Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века

 

Иван Франко

(1856-1916)

 

 

Все, что имел в жизни, он отдал Для одной идеи,

И горел, и сиял, и страдал,

И трудился для нее.

(Иван Франко)

Иван Франко - выдающийся светоч гуманизма, свободы и духовного величия человека. Один из самых влиятельных художников и мыслителей Европы, общественный деятель, он посвятил себя народу, поднес родное слово до высоких вершин искусства. Иван Яковлевич отличался титанической работоспособностью, оставив потомкам огромное духовное наследие, что озаряет наш путь и сейчас. Он прозрел прогресс человечества, был неутомимым творцом духовно - национального возрождения Украины и ее государственности. В творчестве органично соединил национальное своеобразие восприятия художественного мира и общечеловеческие идеалы.

 

«Лишь бороться - значит жить» (Иван Франко)

 

Село Нагуевичи Дрогобычского уезда в Восточной Галиции (ныне Львовская область) купается в цветущих садах, липах, цветниках, а вокруг его окружают вековые зеленые дубравы, поля. В этом волшебном уголке Украины 27 августа 1856 года в семье кузнеца родился Иван Яковлевич Франко. Его родная земля благотворно влияла на мировосприятие будущего писателя, поэтический образ и свои детские впечатления от которой он впоследствии описал в рассказах «Микитичів дуб», «Малый Мирон», «Под оборогом».

Неизгладимое впечатление на мальчика произвела отцовская кузница, к которой приходили люди, рассказывали о событиях и свои житейские истории, к которым прислушался малый Иван. Так, на основе этих рассказов предстанут бориславские рассказы. В автобиографической новелле «В кузнице» Иван Франко писал: «На дне моих воспоминаний и до сих пор горит тот маленький, но крепкий огонь. В нем пролизуються синие, красные и золото-белые лучи, теплится и яриться в его глубине что-то еще больше, промінясте... Это огонь в кузнице моего отца. И мне кажется, что запас его я взял ребенком в свою душу на далекое путешествие жизни. И что он не погас и до сих пор». Отец привил парню трудолюбие, настойчивость в достижении цели, а мать - щедрость души, доброту, любовь к красоте, народной песни: «Песни те стали красотой единой / бедного моего, тяжелой жизни».

Становление личности будущего писателя происходило в начальной школе села Ясеница Сильна (1862 -1864), школе при василианском монастыре в Дрогобыче (1864 - 1867) и гимназии (1867-1875). Иван учился охотно, был очень способным учеником, успехами в учебе которого гордился отец. В гимназии Франко, по словам его одноклассника Ивана Погорецкого, был очень скромен: «Ходил в холщовой блузе, носил много книг и очень много читал». Стремление к самообразованию, изучение иностранных языков в гимназиста было такое большое, что с 5 класса он покупал на заработанные деньги книги. Так создалась домашняя библиотека в пятьсот томов! Юноша начал собирать произведения устного народного творчества, изучать архивные материалы, старопечатные книги, чтобы познать историю своего народа. Он увлекался творчеством украинских и европейских классиков. Под влиянием Тараса Шевченко и Маркияна Шашкевича юный Франко начал творить поэзии. В гимназии Иван писал пьесы из сюжетов всемирной истории, переводил на украинский язык античных и современных авторов. Дебютировал в 1874 году сонетом «Народная песня» во львовском журнале «Друг».

Новый этап в жизни Ивана Франко начался в 1875 году, когда он стал студентом философского факультета Львовского университета, вошел в состав редколлегии журнала «Друг» и наладил переписку с выдающимся украинским деятелем, политическим эмигрантом Михаилом Драгомановым, который в письмах к «Вторая» советовал его единомышленникам Михаилу Павликові, Ивану Белею, Владимиру Левицкому и другим демократизировать журнал, писать сочинения не искусственным «язычием», а живым украинским языком. Франко опубликовал ряд работ, в которых выступил против реакционного «москвофильства» и обосновал созидания украинской литературы на принципах народности, гуманизма и реализма. В 1876 году увидел свет первый поэтический сборник «Баляди и рассказы», а в журнале «Друг» - романтическая повесть «Петрії и Довбущуки». Иван Яковлевич прокладывает новые пути в украинском писательстве, обогащая его тематику и образный мир. Прочитав романы из цикла «Ругон-Маккари» Эмиля Золя, Франко пришел к выводу: «Наша публика, более французов, созрела к такой пищи, которую предлагает Золя». Знаковым для украинской прозы был сборник рассказов «Борислав» (1877), написанная в русле натурализма, в основу которой положен конфликт борьбы труда с капиталом, а главным героем стал рабочий, представитель новой слои в украинском обществе.

