Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века

Михаил Михайлович Коцюбинский (1864-1913 гг.)

Жизненный и творческий путь

17 сентября 1864 г. в городе Виннице в семье мелкого чиновника родился Михаил Михайлович Коцюбинский.

Отец семейства был горячей и беспокойной натуры и не мог сносить притеснения начальства, за что часто менял работу, а семья вынуждена была путешествовать с места на место за его назначениями.

С 1875 г. будущий писатель учился сначала в последнем классе начальной школы г. Бар, а потом в течение пяти лет - в ПІаргородському духовном училище. По окончанию училища отправляется до Каменец-Подольского, наверное, намереваясь поступить в университет, однако через лишения мечта не осуществилась.

В 1881 г. сближается с народовольцами. В следующем году за участие в нелегальных собраниях по случаю годовщины убийства Александра II Коцюбинского был арестован, а после освобождения взято под постоянный надзор полиции.

Вернувшись в Винницу, основывает нелегальный кружок, участники которого знакомятся с нелегальной литературой. В квартире Коцюбинского произведен обыск, полиция заносит его в список «неблагонадежных».

После того как отец остается без должности, а мать слепнет, 19-летний юноша вынужден содержать большую семью.

На протяжении 1882-1891 гг. занимается репетиторством в семьях чиновников Виннице и окрестных сел.

В Виннице М. Коцюбинский пишет первые свои произведения - рассказы «Андрей Соловей, или Вченіє мир, а невченіє тьма» (1884 г.) и «Дядя и тетя» (1885 г.).



ЭТО ИНТЕРЕСНО

В Виннице Михаил Коцюбинский пытался получить отклик на свои первые попытки пера от местного присяжного уполномоченного Неймана, человека с большими симпатиями к украинской " литературы. Приговор был суровым: молодому автору советовали никогда больше не браться за литературное творчество, чтобы «не калечить святую нашу мову». Но через шесть лет Панас Мирный, прочитав рассказ «Харитя», напишет молодому коллеге взволнованного письма: «Прочитал я ее («Харитю») и нестямився!.. В такой небольшой притчи и так много сказано! И как сказано! Чистой, как колодезная вода, народном языке; ярким, как солнечный луч, рисунком... И так только настоящий художник сможет писать!» Именно язык, в хисті к которой Коцюбинском отказывали, И отметил большой прозаик Панас Мирный.

В 1890 г. в львовском журнале «Звонок» опубликовано стихотворение «Наша хатка».

В 1891 г. Коцюбинский сдал экзамен на народного учителя и уехал работать частным учителем в семью Мельникова - бухгалтера сахарного завода в селе Лопатинцы Ямпольского уезда. Там он написал рассказ «Харитя», «Елка», повесть «На веру».

В июне 1892 г. Коцюбинский выезжает в Бессарабию, получив работу в філоксерній комиссии, которая занималась борьбой с виноградным вредителем филлоксерой в молдавских и крымских селах. Убедился, что мероприятия комиссии не помогают, а вредят крестьянским хозяйствам. Здесь он входит к нелегальному политически-культурного общества «Братство и-расівців», возглавленного Виталием Боровиком.

Идеи братства отражена в сказке «Хо». Тогда появляются рассказы из жизни молдаван: «Для общего добра», «Ведьма»; из жизни крымских татар: «В сетях шайтана», «На камне», «Под минаретами».

Оставив работу в філоксерній комиссии, переезжает в Чернигов с намерением работать в губернском земстве, алечерез «неблагонадіиність» разрешения на работу не получил.

В 1896 г. Коцюбинский женился на Вере Устимівною Дейшею, с которой познакомился в Чернигове. Жена Коцюбинского происходила из старого украинского дворянского рода. После обучения на Бестужевском курсах в Петербурге она преподавала французский язык в Черниговской гимназии.

В 1897 г. Коцюбинский заболел и вынужден был бросить работу в філоксерній комиссии. Сам он думал, что у него болезнь ног, на самом деле все оказалось значительно хуже - больные нервы и сердце.

В 1897-1898 гг. работает в житомирской газете «Волынь».

В 1898 гг. возвращается в Чернигов, где и поселяется, устроившись в земскую управу.

