Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века

 

Михаил Старицкий

(1840-1904)

«Душу защищает горсть львов» (Михаил Старицкий)

 

Художественная проза Михаила Старицкого составляет значительную часть его художественного литературного наследия, пеструю как жанрово, так и тематически. Автор блестящих рассказов и повестей о современной писателю жизни, Старицкий все же больше всего известен своей исторической прозой. Этот пласт его творчества представлен жанрам повести и романа. Все они - о героической борьбе украинского народа за свою свободу и независимость в былые времена. Это - романная трилогия Старицкого о Богдана Хмельницкого («Перед бурей», «Буря», «У пристани»), роман о времена гайдаматчины «Последние орлы», дилогия о гетмане Иване Мазепе («Молодость Мазепы», «Руина») и роман о вожде крестьянских восстаний на Подолье «Разбойник Кармелюк». Все эти произведения были написаны по-русски. Современные исследователи сходятся на мнении, что это обусловлено, с одной стороны, требованиями цензуры, с другой - стремлением донести героическую историю украинского народа к всероссийской читательской аудитории.

Исторически-приключенческая литература в украинском писательстве начинается с Михаила Старицкого. Вслед за Пантелеймоном Кулишом, автором первого исторического романа в национальной литературе («Черная рада»), Михаил Старицкий воспользовался схемой, принятой в этот жанр английским писателем Вальтером Скоттом: историческая линия в произведении обязательно переплетается с любовной. Причем любовная линия имеет свои каноны: счастливому сочетанию влюбленных обязательно предшествуют трудности, которые нелегко преодолеть. Традиции «вальтер-скоттівської» манеры в написании исторических произведений предусматривали выбор бурных эпох, насыщенных яркими событиями и выдающимися личностями. Элемент идеализации сопровождал характер главных персонажей. Приключенческие элементы призваны были поддерживать читательский интерес. Задача же Старицкого вдвойне осложнялось: разделы, публикуемые в газете (а именно так печатались его исторические произведения), следовало завершать интригой, которая бы стимулировала интерес к дальнейшему прочтению. Историческая и художественная правда в произведении гармонично сочетаются: наряду с историческими лицами действуют вымышленные герои. Все сказанное характерно для историко-приключенческой прозы украинского писателя.

Первым историческим произведением Михаила Старицкого является повесть «Оборона Буши» (1891). Произведение изначально было написано на русском языке («Осада Буши») и опубликовано в газете «Москов - ский листок» в течение ноября-декабря 1891 года. Впоследствии (1894 - 1895) в украинском переводе автора повесть под названием «Осада Буше» печаталась в львовском журнале «Заря». 1898 года на тему повести Михаил Старицкий написал историческую драму «Оборона Буши», посвятив ее Ивану Франко.

«Оборона Буши» имеет подзаголовок «Историческая повесть из времен Хмельнитчины». В основе произведения - действительные исторические события, которые происходили в городке Буше на Подолье, которое в XVII веке было крепостью. После неудачных попыток зимой и весной 1654 года сломить сопротивление казаков многочисленное польское войско в ноябре того же года после длительной осады обрело крепость. Такова историческая канва повести. Ее небольшой объем не помешал автору нарушить много проблем, в целом характерных для всей исторической прозы писателя: народ и история, массовый героизм в освободительной борьбе, воспитания национального самосознания, глубина народной морали и этики.

Взятые в качестве эпиграфа слова из народной думы сразу настраивают читателя на драматический ход событий, а начало произведения подчеркивает это ощущение благодаря искусно используемой градации. Писатель выводит на суд читателей сутки, когда «два кровных народы, предназначенные на дружеское и ровно бытия, совершили между себя утешение и, подняв стяги на стяги, стали «в дедовскую славу звонить». Воспроизводя эти сутки, он пользуется как реалистичными, так и романтическими красками. Описывая украинцев, Старицкий тяготеет к романтической манеры. Именно так (от портрета - вплоть до свершения героического поступка) показано в произведении главную героиню, дочь сотника крепости Арину Завісну: «Красивого личенька черты и элегантные, и благородные; в черных, сжатых немного бровях кроется непоколебимая воля и отвага; карие глаза из-под длинных темрявих ресниц пылают огнем; на мраморной главе лежат недетские думы, хоть в выражении уст пишає детская красота». Именно этой девушке предстоит совершить подвиг - взорвать пороховые склады крепости. Душа Арины страдает, потому что во время наивысшего испытания рядом с ней нет «властителя радостных грез», любимого Антося. Его появление в стане врагов вызывает двойную муку. В душевном смятении, что охватывает девушку, преданность Украине преобладает над чувством любви. В образе Арины автор обрисовал характер романтично целостный, способный на самопожертвование во имя общественных идеалов.