 

 

Дом, где родился Иван Франко

 

В своей политической, культурологической, научной, художественной деятельности Иван Франко ориентировался на европейские гуманистические ценности, стремясь формировать национально-культурное самосознание украинцев, ориентировать их на духовный потенциал народов мира. Этой цели он посвящает свое творчество. Межпредметные параллели. Иван Франко переносил «с чужих цветников» на родное поле словесности «душистые цветы поэзии», обогащая их достижениями свой народ. Переводы составляют семь томов в п'ятдесятитомному издании произведений Франко. Он перевел староарабські и индийские поэтические памятники, образцы древнегреческой поэзии Гомера, Гесиода, Софокла, Аристофана, произведения древнеримских поэтов Горация, Овидия, итальянского мастера Средневековья Данте, выдающихся английских поэтов - Шекспира, Байрона, Шелли, немецких - Гейне, Ґепіе, французских - Виктора Гюго, Поля Верлена, польских - Мицкевича, Конопніцької, русских - Пушкина, Лермонтова, Некрасова и многих других.

Яркая личность Франко привлекла к себе внимание властей. В июне 1877 года он вместе с друзьями был арестован и обвинен в принадлежности к несуществующему тайного общества «с социалистическими целями». В тюрьме поэт отбывал наказание девять месяцев, по-настоящему познав за это время антигуманную суть австрийского правопорядка и развенчивая в своих произведениях социальную несправедливость, разоблачая реакционных москвофильских деятелей.

 

 

Иван Франко. Фото. 1875

 

Драматические испытания и глубокие разочарования пришлось пережить писателю после выхода из тюрьмы: руководители львовских организаций отшатнулись от него, исключили из общества «Просвита», его было розлучено с любимой Ольгой Рошкевич, которую отец насильно выдал замуж за «благонадежного» жениха. Однако Франко не опускает рук: создает с Михаилом Павликом демократический журнал «Громадський друг» (1878), желая словом нести правду народу. После запрета журнала он издает сборники «Дзвін», «Молот», продолжили демократическое направление предыдущего издания. Писатель обнародовал в них свои стихи «Товарищам из тюрьмы», «Каменщики», повесть «Boa constrictor», а также статью «Литература, ее задачи и важнейшие ціхи (черты)», в которой изложил программу дальнейшего развития украинского писательства, тесной связи искусства с жизнью народа: «У нас единый эстетический кодекс - это жизнь. Что оно свяжет, то и будет связано, а что оно решит, то и будет решен».

Франко жил постоянно в материальной нужде, искал заработка. На приглашение учителя Геника он едет в село Нижний Березов Коломыйского уезда. В марте 1880 года в селе Яблоневые австрийские жандармы во второй раз безосновательно арестовали Франко, обвинив его в подстрекательстве крестьян против власти. Продержав писателя в тюрьме три месяца, жандармы этапом через Станислав и Стрый сопровождали его до Дрогобыча и родного села, где в доме отчима он работал в хозяйстве, а вечерами писал литературные произведения, в частности знаменитый роман «Борислав смеется». И за Франком установили постоянный надзор полиции. Днем он работал в поле, а ночью писал повесть «Захар Беркут», труды о Тарасе Шевченко, переводил поэмы «Фауст» Гете, «Германия» Гейне.

С 80-х годов начинается активная литературно-критическая деятельность Франка. Он написал фундаментальные труды по древней украинской литературы, студии о творчестве Ивана Котляревского, Левка Боровиковского, Тараса Шевченко, Маркияна Шашкевича, Анатолия Свидницкого, Михаила Старицкого, Ивана Карпенко-Карого. Фундаментальными являются его «Очерки истории украинско-русской литературы до 1890 года». Научно выверенными есть статьи, обзоры, историко-литературные работы о творчестве Юрия Федьковича, Степана Руданского, Ивана Нечуя-Левицкого, Лесю Украинку и других. Иван Франко вошел в украинскую культуру как издатель, обнародовав произведения многих украинских писателей.

В украинской и европейской эстетической мысли эпохи важное место занимает трактат Франко «Из секретов поэтического творчества» (1898). В нем автор затронул вопросы психологии творчества и художественного восприятия. Труд состоит из трех частей - «Вступительные замечания о критике», «Психологические основы», «Эстетические основы». Ученый, осмысливая основы творческого процесса, выделил вопрос соотношения сознательного и бессознательного, поэтической ассоциации, особенности творческого воображения (фантазии). Франко построил свое учение о сознательное и бессознательное начала в процессе созидания. Оно легло в основу раскрытия природы эстетической чувственности. На его взгляд, бессознательное касательное к выражению идейности и тенденциозности художественного произведения. Сознательное зависит от «рутины и эгоизма». А потому в произведениях имеющееся рациональное начало, «холодное, рассудочное, сознательное составление, голая техника». С позасвідомим теоретик связывал реальную свободу творческой индивидуальности в художественном процессе. Залогом такой свободы как самодостаточности художественного творчества является зависимость от нижней сознания, из глубин души на поверхность излучает когда уже познано человеком, влияет на симпатии и антипатии, порождает ассоциативное мышление, проявляет себя в снах, воспоминаниях, грезах, интуитивных догадках. Эта теория Франка сближается с психоанализом немецкого ученого Зигмунда Фрейда, современника Франко.

