Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века
Михаил Михайлович Коцюбинский (1864-1913 гг.)
«Тени забытых предков»
Этнографическая основа повести
Возвращаясь с Капри, летом 1911 г. Коцюбинский решает осуществить давнюю мечту - побывать в Карпатах. Посещение этого края в 1910 г. не были такими богатыми на впечатления. Для написания произведения не хватало материала. Но природа произвела на Коцюбинского большое впечатление, потому что была для него одухотворенным.
Для изображения самого сказочного края Коцюбинском необходимо было заглянуть в душу человека. Писателя интересовало, откуда у гуцулов фантастические представления о мире.
Характерной особенностью традиционных представлений и верований гуцулов, как и украинцев вообще, есть синкретическое сочетание христианских религиозных представлений с языческими верованиями, что существовали задолго до распространенных высших религий, в частности христианства. Эти представления заключаются в вере в наличие души, духа в каждой вещи или явлении окружающего мира.
Наши предки верили, что весь мир, небо, воздух и вся земля населенные богами и что вся природа живая, полна всякого чуда. Представление о Бога и черта являются ключевыми для христианской религии и своеобразно отражают моральные нормы: добро и зло.
Образы украинской демонологии - это фантастические существа, наделенные человеческими свойствами, которые могут влиять на живую и неживую природу. Наиболее распространенными среди них являются духи природы (полевик,-водяной, леший и др.), духи дома (домовой, похат-ник и др.). Эти образы иллюстрируют стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, раскрыть единство человека и природы.
Под влиянием христианства постепенно стиралась разница между чертом, домовым, водяным, лешим, казначеем, но в литературных памятниках все это сохранилось лучше. И свидетельством тому является глубокое проникновение М. Коцюбинского во время создания повести «Тени забытых предков» в психологию, мировоззрение гуцулов, их верования и обычаи. Именно на богатом этнографическом материале повесть приобрела общечеловеческого, философского звучания.
Начало произведения своей простотой и оповідним характеру напоминает сказку, ведь с первых строк повести появляется фантастический элемент (Иванова мать считала, что во время родов ей подменили ребенка на черт).
Своеобразный дуализм - признание двух творческих начал: добра и зла - наложил отпечаток на все представления героев повести о мире. Коцюбинский усматривал источники мифологических представлений гуцулов не только в традициях, но и в особенностях горной природы. Природные явления становятся источником рождения фантастических образов.
Так, маленькому Ванечке привиделся леший в окружении козлов, но призрак исчез, как только мальчик перестал бояться. Следовательно, для малых Маши и Вани мир казался сказкой.
Слияние языческого и христианского мировоззрения отчетливо прослеживается в наложении христианских праздников на обрядово-ритуальную структуру дохристианского народного календаря. Иван видит божественное и в христианском Богу, и в природе. Даже злой дух черт предстает в произведении многоликим - это и арідник, и леший, и много чего другого. И всех надо задобрить, чтобы не испытать горя в жизни. Так, в повести описан обряд встречи Рождества, обряд празднования Сочельника, когда Иван обращается к различным вражеских сил, которых он боялся всю жизнь, созвал к себе на тайную вечерю всех чернокнижников, мольфаров, лесных зверей. Здесь чисто христианский праздник Рождества Христова имеет в своем составе еще и элементы, традиционные для языческих обрядов. Может, именно в этом проявляется сущность названия «Тени забытых предков».
Очеловечивание, персонификация природных, материальных и психических явлений присущи каждой религии, поскольку таким образом человек пытается объяснить все неизвестное. А ожививши все непонятное, можно попробовать договариваться с ним.
Каждое важное дело на полонине сопровождалась гаданием или другими ритуальными действиями, которые придают ей таинственности. Возможно, именно от этого и характеры гуцулов кажутся таинственными.
Даже обряд похорон, ярко описанный писателем повести «Тени забытых предков», на первый взгляд кажется несколько странным. По народным верованиям, со смертью человека не заканчивается его существование, а лишь меняется ее состояние. Так что погребальный обряд был обращен именно к душе человека, но когда обряд оплакивания и плач закончился, начались забавы. Наверное, так наши предки хотели показать непобедимость жизни над смертью.
Много внимания наши предки уделяли природным стихиям, отдельным этапам жизни человека, различным испытаниям, явлениям окружающего мира и т.д. В традиционных верованиях, переводах и поверьям украинцев, в частности гуцулов, элементы мифов максимально приближенные к ежедневного быта крестьян. Теряя свое первоначальное значение, мифологические персонажи постепенно приобретали характер художественно-поэтических образов устного народного творчества.