Заработок мелкого чиновника был очень низким, а на иждивении Коцюбинского была семь' я и слепая мать, которая, кстати, на несколько лет пережила сына. Чтобы вести приличную жизнь, Коцюбинский вынужден был много работать, но литературная работа не давала большой прибыли. За запрет украинского языка автор получал зарплату значительно меньшую, чем переводчики его произведений. И хотя значимость Коцюбинского для Украины такая же весомая, как Чехова для России, его произведения оплачивались значительно ниже, чем российского коллеги. За новеллу «Intermezzo» Коцюбинский получает от «Литературно-научного вестника» 35 рублей, а Чехов продал свои произведения издателю за 75 тысяч рублей. Даже на лечение в Коцюбинского не хватает средств, однако он даже не попытался писать на русском.

1899 г. во Львове выходит первый сборник рассказов «В сетях шайтана». Того же года в журнале «Жизнь» опубликован русский перевод журнала «Для общественности ьного добра».

С 1899 г. начинает выходить в Львове собрание сочинений, законченное седьмым томом в 1913 г. Почти все значительные произведения писателя вышли за его жизнь.

В 1903 г. находится в Полтаве на открытии памятника Ивану Котляревскому. Здесь встречается с Панасом Мирным, Михаилом Старицким, Лесей Украинкой, Василием Стефаником, Еленой Пчилкой.

В 1905 г. по совету врачей предпринял путешествие в страны Центральной и Западной Европы - Австро-Венгрии, Германии, Италии, Швейцарии. После возвращения избирается председателем черниговской «Просвиты».

1906-1912рр. -создание рассказов «Вдорозі», «Кони не виноваты», новеллы «Intermezzo», «Personagrata», повести «Fata morgana».

1909 г. находится на лечении в Италии, где лично знакомится с М. Горьким. Здесь он пишет новеллы «Письмо», «Подарок на именины».

1910-1914 гг. - по инициативе Горького издательство «Знание» выпустило три тома сочинений М. Коцюбинского в русских переводах.

1911-1912 гг. - несколько раз побывал в гуцульском селе Криворивне, где встречался с Иваном Франко, Лесей Украинкой, этнографом и фольклористом Владимиром Гнатюком. Все это обусловило появление повести «Тени забытых предков».

С конца 1912 г. тяжело заболел.

1912 - январь 1913 гг. - лечится в университетской клинике профессора Василия Образцова в Киеве, однако медицина уже была бессильна.

25 апреля 1913 г. Михаил Михайлович Коцюбинский умер. По предсмертным желанием его было похоронено в Чернигове на Болдиніи горе, в роще Троицкого монастыря.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Однажды в детстве, когда маленький Миша заболел, во время бреда он вдруг заговорил на украинском языке. В русскоязычной семье это было странным. После выздоровления мальчику рассказали про этот случай. Он еще сильнее заинтересовался украинским словом и в 9 лет писал украинские песни по образцу народных, а в 12 лет пишет большую повесть из финского жизнь на русском языке.

Страсть к чтению появилась в хлоїічика в 11-летнем возрасте, когда семья жила в селе и он влюбился в 1б-летнюю девушку, которая не обращала на него внимания. Тогда Миша решил стать великим человеком и привлечь к себе сердце девушки, возлагая все надежды на книжки. Прочитанные произведения позже сыграли большую роль в жизни Коцюбинского и способствовали его становлению как писателя.

Уже в первой литературной попытке М. Коцюбинского нашли отражение характерные черты реаліста.У ранней манере автора прослеживается сходство с творчеством Шевченко, ощутимой влияние Ивана Нечуя-Левицкого и Панаса Мирного. Академик Сергей Ефремов, глубокий знаток творчества Михаила Коцюбинского, подметил «этнографически-реалистичную» манеру его творчества. В этом стиле написаны произведения: «На веру», «ціпов'яз», «На крыльях песни», «Для общего добра» и другие, вышедшие в 90-е годы. В этот период можно увидеть своеобразные особенности художественного метода М. Коцюбинского: его интересуют не подробности быта, И а душевные переживания, человеческие чувства.