Вернувшись во Львов, Иван Франко принимает активное участие в издании журнала «Мир». В «неблагонадежного» Франко в университете забрали стипендию, поэтому он оставляет учебу, надеясь «вернуться сюда когда-нибудь, пока найдет какой-то заработок и будут оплачены долги». Только в 1891 году Франко завершит обучение в Черновицком университете.

С 1883 года поэт работал в ежедневной газете «Дело», журнале «Заря». в 1885 году Иван Франко уехал в Киев, стремясь склонить надднепрянскую интеллигенцию к открытию нового литературного журнала. Этот журнал должен объединить творческие силы всех земель Украины, преподнося у народа национальное самосознание. Франко радушно принимают Николай Лысенко, Иван Нечуй-Левицкий, Михаил Старицкий, Павел Житецкий, восхищаясь его интеллектуализмом, энциклопедическими знаниями, умом, человечностью и сподвижницькою трудом, верностью национальной идеи.

Еще во время первой поездки в Киев поэт познакомился с симпатичной студенткой Высших женских курсов Ольгой Хоружинской, а через год женился на ней. В ее лице он нашел не

только верного друга, любимую, но и жену, помощницу, идейного единомышленника. Ольга Хоружинская была образованной и прогрессивной женщиной, хорошей хозяйкой, автором популярной книги «Украинская кухня». Она помогала мужу в работе, читала корректуру его произведений, вела переписку, выдавала за свои средства журнал «Жизнь и слово», редактором которого был Франко, сборник «С вершин и низин», которую он посвятил жене.

Жизнь Ивана Франка была полна ежедневной неустанной работы: утром он писал художественные произведения, после обеда - научные и публицистические статьи, вечером переводил шедевры мировой классики.

В 1892 году Иван Франко прослушал лекции по классической филологии в Венском университете и защитил докторскую диссертацию. Это давало ему возможность преподавать в Львовском университете, на заседании ученого совета которого он блестяще прочитал пробную лекцию. Однако реакционеры не допустили Франка к преподавательской труда, боясь его прогрессивных взглядов. Народные веча по селам трижды выдвигали хлопського сына до австрийского парламента и галицкого сейма, однако каждый раз в результате фальсификаций на выборах и правительственного террора, в частности преследования и избиения крестьян - избирателей, выдающегося писателя не был избран. Франко еще больше убедился, что австрийская конституционная монархия превратила свободу и равенство на маскарад, а выборы - на шантаж. Однако жизненные неприятности не преуменьшали творческой энергии, трудолюбия, общественной активности художника. Ивана Яковлевича поддерживает студенческая молодежь Вены, Львова, интеллигенция Восточной Украины, которая зачитывалась его произведениями. Большой резонанс среди читателей имели его сборника стихов «Увядшие листья» (1896), «Мой Измарагд» (1897), а также драматические и прозаические произведения. Современник оставил такое описание художника этого времени: «Франко был с красивым высоким лбом, с немного кудрявыми рудавим волосами, с рудавими небольшими усами и серыми глазами. На его лице рисовались ум и энергия. Глаза и уста показывали на упрямство и рвение.

 

 

Титульная страница сборника «С вершин и низин». Второе издание. Львов, 1893

 

Он был в вышитой рубашке. Одежда был неприхотлив, даже убогий. В поведении скромный, даже немного робкий».

В августе 1889 года в Галиции прибыли студенты из Приднепровской Украины. Они пригласили Ивана Франко, авторитет которого был высок, сопровождать их в путешествии краем. Однако австрийская власть увидела в этом политический подтекст: писатель, мол, хочет отторгнуть Галицию от Австрии, поэтому прервала эту «опасную», а на самом деле познавательную поездку. Франко со студентами арестовали, они просидели в тюрьме десять недель и были выпущены без суда.

Бурлящая активность определяла натуру художника. Он всего себя посвящает национальной идеи возрождения Украинского государства, развития ее духовности, пробуждение народных масс к активной позиции. Франко ищет пути воплощения этой идеи, анализирует прогрессивные идеи в Европе, рабочее движение, критикует «научный социализм» Маркса и Энгельса, с прозорливостью предостерегает, что государство, построенное по их рецептам, будет антигуманной, тоталитарной, а человек в ней - духовно и физически порабощенной. В работе «Что такое прогресс?» Иван Яковлевич защищает право украинской нации на поступ - образование самостоятельного государства.

