была второй поэтической книгой, имевшей общеукраинское значение. Новая эстетическая концепция мира проникнута активностью и борьбой. Ее лирический герой - борец, революционный проводник - знает реальные пути для воплощения гуманистического идеала. Сборник озарена життєствердженням, человеколюбием, высокой духовностью. Центральный образ - многозначный образ Духа, который постепенно разворачивается в художественном мире сборника. Этот Дух идет с вершин до низин, охватывает всю Украину, проникает в души людей, відлунюється добрыми делами в соревнованиях за лучшую судьбу и свободу отечества.

Сборник состоит из шести разделов - «De profundis» (лат. - из глубин), «Профили и маски», «Сонеты», «Галицкие образки», «Жидовские мелодии», «Легенды». В свою очередь первые четыре главы делятся на циклы, а шестой состоит из поэм «Смерть Каина», «Царь и аскет», «Панські жарти». Франко использовал два принципа композиции лирического цикла - центробіжну (лирический сюжет разворачивается вокруг мира чувств и мыслей лирического героя) и центробежную, то есть панорамную, описывая бытия страны и народа.

Название сборника символическая, изображает процессы и пути, что « вели человеческий дух с вершин до низин и обратным путем - с низин до вершин» (Зиновия Франко), сочетая мотивы национального бытия, историческое и современное, Украины и мировой истории. Идея независимости Украины является центральной в художественном мире книги Франка. Эту идею воплощают циклы «Веснушки», «Осенние думы», «Скорбные песни», «Ночные думы», «Excelsior!» (лат. - выше), «Украина». Духовность и вера в государствообразующей силу, национальное возрождение - главные мотивы сборника.

Программной для поколения «молодой Украины» была поэзия «Гимн» (1880), по жанру - стихотворение-аллегория, гимн «вечному революционеру», бессмертном свободолюбивому духу народа в его борьбе за свободу. Этот дух является силой, что тело рвет к бою, / Рвет за прогресс, счастье и свободу». Такой, по мнению Дмитрия Павлычко, «дух любви и справедливости, знания и гражданской самопожертвования, веры в счастливую будущность - дух истинно франковский, каменярський, молодой и победный». У Франка эта борьба связана с любовью к людям. Поэзию пронимает общечеловеческий пафос: на своем флаге каменщики несут науку, свободную мысль и волю. Оспаривающее его, анафоричне «нет» («ни») окольцовывает строки, подчеркивает экспрессию - темным силам не преодолеть этот дух свободы: «Ни попівськії пытки, Ни царские тюремные стены, / Ни войска муштровані, / Ни пушки оборудованных, / Ни шпіонське ремесло / В гроб его еще не свело». Градация, то есть нагнетание образов, служит для усиления художественной выразительности лирического повествования. Такую же содержательную и динамическую функцию выполняет рефрен «Он живет, он еще не умер!» в первой и второй строфах, который выявляет волю лирического героя, его уверенность в достижении цели.

Организующим смысловым фактором является развернутая метафора прогресса духа свободы, которая звучит и в «курных избах мужицких, на станках ремесленников, по местам скорби и слез». Контрастное построение лирического сюжета - важная составляющая моделирования различий в мировосприятии Вечного революционера и рутинного, «темного царства», антигуманного мира. Силы зла защищают себя солдатскими штыками, полицейскими шпионами, пытками, заключением борцов с миром тьмы. С помощью художественной выразительности образов поэт подчеркивает бессмертие духа, его непобедимую волю к прогрессу.

Лирический герой приобретает символическое значение, уподобляется могущественному архангелу, пророку, мессии, поэту, который « словом сильным, словно трубой, / Милиона зовет с собой, - / Милиона радостно идут, / Ибо голос духа чуть». В образном мире произведения Вечный революционер, который пробудился, определяется в временно-пространственных координатах: время бытия героя - тысячелетия («Хоть от тысяч лет родился, / И вплоть вчера розповився / И в собственной силе идет»). В то же время он обладает пространственной характеристикой, которая охватывает и вселенная, и родную Украину с ее национальными признаками: «Голос духа слышен везде: /

 

 

Иван Чебыкин. «Каменщики»

 

Покурних мужицких избах / станках По ремесленных, / По местам скорби и слез». Герой предстает как вечный странник, шагающий землей, пробуждая в душах людей мятежный дух несогласия с недолей и кривдой.

Образ Вечного революционера символический и одухотворенный: он богатырь, энергично идет по украинской земле, где раздается его громовой голос пророка и архангела, от добродетельности и слова «исчезают слезы, печаль, несчастье, сила родится и рвение».