Тайны и приключения сопровождают Орисиного избранника на протяжении жизни. Антон Корецкий вырос в казачьей семье Завісних, воспитался на украинских традициях, воспринял всем сердцем мораль нового окружения. Силой обстоятельств он попадает к своему природной среды, узнает о своем наследстве и шляхетские привилегии. Магнат Чарнецкий, его дядя по матери, лукаво убеждает потомка знатного польского рода Корецких «прийти к рулю правительства» и убедить «туманіючу во мраке невежества шляхту отречься от этого братоубийственного рабування», «не выдирать от защитников своей страны их права», «не издеваться над их святой верой». В общении с родовитой шляхтой выясняется заблуждение. Одурений в своих самых искренних помыслах и чувствах Антось, к счастью, второй раз встречает ту, с которой готов разделить и любовь, и смерть. Осознание казацкой правоты, любовь к Арине диктуют ему рыцарский выбор - честную смерть за идеалы, в которых его воспитали, за веру, которую принял всем сердцем.

Реалистический способ изображения польской шляхты в повести демонстрируют образы коронного гетмана Потоцкого («и крикливая великолепие, и выражение лица, что довчасно слинял на развратных ночам, и более похотливы бесстыдные глаза, и вялая, ослабленная осанка»), польного гетмана Лянцкоронского («одетый в обычную боевую одежду; лицо ему полное достоинства и уважения; в глазах, синих, больших, светится ум»), воеводы Чарнецкого, осанка которого олицетворяет «ад и ужас», а «в зеленастих глазах яскріє произвол и ярость». Поведение шляхтичей соответствует портретным характеристикам: Потоцкий жаждет победы, потому что за стенами Буше «женщины и ласки», Чарнецкий силится вернуть потерянное имение, к трезвому голосу Лянцкоронского нет желающих прислушиваться. А именно он, управляя взятием Буше, по-военному честно признает: крепость «защищает горсть львов».

Романтическим ореолом увитые образы защитников крепости - сотника Зависного, хорунжего Островерхого, Вернидуба, Мастигуби, Шрама, Безухого, Кныша, Безногого, Лоботряса и других, наделенных не менее красноречивыми казачьими именами. Их геройскую смерть писатель подает в романтическом ключе: «Седой запорожец Безухий уже четырех шляхтичей пышных саблей вложил, а левой успел и двум немцам вонзить кинжала, но угодила и ему благородная сталь в левый висок, и опьянел казак от того чоломкання, выпустил из сильной руки омочене в крови лезвие и безвладно рухнул на землю»; «и снялась, полетела казачья душа за своими подругами вслед за облака высокие неизвестных и недоступных пространств»; «и каждый чувствовал над собой уже взмах крылья смерти». Искрометный юмор казацкого рыцарства ярко проступает в образной характеристике пушечного арсенала защитников Буше: «товстопузиха», «вельможная госпожа», « госпожа», «баба», «барышни» и т.д. На протяжении всего развития драматического сюжета произведения такие и подобные вкрапления трогают читателя, заставляют невольно улыбнуться, восхищаясь способностью украинца шутить даже на пороге смерти.

Описания природы в повести подчинены авторскому замыслу - подчеркнуть романтические фигуры защитников крепости: «Бесилась непогода; свирепствовал ветер; холодный дождь, а то и гололед аж резали по виду, а казаки в одних рубашках, парусили на ветру, и в широких штанах с таким удовольствием ходили, немовбито душной летней ночи, ожидая к разговору любовницу». Природа помогает защитникам, например: «славно обмерзли голощоком окопы... - вот для врагов будет скобзалка удивление».

 

 

Константин Маковский. Запорожский казак. 1884

 

Михаил Петрович рассказал о казацкие «щирозлоті сердца, и зимней мужества, и теплой, жаркой привязанности полные». Содержание повести заставлял поразмыслить («Разве же таким водоворотом нечеловеческих загар может быть владована согласие в расшатанной и облитій кровью государству?») и утверждал в мысли - «выше любви к своей отчизне нет на свете! ».

Исследователи исторической беллетристики писателя считают «Оборону Буше» подготовительным этапом к написанию трилогии об освободительной войне украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого. Тенденция Михаила Старицкого делать героев своих произведений носителями конкретных идей способствовала символичности как отдельных образов, так и повести в целом. Самопожертвование во имя общественных идеалов - такова главная идея повести.