Франко неутомимо трудится в области теории и истории литературы, сравнительного литературоведения, пишет многочисленные монографии, литературные портреты, очерки и обзоры творчества украинских и западноевропейских художников. Весомой была его работа в области истории, этнологии, философии, социологии, экономической теории, фольклористики. Ценным сокровищем являются изданные им в шести томах «Галицко-русские народные присказки», пятитомник «Апокрифы и легенды», двухтомное «Студии над украинскими народными песнями».

Такая универсальность принесла Франко европейское признание и популярность среди народа. Это показало празднование 25-летнего юбилея литературной деятельности художника и издание сборника (1898) до этой даты. Выступая на юбилейном вечере, Иван Франко подчеркивал: «Яко сын крестьянина, вскормленный твердым мужицким хлебом, я чувствую себя в долгу отдать труд своей жизни поэтому простому народу». Он мечтал воплотить в жизнь идеал «социальной справедливости на почве гуманного чутье». Он объединился с единомышленниками идеей формирования модерной украинской нации и строительства государства. Эта идея пронизывает его поэму «Моисей» (1905), сборник стихов «Semper tiro!» (1906).

Последнее десятилетие жизни Франка была насыщена творческим дерзанням, неутомимым трудом, но и наступлением тяжелой болезни. Преодолевая недуг, семейные хлопоты, грозные события Первой мировой войны, поэт продолжает писать новые произведения, боясь, что не успеет воплотить то, что больше всего его волнует. Он переводит произведения мировых художников, обнимая своим духовным зрением величественные идеи и образы, проецируя их прежде всего на Украину, с думой о которой живет и творит. в 1900 году выходит его сборник стихов «Из дней печали», обозначена поэтикой модернизма. В последующие годы увидели свет новые книги рассказов, сказки для детей «Когда еще звери говорили» (1903) и другие.

В 1913 году общественность мира отмечает 40-летие творческой деятельности Ивана Франко (Вена, Петербург, Краков, Харьков, Львов). В честь юбиляра опубликовали сборник «Привет Ивану Франко», среди авторов которого были всемирно известные ученые Александр Шахматов, Бодуэн де Куртенэ, Петко Тодоров, Альфред Енсен, Василий Щурат, Михаил Возняк и писатели Леся Украинка, Лесь Мартович, Тимофей Бордуляк, Владимир Короленко, Максим Горький. Франко признавался, что, работая на поле словесности, всегда стремился «служить интересам моего родного народа и общечеловеческим постепенным, гуманным идеям».

События Первой мировой войны принесли смерть невинных людей, неслыханное горе миллионам. Понесла потери и разъединилась семья Франко: старшего сына Андрея отец похоронил год назад, Тарас, учитель гимназии, воевал в австрийской армии на итальянском фронте, Петр, студент политеха, пошел добровольцем в Украинских Сечевых Стрельцов, дочь Анна накануне войны уехала к тете в Киев, жена с тяжелой болезнью находилась в больнице. Он остался наедине с парализованными руками, бессонницей, физическими и душевными болями. Последние месяцы своей жизни находился в приюте для больных, что его организовали Сечевые Стрельцы. К нему наведывались студенты и дежурили у кровати, а занимался им семнадцатилетний племянник Василий. В часы облегчение поэт диктует стихи, переводы, потому что выполняет свой долг перед народом.

Украинская общественность Вены выдвинула кандидатуру Ивана Франко на соискание Нобелевской премии. В частности доктор философии Иосиф Застирець в письме-рекомендации к Нобелевского комитета писал: «Величайший украинский поэт и ученый живет во Львове в нужде, но со свежестью юноши высоко держит знамя борьбы за свободу, прогресс и общечеловеческие идеалы в течение половины века. Почти шесть лет диктовал свои произведения (был парализован), полные свободы и весны, настоящие жемчужины поэзии своего народа... Этот поэт, песни которого стали национальным гимном, этот великий предводитель своего народа, международный гений заслуживает, чтобы славная Королевская Академия наградила его Нобелевской премией. Вена, 26 ноября 1915року».

Однако 28 мая 1916 года Ивана Франко не стало. Как известно, Нобелевской премией награждают только живых деятелей науки и культуры. Вечный покой писатель нашел на Лычаковском кладбище во Львове.

Значение творческого и научного наследия Франка для украинской и мировой культур неоценимо. Имя Ивана Франко носят Львовский, Дрогобычский и Житомирский университеты, Киевский драматический и оперный театры, многочисленные библиотеки и улицы многих городов. Память о великом украинце почтили открытием музеев, изданием его произведений (среди них 20 - и 50-томные собрания), сооружением памятников, празднованием юбилейных дат, всесторонним исследованием его творчества.

 

 

Памятник Ивану Франко в Киеве. Скульпторы А. Супрун, А. Белостоцкий. 1956