В малой прозе М. Коцюбинского можно отделить условную тематическую группу произведений, связанных с событиями революции 1905 г. В них персонажи поставлены в экстремальные ситуации («В дороге», «Он идет!», «Смех», «Неизвестный», «Persona grata», «Подарок на именины»). В большинстве из этих новелл - трагическая нота. Например, «Смех» психологически раскрыл драму интеллигенции, которая слишком поздно осознает свою підсліпуватість (адвокат Чубинский), и трагизм надобманутой чорносотенною пропагандой, споєного крестьянства, что в праздничной одежде сходится из сел в города громить собственную демократическую интеллигенцию.

После первых произведений Коцюбинский обращается к литературе европейской.

Наибольшее влияние на М. Коцюбинского имели те писатели, которые воссоздали внутренний мир человека в безупречной художественной форме - П де Мопассан, Морис Метерлинк, Генрик Ибсен, Август Стриндберг и другие. Однако это было не слепое копирование громких приемов. Писатель взял только идею, форму, воплотив ее с помощью как собственных предпочтений и вкуса, так и через мировосприятие своего народа.

Настойчивые поиски средств для раскрытия психологической сложности образа приводят к традициям европейской литературы. Сам писатель в автобиографии отметил, что на него «имели влияние всего европейские писатели...» Так постепенно намечается его переход к импрессионизму - стиля, в котором писатель нашел себя.

Характерной чертой более позднего творчества Коцюбинского является тонкий анализ настроений и чувств. События, сопровождающие жизнь героев, уступают перед внутренним состоянием и мыслями, чувствами.



Теория литературы

Импрессионизм (франц. impression - впечатление) - течение в искусстве и литературе второй половины XIX - начала XX веков, основной задачей считает изящное воспроизведение впечатлений, чувств от внешнего мира.

Суть импрессионизма заключалась в том, что его представители находили значения явления или сущность человека в мельчайших подробностях. Поэтому импрессионисты искусно Записывали моментальные впечатления персонажей и сам ход процесса познания мира, расщепляли его на значимые детали (психологические, бытовые и др.). На этом и основана творческая манера Коцюбинского-импрессиониста. Он пытался постичь реальность и прорваться сквозь внешние признаки внутренней сущности явлений. Не чужда была писателю и реалистичность изображаемого, он не стремился к реалистической типизации образов, не опровергнул и не обличал даже отрицательных персонажей.

Эссе (франц. essai - попытка, очерк) - прозаическое произведение, небольшое по объему, свободной композиции, который выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на исчерпывающее толкование предмета.

Интермеццо (італійськ. Intermezzo; лат. Intermedio - промежуточный) - инструментальная пьеса произвольной строения, выполнялась между актами трагедий в XVII веке в Италии; иногда самостоятельный оркестровый эпизод в опере.

Использование средств импрессионизма предоставило произведения определенного эмоционального окраса и предоставило возможность более реалистично отразить мнение автора.

В советском литературоведении не упоминалось о М. Коцюбинского-импрессиониста, поскольку творчество писателя толковалась не с позиций художественного мастерства, а с позиций социальной значимости его произведений. Именно импрессионизм Коцюбинского свидетельствует о его сознание.

Есеїстичний стиль отличался образностью, афористичностью. Основателем эссе как жанра является французский философ XVI века Міціель Монтень. Развитию эссеистики способствовало много величайших прозаиков, поэтов, философов, среди которых Д. Дидро и Вольтер, Г. Гейне, Б. Шоу, Г. Уэльс, Г. и Т. Манны и другие. Следовательно, обращение М. Коцюбинского к этому жанру было свидетельством и широкого знакомства с достоянием мировой культуры и европейского образа мышления. Это также доказательство того, что украинская литература начала XX века находилась на уровне европейской культуры и не была чужда ее формам и идеям. Безусловно, заслуга М. Коцюбинского заключается в том, что он средствами украинского языка раскрыл сложный духовный мир современного ему человека, что теряет естественную гармонию с миром. Город входит в суть деревенской жизни, вытесняя оттуда что-то слишком важное, чтобы об этом можно было забыть. В «Intermezzo» M. Коцюбинский, используя оригинальную эмоциональную форму, передает душевное состояние человека, что становится пленником города с его многолюдностью и гамом. Произведение вкладом-' поновано по законам внутреннего ощущения писателя: это десять небольших этюдов, которые передают градацию настроений и чувств автора. «Intermezzo» можно считать произведением импрессионистическим.