Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века

Михаил Михайлович Коцюбинский (1864-1913 гг.)

Новелла «Intermezzo»

Произведение «Intermezzo» был написан в 1908 г. По жанру произведение тяготеет к эссе. В данном случае это эссе беллетристического характера, где на первый план выступает личность автора. «Intermezzo» знаменует определенный шаг развития литературного творчества художника.

Коцюбинский никогда не обращался к написанию драматических произведений. В его творческом багаже - разнообразие различных прозаических жанров: рассказы, новеллы, повести. Дебютировал он стихом. Драматургией даже никогда не увлекался. И вдруг в подзаголовке к «Intermezzo» читаем: «Действующие лица».

Поскольку Коцюбинский всегда был слишком требовательным к своим произведениям, то эти слова не были случайными. В его текстах можно найти не то что лишнего слова, но и лишней буквы. «Действующие лица» появились не только для того, чтобы украсить эту очень необычную поэтическую новеллу. Тем более, что на самом деле их и нельзя считать действующими лицами.

Исследование новеллы свидетельствуют о том, что в непонятных «действующих лицах» скрыт некий тайный смысл.

Произведение написано в самый драматичный момент личной жизни Коцюбинского. Писатель пережил внутреннюю трагедию - влюбился в Александру Аплаксіну и даже думал развестись с женой. Долг перед семьей победил. Александра Ап-лаксіна пережила Коцюбинского на несколько десятков лет, но сохранила свою любовь, оставшись на всю жизнь одинокой.

Письма писателя к любимой были изданы в 1938 г. Эта литературная достопримечательность стала свидетельством о большое и искреннее любви.

Находясь ус. Кононовка на Полтавщине, в одном из писем к А. Аплаксіної он писал, что «читает великую книгу природы и когда научится кое-чему», то возьмется за писание. Коцюбинский любил природу. Немало вдохновенных страниц его произведений посвящено ее красоте. И вот появилась новелла «Intermezzo» с посвящением «Кононівським полям». Трудно представить, что если бы не гостеприимство мецената Есть. Чикаленко, не красота родной природы, то литература недосчиталась бы одного из лучших произведений.

Само понятие intermezzo использовано очень удачно и точно передает смысл и суть произведения. Intermezzo - это отдых души, утомленной долгим и трудным путем. Это вроде интермедии между актами большой драмы - целой жизни. М. Коцюбинский по-своему отвечает на вопрос, может ли человек себе позволить такое intermezzo в жизни. Собственно, и само произведение - это своеобразный отдых среди бурной быстротечности будней, это отдых для души.

Новелла «Intermezzo» - это почти сплошной пейзаж. Коцюбинский - писатель, чувствительный к социальным проблемам общества, и очень странно, что вдруг отдался чистому искусству, залюбовался самой природой.

Так, в начале произведения красота природы еще существует-независимо от героя и как бы противостоит ему. Но постепенно природа меняет настроение лирического героя, оказывает значимого смысла его жизни.

Новелла «Intermezzo» написана Коцюбинским во время реакции, когда российское самодержавие жестоко розправлялось с революционерами и всеми «инакомыслящими». Ими переполнились тюрьмы, полиция. Жандармы и военно-полевые суды чинили расправы.

Произведение «Intermezzo» - импрессионистичен, поэтому в центре внимания - эмоциональное состояние лирического героя. Это состояние можно определить как полное моральное равнодушие к людям, что несут к нему свои боли. Душа устала воспринимать эти боли, а отсюда и ее переполненность теми страданиями и почти ненависть к людям.

«Intermezzo» - это произведение, в котором Коцюбинский в манере, свойственной только ему, рассказывает о душевном состоянии тогдашней интеллигенции. Писатель не может смириться с апатией к жизненных проблем, которая стала присущей некоторой части интеллигенции после поражения революции 1905 г. Поэтому автор новеллы считает нужным показать один из путей преодоления этой проблемы. Ибо даже тот, кто изначально не был равнодушным к человеческому горю, рано или поздно становится невосприимчивым к нему. Писатель сумел точно изобразить эмоциональное состояние интеллигенции, утомленной, социальными неурядицами.

