И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ
Урок 12. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. ОСЕНЬ ЩЕДРАЯ, ОСЕНЬ ЗОЛОТИСТАЯ
Цель: расширять знания учащихся о времени года - осень; обогатить их представление о красоте родной природы, особенности растительного и животного мира в разные времена года; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родной природе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель
Ну-ка, дети, к работе!
Для обучения время настало,
Наберемся охоты
До нужных добрых дел.
- Девиз нашего урока:
Не просто слушать, а слышать.
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а рассуждать,
Дружно и плодотворно работать.
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Спросила мышка мышку:
- Ты чего погрызло книжку?
Мышка ей отвечала:
- Другой еды не было.
В. Калина
2. Игра «Молния»
Учитель демонстрирует в течение нескольких секунд карточку. Ученики убирают лишнее слово.
мыл сам коса
мыл сам коза
мыл сам коса
лил коса сам
мыл коса сом
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадки!
• Голые поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
• В садах, рощах бродит
Желтые одежды одевает.
Золотистую стелет постель -
Ждет белую сестрицу в гости. (Осень)
- Вот и наступила золотоволосая осень. Солнце еще долго сияет на ясном небосклоне, однако оно уже не такое горячее, как летом, а нежно-ласковое, ласковое. Воздух прозрачное, легкое, в нем далеко слышен каждый звук. Небо часто хмариться, идут дожди, желтеют и опадают листья, улетают в теплые края птицы готовятся к зиме звери, в садах и огородах собирают фрукты и овощи.
IV. РАБОТА НАД ВЫСТАВКОЙ СОБРАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ Н. ЗАБИЛЫ, К. ПЕРЕЛІСНОЇ, ЛИНЫ КОСТЕНКО, И. КУЛЬСКОГО, ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. КОПЫЛЕНКО, В. ЧУХЛИБА, В. СУХОМЛИНСКОГО
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Чтение стихов об осени заранее подготовленными учениками
К. Перелісна «Желтеют в поле травы», «Журавли», «Осенний дождик».
2. Работа над стихотворением П. Осадчука «Осень»
Самостоятельное напівголосне чтение стихотворения учениками
- Где щебетали птицы?
- Где они делись, когда солнышко остыло?
- Куда делись звери с наступлением холодов?
- С чем поэт сравнивает листья?
Физкультминутка
3. Работа над стихотворением И. Кульского «Осень»
Чтение стихотворения подготовленными учащимися
- Какие подарки приносит осень?
- Почему мы так искренне приглашаем осень в гости?
4. Работа над рассказом М. Сладкова «Синиччин запас»
- Осень - это особая пора года, красивая и журлыва, время больших трудовых дел. Люди готовят поля, сады и огороды до новых урожаев. Животные готовятся к зиме, улетают от нас перелетные птицы. Мы должны помочь птицам, которые остаются у нас зимовать.
1) Самостоятельное чтение рассказа учащимися.
- О которых запасливых животных упомянуто в рассказе?
- Как синицы собирают запасы на зиму?
- Какого принципа они придерживаются?
- Как делают запасы на зиму суслик, водяная крыса?
2) Работа в группах.
- Какую картину вы нарисовали бы к рассказу?
VI. ИТОГ УРОКА
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какие новые произведения об осени запомнили?
- Кто их авторы?
- Какие чувства вызывают эти произведения?
- Чему учат нас произведения о природе?
- Проверьте приметы.
• Гром в сентябре - на теплую осень.
• Паутина стелется по растениям - к теплу.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Следующий урок внеклассного чтения проведем по теме «Из чистого родника народной мудрости». Задания к уроку и список литературы вы найдете в уголке читателя.