Украинская литература 1920-1930 годов
Евгений Плужник (1898-1936)
«Как страшно! Человеческое сердце до края обідніло» (Павло Тычина)
Лирика Плужника отражала настроения эпохи, изображая трагизм бытия человека в жестоком мире катастроф, революций и братоубийственным войнам. Бессмысленному и беспощадному кровопролитию поэт противопоставил человеколюбие. Он осуждает и «белый»и «красный» террор. Произведения сборника «Дни» показывают масштаб социальных потрясений и человеческих трагедий, отмечаются страстным утверждением гуманистического идеала.
Для Плужника как художника-экспрессиониста мир обозначен человеческими страданиями, болями, невинными смертями. Про гражданскую войну в Украине он пишет как о общечеловеческое бедствие, всемирные общественные катаклизмы. В центре его лирических миниатюр - картины расстрелов, безжалостно оборванной молодой жизни, трагическая судьба человека, бессмысленности ситуации, когда брат убивает брата: «А кто из них виноват, а кто из них прав! - / Из-под одинаковых крыш» («Садилось солнце»). С глубоким психологизмом поэт описывает эпизоды расстрелов, вызванных «тотальной жестокостью», действием антигуманных сил: «Стиснул зубы. Бледный-бледный! / За оврагом село пылало. / Кто-то прикладом в спину - иди!/ Вас немало! // Сухо фыркнул старый наган / (Первая нота новой гаммы...) / Вечером ложился туман / Над житами» («Стиснул зубы»). В русле поэтики экспрессионизма Плужник пренебрегает конкретным в пользу обобщения, почти аллегории. Кто эта жертва? Молодой или старый? Интеллигент или крестьянин? Читатель знает только то, что лирический герой - несгибаемый борец: герой «стиснул зубы» перед расстрелом - собрал силу воли, мужественно смотрит в глаза палачам, зная, что умирает за Украину. Такие эпизоды изображены в стихах «Ночью вели его на расстрел», «Прислонил к стене человека», «Встретил пулю за лесом», «Еще в плен не брали тогда» и других. Эти лирические драмы полны острой боли за невинными жертвами революции, это - крик души художника: смерть преследует человека на каждом шагу, трагедия чьей-то оборвавшейся жизни взывает к совести каждого. Это «фильмы революции» (Мирослав Ирчан), трагедия обескровленной нации, сыны которой встречают «невесту - шар за Днепром* («Был еще мальчик кроткий и тихий»). В народных песнях о смерти казака образом невесты была могила, в Плужника - «пуля за Днепром». Експресіоністська поэзия Плужника строилась, по словам Максима Рыльского, на поэтике «короткого удара», чтобы такими эмоционально
Франц Марк. Лошадь на фоне пейзажа. 1910
поразительными образами передать ужасную разруху Украины. Этим стиль Евгения Плужника напоминает творческую манеру Василия Стефаника.
Новаторство жанра медитации. Значительных достижений Плужник достиг в жанре медитации, сочетающая философские размышления с глубокими психологическими откровениями. В этих стихах он поднимал проблемы жизни и смерти, неустроенности человека в мире, трагизма существования, жертвенности во имя будущего.
Лирический герой медитации «...И вот лягу - плодородный навоз» пристально вглядывается в свое время, хочет разглядеть знаки «.доби новой», поймать во всем свое присутствие. В то же время лирический герой полемизирует с безжалостным и кровавым временем («О жестокий! И весь в крови!»), который обесценивает жизнь человека. Образы нивы, «.колоссямуки», «часуратая» становятся образами-символами, обозначающими рождения будущего, утверждают веру в непобедимость духа созидания. В стихотворении «Я знаю» поэт заявлял: «Я знаю - / Перекуют мечи на орала. / И будет плодородная земля».