«Меня утомили люди. Мне докучило быть заездом, где вечно толкутся те существа, кричат, суетятся и мусорят.» Но это все можно вылечить, надо только взять интермеццо для утомленной души, чтобы восстановить ее силы для новой борьбы с социальным злом. А оно будет ждать вновь и вновь тех, кто способен видеть его и чувствовать неправду. Вот как об этом рассказывается в «Intermezzo»: «Он говорил о вещах, полные ужаса для меня, так просто и спокойно, как жаворонок бросал на поле песню, а я стоял и слушал, и что-то дрожало во мне». Действительно, разве не ужасно, когда человек радуется смерти детей, потому что те более не будут мучиться от голода: «Пятеро голодных деток почему-то не забрала лихорадка». Кто попытался бороться, того арестовали, избили, унизили, а кто и сейчас страдает от сословного. Да еще мало того: «Боишься слово сказать. Был тебе приятель и единомышленник, а теперь, может, продает тебя исподтишка. Оторвали слово, как кусок сердца, а он бросит его собакам». Эти слова как нельзя лучше передают ту напряженность социального бытия народа, которая воцарилась после поражения революции 1905 г. Яркие картины народных страданий, описанные в новелле, объективно влияли на настроения интеллигенции, действительно отчаявшегося, проникнутой занепадницькими настроениями.

Таким образом, новелла «Intermezzo» сыграла определенную роль в изменении настроений интеллигенции, призывала к активной борьбе с социальной неправдой.

Коцюбинский через лирические, почти аллегорические образы природы поднялся не только к изображению индивидуальных переживаний, но и к обобщению новых настроений украинской интеллигенции в период после первой русской революции.

Для раскрытия чрезвычайной душевной усталости интеллигенции автор изображает не чуваний для своих предыдущих произведений эпизод, когда герой заедает сочной сливой весть о расстрелянных и повешенных за участие в революции. «Знаете, я раз читал, как вас повесили целых двенадцать... Целых двенадцать... и зевнул. А второй раз известие о ряд белых мешков заел спелой сливой. Так взял, знаете, в пальцы замечательную сочисту сливу и услышал во рту приятный сладкий вкус...» В центре - конфликт между нормальным и ненормальным в психике лирического героя. Он сам обеспокоен своей реакцией на пустую комнату, равнодушием к чужому горю, осознавая, что это ненормально. Он понимает, что его нужно вылечить душу. А может, не только ее, но и всю интеллигенцию, расположение охладевшей к чужому горю, отчаявшуюся. Этими лекарствами и стал храм природы.

Перед читателем предстают картины роскошной природы, увенчанной величественным спокойствием и тишиной. Как только лирический герой покидает город, отходят на второй план его заботы и ежеминутное волнение в его душе воцаряется равновесие. Его перестают раздражать звуки, и тогда тишина постепенно перерастает в симфонию: к зозуле присоединяется неповторимая песня жаворонка, сливается с музыкой полей и усиливает основную образную тему произведения - развертывание образа солнца. Эта неповторимость передается через эмоциональное состояние городского человека, измученной повседневными обязанностями. Эти обязанности конкретизируются автором, это бесчисленные «надо» и бесконечные «должен». В произведении нет портретной характеристики героя, его возраста и профессии. Коцюбинский сосредотачивается на «інтермец-цо», то есть перепочинкові героя на лоне природы, на раскрытии живительной способности природы успокаивать душу.

Поражает необычайная поэтичность восприятие автором природы. Картины природы поражают гармонией как зрительной, так и слуховой. Несравненный дар художника, композитора сполна проявляет оригинальность образного рисования: «Глажу рукой соболиную шерсть ячменів, шелк колосистої волны. Ветер набива мне уши кусками згуків, покошланим шумом...»