Итак, фантастические образы повести служат для создания романтической истории, окрашенной этнографическим колоритом, и передают особенности психологии персонажей.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
С традициями мифологического мышления связаны и образы, описанные в повести М. Коцюбинского. Приведем краткие характеристики отдельных мифических существ, упомянутых в произведении.
Леший (Черт, Леший) боится человека. Он весь поросший шерстью, на ногах имеет копыта. В лесу пасет зверей, его отара - олени, зайцы. Медведи, волки и рыси - то их псы и коты. Они пасут и оберегают от зла свою отару. Иногда некоторые охотники заключают с лесовиком соглашение, чтобы насылали им дичь, но это грех большой. Потому щезники - нечистые духи. Иногда они так водят людей, чтобы те не выбрались из леса.
Чугайстыр (лесной человек), который очень доброжелательно относится к людям, разговаривает с ними, греется у костра, а по лесам уничтожает нявок. Он не носит никакой одежды, а его кожа покрыта буйным волосом. Человеку не делает зла, а только вежливо приглашает к танцу, а оттанцевав, отпускает. Порой защищают людей от вреда. Так, в повести «Тени забытых предков» Иван зустрічаєу лесу чугайстра и, боясь за нявку, которая появилась в образе Маши, охотно приглашает чугайстра до своего очага и танцует с ним, еще и играет на флоєрі мелодию, которую подслушал в щезника.
Этот неизвестный дух в мифологии других славянских народов.
Мавки (нявки) живут в лесу и появляются людям в образах молодых, красивых девушек. Как растают снега, нимфы бегают горами и долинами и засаживают на них цветы. Отличить русалку от девушки можно тем, что у мавки сзади виднеются внутренности. Там, где нимфы танцуют, травы не будет навек. Порой они заманивают людей в безвестность. Уберечься от нявки можно, только скинув И сорочку и переодев ее наизнанку.
Образы повести
Сюжет повести «Тени забытых предков» перекликается с сюжетом трагедии Шекспира «Ррмео и Джульетта» . Дети враждующих семейств полюбили друг друга. Как и шекспировские персонажи оба они погибают, но смерть Марички происходит случайно. А Иван не может пережить смерти своей любви, поэтому и умирает еще при жизни. Любовь порождает в его душе фантастические образы, которые приводят его к физической смерти.
От самого начала любовь Ивана и Марички было трагическим, ибо на пути влюбленным стояла давняя вражда родов. Достаточно вспомнить сцену жестокой драки между Гутенюками и Палійчуками, во время которой Иван, поддавшись инстинкту того слепого и злого, что вдруг поднялось в его душе, ударил девочку за то, что она с Гутенюків. их разъединяли условности человеческого мира, которые поддерживались сценами драк, смертей и непонятной ярости. Но того, что объединяло, оказалось значительно больше. Надо только иметь немножко доверия, любви и доброй воли, чтобы понять это. « Теперь они уже сидели рядышком, забыв про визг драки и сердитый шум реки, а она повествовала ему, что называется Маричка, что пасет уже дроб'єта (овцы), что какая-то Марцинова - слепая на один глаз - украла у них муку... и прочее, обоим интересное, близкое и понятное...»
Именно природа становится не только фоном, на котором развивается любовь Ивана и Марички, но и источником, которое породило это любовь. Они оба понимали природу, воспринимали как живое существо, даже слышали ее дыхание. Природа обнаружила родство их душ. Природа входит в души Ивана и Марички волшебными звуками и сказочными явлениями, а их души порождают красоту и возвращают ее природе волшебными звуками музыки и песнями. Иван играл в денцивку, повторяя мелодию щезника, что тот выводил на флояре. Маричка составляла песенки, будто подслушав, о чем журчит река и шумит лес. Мелодии песни и музыки сплітались в одно, рождая прекрасное чувство любви. Рассказывая о любви Ивана и Марички, М. Коцюбинский сравнивает их поведение с тем, что видел в природе. Этим сравнением автор показывает естественность и гармоничность чувств героев. Вообще вся повесть именно о том, как жить в гармонии с природой.
История любви прерывается смертью Марички. Но в сердце Ивана, наполненном то радостью, то грустью, она живет и потом. М. Коцюбинский показывает людей, которые пришли к пониманию, как стать счастливыми. Не надо бороться со всем миром, его надо знать, любить, чувствовать и жить в гармонии с ним.