Жанр медитации Плужника отмечается внутренней конфликтностью, несогласием лирического героя с поверхностными взглядами на роль поэта в обществе, его место в истории и духовном бытии народа. Лирический герой поэзии «Для вас, историки будущие» не соглашается с оценкой грядущего историка, который примитивно рассматривать творчество художников 20-х годов XX века как иллюстрацию исторических событий: «Какой-то старичок скучный напишет, - Война и рабочее движение...» В памяти героя эти незабываемые события - «не строки холодных слов», а пережитая и пропущенная сквозь сердце трагедия, свидетельство пролитой крови за свободу: «О, золотые далекие будни / Среди свободных плодородных нив!» - восклицает герой, потому что тогда завоевывалась свобода Украины, и эти дни для него золотые. Такой эпитет встречаем и в поэме Павла Тычины «Золотой гомон».
Свое творчество Плужник измерял глобальными категориями. На его взгляд, биография художника и история нации не подлежат коррекции в будущем, потому что художник историческое будущее предчувствует сегодня, ему дано «в полосе дней сіренькій и скучной / времен новых распознать начало» («Суди меня судом своим строгим»). Однако его волнует, поймут ли потомки прежние события как «золотые дни свободы» Украины и отдельного человека, почувствуют их боль, страдания как главную сущность тех дней. В этом и заключается идейный пафос стихов «Для вас, историки будущие», «Суди меня судом своим строгим».
Пейзажная лирика. Поэтическое мироздание Плужник не мыслит себя без природы, которая является не только источником чувств лирического героя, но и равноправным персонажем его эмоций. Природа поэтом одухотворюється, оставаясь в вечных связях стихий, в своей холодной величия и таинственности. Пейзажные жемчужины Плужника отличаются от традиционной описательной лирики, в которой на первом месте были замечательные картины пейзажей. Его поэзии - это медитации, в которых проблема человека и природы, космоса наполняется философского содержания. Как вдумчивый аналитик, лирический герой сосредоточенно и проникновенно всматривается в природу, и это взгляд современного человека XX века, которая стремится понять закономерности бытия, дух жизни, его извечный движение.
В медитации «Учись у природы творческого покоя» окружающий мир предстает в динамике, красоте и поэзии. «Сентябрьские дни», «озеро, поросшее осокой», журавли, улетают в теплые края, сама осенняя атмосфера вызывают у лирического героя размышления о началах бытия: человека и природу. Они и родственные, и связаны символически, духовно. Величественная в пору созревания осень символизирует в стихотворении состояние духовной зрелости. Плужник верит в целебную силу и разум природы, потому что в ней нет околичностей, способных обратить человека с пути истины: «Учись у природы творческого покоя / В сентябрьские дни. Мудро на земле, / Как от озер, поросших осокой, / Куда-то на юг летят журавли».
Стилистически эта поэзия напоминает неоклассический стиль Рыльского, художественных находок которого Плужник внимательно присматривался. Поэт мастерски использует звукопис в первой строфе: ри, ро, оро, ере, р, ер, уро, ра, с помощью чего воспроизводятся и звуковая наполненность, и текучесть картин сентябрьских дней, которую завершает ключ журавлей, что летят в небе над прекрасной осенней землей. Особой экспрессии приобретают повелительные формы глаголов, ведь воображаемый адресат - вечный ученик, которому «негоже не уважать
Виктория Коркишко. Парус. 2007
признанных образцов»: " учись у природы, верь и следуй. Эти глаголы связывают смысловую организацию текста в целостность. Риторический вопрос «кто же твоей науке поможет / На определенный путь ступить с околичностей?» становится кульминацией лирического сюжета, выполняет функцию эмоциональной доминанты.
Маринистическая лирика. Описание моря - традиционное в литературе тема. Она звучит в стихах Плужника «Синее море обвили туманы», «Ракетой вознесся и упал», «Над морем высоко», «Голубой безумство», «Бушует море» и других. Море здесь то синее, «обернуто туманами», тихое, но полна опасности и оман» («Синее море»), то беспокойное, бурное, поднимается «выше и выше каждый новый вал» («Ой гудят, звенят крепкие паруса»). Маринистические фрески поэта напоминают симфонию, в которой чувства лирического героя и морские пейзажи сливаются в один узор, характеризующие макрокосмос и микрокосмос души лирического персонажа, йот бунтівливу нрав. В то же время морская стихия является воплощением вечности, что возвышает душу человека до космических вершин: «Взлетай, душа! И, как новое светило, / Озари глубины и просторы эти!»