Красота природы возрождает героя, раскрывает ему поэзию обыкновенной колодезной воды, молока - экстракта луга, хлеба. «Идем мимо черный пар. Тепло дыхнула в лицо рыхлая черная пашня, полная покоя и надежды. Поздравляю. Покойся тихо под солнцем, ты такая же уставшая, земля, как я. Я тоже пустил свою душу под черный пар».

Каждая такая пейзажная зарисовка является как бы отдельной миниатюрой. В каждой - свои художественные приемы - от метафоры, сравнения к метонімії (олицетворение народа в человеке, что встретилась герою на ниве).

Характерной особенностью новеллы «Intermezzo» является то, что одухотворенный пейзаж, воссозданный на грани реального: «Серая маленькая птичка, как ком земли, низко висела над полем. Тріпала крыльями на месте напряженно, часто и тяжело тянула вверх невидимую струну от земли до неба. Струна дрожала и гуча-ла. Тогда, закончив, тихо падала вниз, натягаладругу с неба на землю. Соединяла небо с землей в громкую арфу и играла на струнах симфонию поля».

Появление человека среди мира природы была логичной. Ведь в подсознании автора всегда жила мысль: отдохнуть, чтобы снова быть готовым воспринимать человеческие боли, человеческое горе. Сознание писателя готовилась к встрече с человеком, ждала возвращения в неприглядный реальный мир, где творец - врач народного духа.

И вот, забыв давний ужас от человеческой тени, герой в кульминационном моменте встречи с «обыкновенным мужиком» уже жадно впитывает в себя слова этого персонифицированного человеческого горя. Окрепшему духу героя оно уже не страшно. Для раскрытия внутреннего состояния героя автор употребляет рефрен «Говори, говори...»: «Говори, говори. Розпечи гневом небесную баню. Покрой ее облаками твоего горя, чтобы были молния и гром. Освежи небо и землю. Погаси солнце и зажги вторых на небе. Говори, говори...»

Чувство отражается в рассказчика неприятием этой ужасной действительности, намерением бороться за гуманизацию мира, гармонизацию его подобно природе, снова отдаться в городе деятельности ради духовного возрождения человека: « Иду между людьми. Душа готова, струны тугие, наладжені, она уже играет...»

Говоря об образе лирического героя в новелле, необходимо остановиться на использовании писателем изобразительных средств, что помогают раскрыть психологию художника.

Сравнивая части новеллы, можно увидеть, как меняется описание внутреннего состояния лирического героя. Нервное и настроєве возрождение лирического героя свидетельствует о его готовности к новой борьбе.

Его мысли текут мимо не внешний мир,.ее реалистичные картины, как это было в начале новеллы, они находятся в гармонии с удивительным миром полей, неба, птиц. Метафора, которую и здесь использует автор, приобретает иной характер. Даже синтаксис меняется, автор отдает предпочтение коротким предложением, когда речь идет о нем, но дает волю чувствам и словам, когда речь идет о чудесный мир природы: «На небе солнце - среди нив я и больше никого. Ухожу... Тихо плывет голубыми реками лен. Так тихо, спокойно в зеленых берегах, что хочется сесть на лодку и уплыть. А там ячмень клонится и ткет... ткет из тонких усов зеленый дымка...»

Пейзаж в произведении изображается не сам по себе, а передается через призму восприятия героя. Это не в природе, а в душе лирического героя жаворонок играет на шумной арфе полей.

Таким образом, «Intermezzo» отличается богатством изобразительных средств в обрисовке психологізованого пейзажа, в котором человеческая душа и красота природы составляют единство, взаємодоповнюючи друг друга.

Все, что происходит в произведении, - это переживания главного героя. Это в его сознании происходит столкновение даже неспівіснуючих образов. И все действо происходит не в природе, а в душе героя. И «действующие лица» - это символы его переживаний и чувств.