Такими гармоничными людьми является Иван Палийчук и Маричка Гутенюк. Гармония человека и природы, гармония чувств и действий - это та особенность, которую увидел писатель в жизни гуцулов. Оба влюбленных наделены поэтическими чертами характера. Мир гор, лесов, рек для них понятен и близок, потому что он основывается на гармонии, которой не хватает человеческому обществу. Время от времени автор отмечает, что мир людей полон горя и беспокойства, тогда как мир природы величественно спокойный и светлый. М. Коцюбинский постепенно убеждает читателя в том, что природа, ее поэзия, ее красота порождает любовь. Любовь ко всему живому, сострадание каждой твари: дереву в лесу, горном камня, и, безусловно, человеку, к которому надо относиться с пониманием.
Повесть охватывает небольшой отрезок времени: от рождения до смерти Ивана Палийчука. На самом же деле повесть состоит из трех временных плоскостях: первая плоскость - это жизнь, современное рассказчику; вторая - средневековья с идеалом любви, поставленным над жизнью; третья - это народные верования.
Художественный мир этой повести М. Коцюбинского на чудо объединил художественный вымысел с реалиями жизни и быта народа. Автор вводит читателя в невиданный мир сказки, легенды, родившаяся поэтическим мировосприятием человека. Жизнь гуцулов сложная, наполненная не только ежедневного труда, постоянной заботы о своей скот, хозяйство, семью но и постоянной борьбы с силами природы. Эта повседневная борьба и держала Ивана на свете после гибели возлюбленной.
И жизнь продолжалась. Через шесть лет после смерти Марички Иван, вернувшись, женится Палагною. Но Палагна не может заменить Марички. Вечное таинство любви смущает Иванову воображение, всплывая на поверхность странными образами. Маричка видится и представляется Ивану и выбивает его из обычного ритма жизни.
Иванова жена Палагна «была с багацкого рода, фудульна, здоровая девка с грубым голосом и воластою шеей». Палагна не была плохим человеком, просто она оказалась нелюбимой для Ивана, потому что она не Маша. Палагна с Иваном были слишком разными людьми. В этом и заключалась трагедия, потому каждый из супругов не находил в другом то, чего хотел. Палагна была воспитана в тех же традициях, где немалое место отводилось дохристианским представлениям и верованиям. Итак, мир воспринимала так же, как Иван, населенным всякими духами. Но ее восприятие носило сугубо практический характер. Она считала духов за такую силу, с которой надо бороться или которую следует задабривать, чтобы сохранить хозяйство.
Палагна признавала существование сил природы именно с бытовой точки зрения, а не с поэтической, как Иван и Маричка. Поэтому и влюбилась в мольфара Юру, когда увидела его поединок с градовою облаком. Она наиболее ценила в мужчине силу и здоровье, а потому предпочла Юре. Поступок ее, как мы видим из повести, не был чем-то неестественным. В таком отношении отличились языческие взгляды ее предков. Она поступает так, как велит ему природа. Иван не чувствует боли после дружининої измены, потому что на самом деле его с Палагною духовно ничто не пов'язує. их брак для Ивана был способом жить без Маши. А измена Палагны только обостряет его одиночество, потому что пустоты, которая появилась в его сердце после смерти Марички, никто так и не смог заполнить.
Поэтому он и оказывается в лесу, поэтому и пытается задержать чугайстра, чтобы Маричка-нявка спаслась. Иван погибает в поисках Марички, скатившись в пропасть. Но он слышал ее голос, мелодии песен - то была настоящая жизнь, по которому так тосковал Иван.
Не менее поэтично описывает М. Коцюбинский и страсть Палагны и Юры - двух земных людей. их отношения чем-то были похожи на соревнования страсти и гордости, обрадованного самолюбия и физиологии.
Не сразу поддалась Палагна своему желанию быть рядом с Юрой. Она боялась мольфара, старалась избегать его, и сила Юры пленила жінку. ее радовало то, что человек, которому подчиняются силы природы, не безразлична к ней.
Но отношения Юры и Палагны в глазах гуцулов имеют право на существование: «Разве она первая! С тех пор, как мир миром, не бывало того, чтобы только одного держаться».
Гуцулы восприняли обряды христианства поверхностно, оставаясь в душе язычниками.
Таким образом, автор изображает своих героев как часть народа, в жизни которого отражаются тени забытых предков.
Сюжет. Композиция. Особенности жанра
Композиция произведения Михаила Коцюбинского « Тени забытых предков» состоит из ряда эпизодов, за судьбу главных героев передают дух гуцульского жизни, органическую связь с природой, языческую суть верований, обычаев и обрядов народа.