«Ночь... а лодка - как серебряная птица!» - это маринистическая миниатюра, полна неоромантической мироощущение.
Межпредметные параллели. Еще у романтиков образ лодки приобрел символичности и обозначал судьбу человека в бурном море жизни. Такой образ имеющийся в «Абідоській невесте» Джорджа Байрона, «Парусе» Михаила Лермонтова, «Челноку»
Виктора Забилы, «Лодке» Евгения Гребенки, в поэзии «Ветер с рощей разговаривает» Тараса Шевченко, в которых он является символом свободы одинокого человека. Пафосом поиска, беспокойства, увлечением гармонией космической сферы и морской стихии поэзия Плужника роднится с поэзией романтиков.
Однако образ лодки Плужником трансформируется, переосмысливается и наполняется новым содержанием. Лодка уподобляется серебряного птицы, становится alter ego (лат. - второе «я»художника, а потому лирический герой восклицает: «Что слова, когда сердце полно!», чувствуя величие и гармонию миров, где герой - как серебряная птица, а лодка Вселенной - его частичка. Это - символы возвышенной души лирического героя, его романтической мечтательности и влюбленности в окружающий мир, от красоты которого перехватывает дыхание. Он, как некогда Фауст у Гете, хочет остановить это мгновение счастья. С помощью трех точек перед репликой героя передано его глубокое внутреннее волнение, его просьбу-обращение: «...Не спеши, не лети по блестящих мирах, / Мой малый ненадежный човне/», ведь судьба изменчива, постоянно спешит, и герой не знает, что она принесет ему за мгновение. Композиционно стихотворение состоит из двух строф, но именно во второй строфе экспрессивная гамма чувств лирического героя достигает апогея: «И над нами, и под нами горят миры... / И внизу, и вверху глубины... / О, как же прекрасен ты, / Боже единый!»
В этом контексте реминисценции со стихотворением Павла Тычины «Не Зевс, не Пан...» не случайны. Как и Тычина, Плужник в своем обожествлении Вселенной и природы становится пантеистом, доходит до космического измерения нового человека. Таким же радостным мировосприятием, восхищением красотой моря и наслаждением от гармонии в мире отмечаются поэзии «Бушует море», «Как все живое», «Прекрасен мир ночью», в которых звучит идея величия Вселенной, морской стихии и бессмертия человека.
Интимная лирика. Глубокий мир чувств отражает любовная лирика Плужника. Для поэта любовь - подарок судьбы, одно из жизнеутверждающих начал бытия, которое требует от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы. Настоящая любовь насыщается высокими духовными ценностями, ведь требует «живой души», «горячего сердца», самоотверженности, готовности к действию и самоотречения, тревоги и заботы. Личная драматическая судьба писателя наложила отпечаток на его лирику, поэтому поэзии Плужника оттеняют горькие, лишены романтики реалии больного человека, серые больничные будни, борьбу за жизнь. Однако его стихи не стали интимным дневником сожженной болью и любовью человека, воспроизведение ее отчаяния, ревности, неуверенности, сожаления по всплывающим счастьем. Интимная лирика Плужника сложная по внутренней структуре, ведь в ней воспроизведены борьбу различных начал, различных «голосов» в душе лирического героя. В этих стихах сильным является элегическое начало душевных диссонансов, смятение, воспоминаний («Словно кто-то другой мою молодость / Переживал за меня»), но побеждает в них глубокая искренность лирического героя, ощущение счастья и гармонии, доверия и добра.
