Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

И семестр

 

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ

 

Урок 13. ЯЩИК ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК. АНАТОЛИЙ ГРИГОРУК. ЛЕТОМ ДЕНЬ ГОД КОРМИТ

 

Цель: углублять знания учащихся о пословицы и поговорки, пробуждать в них интерес к языку, желание хорошо владеть ею; учить детей видеть красоту и силу каждого пословица, чувствовать в нем народную душу, правду, обращать внимание на точность и выразительность мысли; развивать умение метко и остроумно подбирать слово; закладывать фундамент нравственного поведения ребенка; формировать гражданскую ориентацию личности.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над чистомовкою

Ко-Ко-ко - выпьем молоко.

Ок-ок-ок - маленький жучок.

Ки-ки-ки - смешные малыши.

Ик-ик-ик - засмеялся Петя.

Юк-юк-юк - большой дрюк.

Ку-ку-ку - вытащи эту нить.

2. Розчитування по составляющей таблицей

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Расскажите изучены пословицы, объясните их смысл.

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа над стихотворением А. Григорука «Летом день год кормит» (с. 16-17)

1) Игра «Рыбки».

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися молча.

2) Словарная работа.

Когут - петух.

Цеп - ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинного древка и прикрепленной к нему ремнем или веревкой короткого деревянного бича. Хлеб - растения и зерно хлебных злаков.

Засек - отгороженное место в амбаре или большой ящик для ссыпания зерна, муки.

3) Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения.

- Найдите в прочитанном стихотворении объяснение выражения «бить баклуши».

- К какой работе приглашают куряток? Прочитайте.

- Найдите в стихотворении пословица. Объясните, как вы его понимаете.

- Вспомните песню «Два петушка» (с. 6).

- Чем она напоминает стихотворение «Летом день год кормит»?

Физкультминутка

2. Игра «Найдите пару»

Меньше говори,...

а плохих берегись.

Взялся за гуж - ...

кто от работы бежит.

Трудно так жить...

а больше дела делай.

3 добрыми дружись,...

не говори, что не дюж.

3. Игра «Найди "лишнее" пословицы»

• На час опоздал, за год не догонишь.

• Вчерашнего дня стома лошадьми не здоженеш.

• Помогай старшим, ведь придется быть таким.

• Что утром не сделаешь, то вечером не здоженеш.

4. Игра «Из какой профессии?»

- Назовите, из какой профессии вышли в жизнь такие пословицы и поговорки?

• 3 плохой овцы хоть шерсти клок. (Чабан)

• Шути, кувшинчик, пока ушко-нибудь оторвется. (Гончар)

• Вот что имеем: ни на тарантас, ни дышло. (Стельмах)

• Куй железо, пока горячо. (Коваль)

• Пустая бочка гудит, а полная молчит. (Бондарь)

5. Работа в группах

1) Превратите загадки пословицы.

• В огне не горит, в воде не тонет. (Правда)

(Правда в огне не горит, в воде не тонет.)

• Молчит, а сто дураков научит. (Книга)

(Книга молчит, а сто дураков научит).

• На вес не взвесишь, на базаре не купишь. (Ум)

• Что ест без зубов? (Совесть)

2) Составьте пословицу из данных слов.

• Дружись, добрым, с, берегись, а, лихих.

• Деньги, за, ума, купишь, не.

• Лиса, служила, не, пока, волку, кожуха, избавилась.

• Осла, коня, не, с, будет.

3) Найдите украинские соответствия.

• Не зная курса, не поднимай паруса (итальянское). (Не зная броду, не суйся в воду.)

• Ветка всегда похожа на дерево, из которого выросла (испанское). (Яблочко от яблоньки недалеко катится.)

• Цап леопардовые не товарищ (африканское). (Сытый голодного не понимает.)

 

V. ИТОГ УРОКА

- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

- Какие задания больше всего запомнили?

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать пословицы о языке.

Или умно говорить,... Кто за все берется,...

поэтому ничего не удается, или вовсе молчать.