Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века

 

Иван Франко

(1856-1916)

 

«Нам пора для Украины жить!» (Иван Франко)

 

В сборнике «Из вершин и низин» особым пафосом отличается цикл «Украина», состоящий из гражданской лирики. В цикл вошли и такие патриотические произведения, как «Не пора, не пора, не пора!..», «Развивайся ты, высокий дуб», запрещенные в советские времена. Этим циклом поэт представлял себя как ярый поборник государственности Украины, нарисовав своеобразную программу его возрождения, обретения нашим народом соборного государства в ее исторических пределах - «От Кубани до Сана-реки / Одна, нераздельная». Главная идея цикла - протест против колониального порабощения Украины двумя империями - Австро-Венгерской и Российской, призыв к созданию суверенного государства.

Открывает цикл стихотворение «Моя любовь», в котором нарисован поэтический образ Отечества, осяєної святой, чистой красотой. Украина предстает в образе Божией Матери, которая излучает добро, красоту, кротость, благородство: «на лице яріє знак / Любви, искренности, спокойствия». В то же время художник видит ее страдальческий образ в историческом развитии. Но для него он дорогой и незабываемый. Стихотворение строится как исповедь самому себе: лирический герой задумывается над историософской аспектами бытия страны, ее трагической судьбой, признается в любви к родной земле. Лирический герой задает себе риторические вопросы, которые утверждают его несгибаемую волю верно служить отечеству. «Моя любовь» является своеобразной манифестацией национальных чувств и общечеловеческих идей, которые, на взгляд автора, не вступают в противоречие.

В цикле Франко предвещал новый этап в возрождении народа в его борьбе за государственность. Этим пафосом проникнуто стихотворение «Не пора, не пора, не пора!» (1880), который Франко назвал «национальным гимном». Произведение призвал к упорной борьбы «за свободу, счастье и честь» Украины. Это и определило пафос гражданской лирики поэта. Стихотворение имеет конкретного адресата - украинскую интеллигенцию, а шире - нацию. Пространственная картина текста строится на нескольких определяющих мотивах. Рисуется непривлекательный образ колониальной Украины, сыновья которой служат своим напасникам (применяются метонімічні образы «москалю и ляхам служить», олицетворяющие две соседние государства). Следовательно украинцы проливают кровь за поработителей, любят «царя, что наш люд обдира», то есть у них искаженное понятие патриотизма. Через потерю национального сознания украинцы не приходят к согласию, «в родную хату вносят раздор», а поэтому поэт призывает: «Пусть пропадет несогласия проклятая мара!» Пафос произведения - в утверждении положительного идеала, цели «для Украины жить», бороться за ее независимость. Этому служат восклицательные интонации, лозунги, усиливают экспрессию лирического высказывания и приобретают смыслового значения: « Для Украины наша любовь!» «Під Украйни єднаймось прапор!» Произведение исполнено одичних интонаций, которые прославляют подъема национального духа свободы и динамичности, подчеркнутой рефреном « Не пора, не пора, не пора!».

Художественно мастерски поэт применил сквозную антитезу, градацию, афористические призывы: «Довершилась Украины обида старая - Нам пора для Украины жить!» Поэт полон веры в освобождение народа, в объединении украинцев во имя светлого грядущего. В последней строфе вырисовывается величественный образ Отечества, борьба за свободу которой является священной: «Ибо время сие великая есть / В упорной, тяжелой борьбе / Мы поляжем, чтобы волю, и счастье, и честь, / Родной край, добыть тебе!» Воля, счастье, честь - атрибуты независимого Украинского государства.

Художественная сокровищница. Поэзия «Не пора, не пора...» стала народным гимном, музыку к ней написал Дмитрий Сичинский.

Ведущей в стихотворении «Развивайся ты, высокий дуб» (1883) является мысль о воссоединении украинских земель в единое суверенное государство. Поэт искренне верил в освобождение и возрождение Украины: «Распадутся узы віковії, / Тяжкие оковы, / Не побіджена злыми врагами / Украина встанет!» Свободная Отчизна персонифицируется в образе счастливой матери, что собрала воедино своих детей, то есть все украинские земли: «Встанет славная иметь Украина, / Счастливая и свободная, / От Кубани до Сяна-реки / Одна, нераздельная, / Исчезнут пределы, что помежували / Чужие между собой, / Свернет иметь к себе все дети / Теплой рукой!» Так Иван Франко выразил надежду на духовное просветление, самовизволення украинцев, осознание своего национального достоинства.

Отдельную композиционно-смысловую единицу составляют пятая - восьмая строфы, в которых поэт обращается к «счастливых детей» - украинцев, которые веками служат соседям. Он строит образы на системе антитез, которые характеризуют пассивность, рабскую покорность украинцев и их активность, свободолюбие. Художник вкладывает противоположное значение в слово «служить» и производное от него существительное - «услуга». Обращаясь к соотечественникам, «блудных сиротят», поэт упрекает: «Хватит же вам в сосед на услузі / Свой век коротать!» и поучает: «Підіймайтесь на святое дело, На щирую дружбе, / И чтобы вы честно послужили Для матери службе». Жить, работать для Украины - смысл жизни настоящих граждан, детей отечества. В хронотопі произведения, в смысловом сочетании образов неволя, рабство, обездоленность отождествляются с географическим пространством чужих государств, которые для украинцев принесли жестокость, кровопролитие, эксплуатация, рабство: «Или же вы мало наслужились Москве и Ляху? Или еще так мало наточились / Братской крови?» Риторические вопросы усиливают эмоциональный ряд, третий раз вводя оценочно-эмоциональный образ - «наслужились» - в логически акцентных местах текста, рифмах и конечностях строк, образуя своеобразный «замок». « Наслужились» рифмуется с «наточились», т.е. пролили кровь, принесли горе, страдания родному народу и Украине. Структурируя смысловое поле текста, выразительно выступает в произведении оппозиционная пара зло - добро. Это внутрітекстова антитеза: « Пора, дети, добрая поглядіти / Для собственного дома, / Чтобы хозяином, не слугой, / Перед миром стать! ».

Франко образы динамические, эстетически функциональные. Целостность эмоционально-стилистической организации текста подчеркивают семантические расширения, переосмысления и градация образов, которые приобретают метафоризму - сочетание контрастных значений, переноски, что так отчетливо отразилось в образе-символе «высокого дуба» - прочности, бессмертие народа и в образе весны - возрождения Украины: «Развивайся ты, высокий дуб, / Весна красна будет! / Эй, уставаймо, объединяйтесь, / Украинский народ! / Объединяйтесь, братаемся / В общество честное, / Най братством, искренними трудами / Вкраїна воскреснет!». Впоследствии образ «красной весны», символ возрождения украинского государства, использует Павел Тычина в сборнике «Солнечные кларнеты».