Поэтический образ любимой предстает в третьем разделе сборника «Равновесие». В ореоле синего дня, реки и лодки девушка уподобляется «голоса флейты над рекой», с которым «так легко плыть наугад» («Ах, флейты голос над рекой»), а в поэтической миниатюре «Не слыша» ее образ нарисован мятущимся, задумчивым, тревожным, она болезненно переживает судьбу милого. Счастливые дни любви, первые встречи в саду, в беседке, на лоне великолепной природы, первые поцелуи и прощания снова и снова вспоминаются герою, он еще раз глубоко переживает эти светлые чувства («замшелый Мостик и хлипкий», «Как он опустел, сад»). Поэт вдохновенно, как в эпоху Петрарки и Данте, рисует портрет любимого, замечая хрупкую линию плеча, губы, душу чистую, профиль нежный. Через портрет героини он передает ее внутренний мир, глубину чувств. В то же время в душе героя бурлят вера и неверие: «Шалій, шалій, от
Виктор Борисов-Мусатов. Весна (фрагмент). 1901
отчаяния опьяненный! / Что отчаяние то?! Вещь бесполезная и пустая! / ... Как поздно мы сердца свои остановили! / ... Как разъединили рано мы уста!
«Летний песок след ноги твоей...». По жанру эта поэзия напоминает классическую любовную элегию. Лирический сюжет разворачивается на фоне живописной природы, которая оттеняет душевные чувства и смятение героя. Элегия строится как нетленное воспоминание-рефлексия. В области памяти лирический герой отыскал незабываемый образ любимой, через эти видения расширяя возможности психологического проникновения во внутренний мир. Вследствие этого пересекаются две временные пласты бытия героя и противоположные душевные состояния: недавние счастливые дни и возвышенные чувства, которые он переживал, когда рядом была любимая, и сожалению, душевная боль по утраченным ощущением гармонии в мире и душе: «Словно ты положила мне на грудь / Ладони теплые, и остановилось все: И чувства, и воспоминания, и люди, / И мертвый лист, волнами несет... / Словно ласковые сентябрьские феи / Остановили время - и вселенная не течет...»
Межпредметные параллели. Лирический герой Евгения Плужника погружается в мир душевных переживаний, в воображении обращаясь к любимой, ведя с ней разговор, словно исповедуясь ей. Так построены классические элегии «Озеро», «Одиночество» французского поэта Альфонсо Ламартіна, «Тоска», «По трем летам» Поля Верлена. Однако украинский поэт наполняет свою элегию не только эмоциональным напряжением и глубокими чувствами, но и философскими размышлениями над текучестью и вечностью бытия: «Ибо я смотрю и вижу: все навеки / На этой осенней ласковой земли, / И твой след и малый - такой большой, / Что я тебе и сказать бы не сумел!»
Образ возлюбленной в лирике Плужника - «единственного друга», хотя и «дальнего» - предмет духовного поклонения, любви и благородства. Он поетизується, обожествляется, становится особенно дорогим и родным. Этот образ очерчивается на фоне «жиденького леса», «дрожательной реки», аистов, ветра, облаков, золотистого песка на берегу, где недавно ступала мыла, а метафора «какой тут покой стережет меня» усиливает душевное равновесие, когда герой может самозаглибитись, оценить мир своих переживаний. В его воображении конкретно-предметный образ - «след ноги» милой приобретает символа, становится «большим», то есть дорогим, неповторимым, как следует богини, самой жизни. Это - символ вечной красоты и любви, который будет смущать душу всегда.
Произведения Плужника наполнены внутренним горением и отличаются изяществом мыслей и чувств, образов и жанровых форм. Его поэтические тропы на первый взгляд кажутся «простыми», однако по их обыкновенностью появляется конденсированная сила образов, экспрессия чувств. Художественного совершенства Плужник достигает собственным видением мира и человека в нем, внутренней целостностью переживаний и напряженностью мыслей, которые, словно вулкан, выталкивают волнами спрессованную энергию, волевой порыв художника. Не случайно Николай Бажан творчество этого поэта отнес в крупнейших духовных ценностей украинской литературы XX века.