Сюжет произведения развивается в психологическом ключе через показ не столько внешних, сколько внутренних событий жизни Ивана Палийчука. Может, именно поэтому фольклорное фон Стало органичной частью произведения, подсказала наиболее точные поэтические средства создания образов.
Много десятилетий беспокоит литературоведов вопрос о стиль и метод Коцюбинского. «Тени забытых предков» определяются как повесть. Но классическое определение повести требует уточнений относительно конкретного произведения.
Повесть обозначена выразительными приемами импрессионистической компоновка материала, символически-метафорического обрисовки образов главных персонажей, передачи мифологических представлений гуцулов.
Для глубокого проникновения в психологию героев, для понимания ментальности народа автор использовал фольклорно-этнографический материал. Названия мифических существ, как и названия деревьев, гор, рек, отражают ментальность народа, способ его поэтического и бытового мышления. Именно поэтому так естественно сливается в повести повествование о событиях реального, внешнего жизни и не менее реального для человека внутреннего мира.
Действительность и вымысел, реальность и фантастика набирают своеобразных национальных черт и помогают точнее представить себе удивительный Карпатский край и увидеть его народ в материальных и духовных проявлениях.
Поэтика произведения развивается в двух направлениях. С одной стороны, автор использует традиционный сюжет, с другой - прибегает к более сложных форм художественной условности. Особенность произведения заключается в подходе к изображаемому, в способах восприятия и передачи образов окружающего мира. И здесь автор выступает как импрессионист. Импрессионизм Коцюбинского следует понимать как особый стиль, близкий к реалистичному. Писатель выработал свои импрессионистические способы изображения, наиболее выраженные в пейзаже.
В произведении писатель изображает как бы два мира - внешний и внутренний. Причем часто внешний мир не детализируется, а передается точными меткими штрихами. Описания, которых в повести немало, подаются вроде и реалистично, но в них больше внимания уделяется впечатлению героя, чем просто реальном пейзажа. Например, вот как видит Иван в детстве все, что его окружает: «Откуда смотрел на горы, близкие и далекие верхом, что голубіли на небе, на черные еловые леса с их синим дыханием, на мягкую зелень ца-рынок, что, как зеркала, блестели в ранах деревьев. Под ним, в долине, кипел холодный Черемош. По зеленым холмам дремали на солнце одинокие дома. Было так тихо и грустно, черные ели беспрестанно опускали сумм свой и Черемош, а он нес его внизу и рассказывал». Так, изображение внутреннего восприятия мира героем, свидетельствует о тонкую чувствительную душу Ивана; для которого мир был полон чудес.
Следовательно, подобное изображение внешнего мира через внутренний мир и является первой отличительной чертой импрессионизма. В то же время историю женитьбы Ивана с Палагною передано настолько сжато, что она кажется неважной. Потому что внешняя жизнь всегда уступает внутреннему - жизни души, жизни сердца. Увлечение внутренним миром героя начинает восприниматься читателем как реальный мир. В этом заключается импрессионистическая структурность повести - отказ от традиционного сюжета, сосредоточенность повествования на внутреннем конфликте.
Впечатления от окружающего мира, материализованные в чувстве, настроении, переживаниях, составляют организующий центр повести Коцюбинского как импрессионистического произведения.
В то время, как в реалистической литературе XIX века отбивался предметный мир внешней жизни, в Кацюбинського внешний сюжет можно передать несколькими предложениями, а удивительное богатство внутренней жизни, описания напівреальних событий для героев повести «Тени забытых предков» являются наиболее реальными. Речь идет совсем про другую реальность - реальность мысли, реальность впечатление. Хотя автор уделяет внимание и этнографии, но это не делается навязчиво, а естественно вырисовывается из описаний событий внутреннего мира. В этом и заключается близость импрессионизма и реализма в творчестве М. Коцюбинского.
Таким образом, импрессионизм Коцюбинского следует понимать как особый стиль, близкий к реалистического направления развития литературы. Писатель производит и свои специфические средства изображения. Речь идет о импрессионистический пейзаж в повести «Тени забытых предков». Полутона, чрезвычайность функции светотени - вот что отмечает пейзаж М. Коцюбин-ского-імпреріоніста. Импрессионизм Коцюбинского является шагом в углублении художественного психологизма в украинской литературе.
Теория литературы
Повесть - это жанр прозы, по характеру развития действия более сложный, чем рассказа, но менее развернут, чем роман.
|
|