Життєствердність этого произведения усиливает аллитерация «р», которая повторяется 34 раза. Франко верил в «розвидняющийся день» своего народа, поэтому расширил смысловое поле аллегорического образа Вечного революционера, который охватывает такие понятия, как «наука, мысль, воля», без которых не построить гуманного общества. Конкретная предметность и абстрактность образов поэзии представляют собой смысл лирического повествования: «Вечный революционер - / Дух, наука, мысль, воля - Не уступит тьме поля, / Не даст спутатись теперь». «Гимн» завершается риторическим вопросом, ответ на который дана всем стихотворением: нет в мире силы, которая бы победила вольнолюбивые стремления миллионов и погасила пламя революционного энтузиазма народа. Четкая ритмика, бодрый размер - четырехстопный хорей с пірихієм - подчеркивают стремительный и порывистый движение. «Гимн» поражал, воспитывал, организовывал и вселял веру. Стихотворение положено на музыку Николаем Лысенко.

В поэзии «Каменщики» Франко изобразил монументальный образ строителей новой жизни. Поэт прибегает к многоголосого образа «Мы» - каменщиков, объединенных общей целью, психологией и волей. Он наделяет их высокой духовностью: простой человек массы в его представлении становится настоящим героем, поскольку объединенная с всеми общей идеей - стремлением к свободе и прогрессу. В основу сюжета произведения положен «странный сон» - пророческий сон, философию, по словам Дмитрия Павлычко, «трагического оптимизма»: на пути за свободу борцы самоотверженно гибнут, но и побеждают. Поэтому стихотворение «Каменярі» Павлычко назвал «оптимистической трагедией борцов за светлые идеалы человечества».

Межпредметные параллели. Коллективный образ борцов изображается в тогдашней европейской поэзии - французской И (Эжен Потье, Луиза Мишель), чешской (Ян Неруда)И польской (Болеслав Червенський, автор известной песни = «Варшавянка» ), болгарской (Иван Вазов, Димитр Попов).

Лирический герой Франко рисует драматическую картину: перед ним встает «безмерна, и пуста, и дикая плоскость», к ней прикован он, а за ним - «дальше тысячи таких же, как я». Важную эстетическую функцию играет антитеза: в художественном мире очерчиваются две силы, два монолиты - каминный и человеческий, скала и каменщики. Лирический герой находится среди них, проникнутый несокрушимой верой в конечную победу. Образ каменщиков описывается мрачными тонами, акцентируется бедственное положение порабощенного народа. Драматизм бытия каменщиков подчеркивается метафорами и сравнениями («У каждого чело жизни и сожалению порыли», «И руки у каждого ланке, языков гадь, обвили»), нагнетанием анафоричного «и», которое подчеркивает гнетущее впечатление от положения, в которое попали каменщики. Однако горящий «жар любви» в сердцах каждого вселяет надежду, придает духовной стойкости в их борьбе с миром тьмы.

В лирическое повествование вклинивается аллегорический «сильный голос свыше», который, «как гром, гремит» (алітераційне «г» особенно усиливает могущество призыва). Его образ многозначен: это, возможно, голос Судьбы, голос Вождя, голос Пророка, голос Мессии, голос Поэта. Этот высший голос призывает: «Лупайте сю скалу! Пусть ни жар, ни холод Не остановят вас! Зносіть и труд, и жажду, и голод, / Бо вам призначено скалу сесю разбить». Вырисовывается грандиозная картина борьбы каменщиков с тиранией. Эти новейшие борцы (так их определяет лирический герой «добровольно взяли на себя узы», «рабами воли стали» во имя нового добра в мире. Масса в Франко - каждый. Поэтому дело каждого - дело святое, потому что с победой «пойдут по этой дороге люди» в новую жизнь, построят гуманный мир.

Апофеоза в воспроизведении пафоса солидарности борцов за свободу достигает художник в строках: «И все мы как один, подняли вверх руки, / И тысяч молотов в камень грохот, И в тысячные стороны розприскалися штуки / И відривки скалы». Эмоциональной окраски повествования придают метафоры и сравнения, которые воспроизводят невероятные усилия и страдания рабочих на пути к цели: «Мы с силой отчаяния / Раз стучали о каменный лоб. // Языков водопада рев, как битвы гук кровавый, / Так наши молоты гремели раз; /И пядь за п'ядею мы места получали; / Хоть не одного там калечили те скалы, Мы дальше шли, ничто не спинювало нас».

«Каменщики» является образцом совершенной формы, которая лучше всего раскрывает замысел автора, мастерски оперирует аллегорическими образами: скала - антигуманный строй; каменщики - борцы, кузнецы счастья; их тяжелый труд - борьба; построенная дорога (путь) - будущее. Поэт чеканной стилем стремился, по его же словам, «вызвать сразу угнетающе, а затем освобож - даюче впечатление». Этой цели он подчинил шестистопний ямб (так называемый александрийский стих), рифмовки по схеме абааб, где а - женские рифмы, б - мужские, что придает произведению особой мелодики. Такую же функциональную роль играют и эпитеты: чудесный сон, безграничная, пустая и дикая плоскость, аллитерации по звуков р, т, с. Они подчеркивают впечатление от величественной картины соревнований каменщиков за светлую судьбу.