Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА

Шевченко Тарас Григорьевич (1814-1861)

 

Т. Г. Шевченко родился 25 февраля (9 марта по н. ст.) 1814 г. в с. Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии. Его родители были крепостными богатого помещика В. В. Энгельгардта, вскоре переехали в соседнее село Кирилловку.

1822 г. отец отдал его «в науку» до кирилловского дьяка. За два года Тарас научился читать и писать и, возможно, усвоил знания по арифметике. Читал он кое-что и кроме Псалтыря. В поэзии «А. О. Козачковскому» Шевченко вспоминал, как он школьником списывал в сорняках в самодельный тетрадь стихи Сковороды и колядку «Три царіє со дары».

После смерти в 1823 г. матери и в 1825 г. - отца Тарас остался сиротой.

В конце 1828 г. или в начале 1829 г. Тараса взяли к помещичьего двора пана Энгельгардта в Ольшане. В Свободно Шевченко исполняет обязанности казачка в барских покоях. А в свободное время тайком от господина перерисовывает лубочные картинки. Шевченко отдают учиться рисование. Вероятнее всего, он короткое время учился у Яна-Батиста Лампи (1775-1837), который с конца 1829 г. до весны 1830 г. находился в Вильно, или в Яна Рустема (?-1835), профессора живописи Виленского университета в 1832 г. Энгельгардт законтрактовывает Шевченко на четыре года мастеру петербургского малярного цеха В. Ширяеву. Вместе с его учениками Шевченко принимает участие в росписях Великого и других петербургских театров. Очевидно, в 1835 г. с Шевченко познакомился ученик Академии художеств И. Сошенко.

И. Сошенко делает все, чтобы как-то облегчить участь Т. Г. Шевченко: знакомит с Есть. Гребенкой и конференц-секретарем Академии искусств

В. Григорьевичем, который позволяет Шевченко посещать рисовальные классы Общества поощрения художников (1835). Впоследствии происходит знакомство Шевченко с К. Брюлловым и В. Жуковским. Пораженные горькой судьбой талантливого юноши, они 1838 г. выкупают его из крепостничества.

21 мая 1838 г. Шевченко причисляют посторонним учеником Академии художеств. Он учится под руководством К. Брюллова, становится одним из его любимых учеников, получает серебряные медали (за картины «Мальчик - нищий, дающий хлеб собаке» (1840), «Цыганка-гадалка» (1841), «Катерина» (1842)). Последняя написанная по мотивам одноименной поэмы Шевченко. Успешно работает он и в жанре портрета (портреты М. Лунина, А. Лагоды, О. Коцебу и автопортреты).

Стихи Шевченко начал писать еще крепостным, по его свидетельству, в 1837 г. С тех первых поэтических попыток известны только стихи «Причинная» и «Скучно мне, тяжело - что делать» (принадлежность последнего Шевченко нельзя считать окончательно доказанной). Пробуждению поэтического таланта Шевченко способствовало, очевидно, знакомство его с произведениями украинских поэтов (Котляревского и романтиков). Несколько своих стихотворений Шевченко в 1838 г. отдал Гребешки для публикации в украинском альманахе «Ласточка». Но еще до выхода «Ласточки» (1841) 18 апреля 1840 г. появляется первая сборка Шевченко - «Кобзарь».

Впечатление, которое произвели «Кобзарь» и произведения, напечатанные в «Ласточке», усилилось, когда в 1841 г. вышла историческая поэма Шевченко «Гайдамаки» (писана в течение 1839-1841 гг.).

 

Словарь

Сатира (от лат. satira - смесь, от satura - всякая всячина) - способ художественного отражение действительности, которое находит проявление в резком высмеивании негативного.

Сарказм (греч. sarkasmos - терзания, от лат. sarkadzo - рву мясо) - едкая, обличительная, особенно обидна насмешка, полна крайней ненависти и гневное презрения.

Инвектива (от лат. invective - ругательная, от лат. invehor - нападаю) - творческий прием, заключается в сатирическом разоблачении конкретных лиц или социальных явлений.

Перифраз, перифраза

(греч. periphrasis - описательный оборот, перевод) - замена прямого наименование предмета его определению, данному в форме словесного описания оборота, что указывает на предмет, выделяя его побочные признаки; замена названия предмета, явления, человека описанием их характерных признаков.

Старославянизмы - слова, непосредственно заимствованные из старославянского языка.

Аллегория (греч. allegoria, от alios - другой и аgoreuo - говорю) - образное інакомовлення, яркое воплощение в конкретном образе абстрактного понятия или мысли.

Поэма посвящена Колиивщине - антифеодальному восстанию 1768 г. на Правобережной Украине против польской шляхты. Она проникнута пафосом освободительной борьбы, содержит аллюзии, помогают читателю осознать ее современный социально-политический подтекст. Не случайно в условиях революционной ситуации в России «Гайдамаки» опубликовано 1861 г. в русском переводе. Критические отзывы на «Кобзарь» и «Гайдамаки» были, за отдельными исключениями, положительными. Почти все рецензенты признали поэтический талант Шевченко, хотя некоторые из консервативных журналов упрекали поэту, что он пишет на украинском языке («Сын Отечества», «Библиотека для чтения»). Особенно благосклонна была рецензия на «Кобзарь» в журнале «Отечественные записки», критическим отделом которого руководил. Белинский.

Учась в Академии художеств и имея твердое намерение получить профессиональное образование художника, Шевченко, однако, все больше осознает свое поэтическое призвание.

В поэме «Сон» («У всякого своя судьба») Т. Шевченко имеющееся сатирическое изображение дворянства, придворных царя:

За богами - почище, почище

В серебри и злате!

Языков кабаны откормленные -

Мордастые, пузатые!

Аж потеют и толпятся,

Чтобы то ближе стать

Круг самих: может ударят

Или дулю дать Благоволят...

Гневным сарказмом наполнены строки поэмы «Кавказ» Т. Шевченко:

Суєслови, лицемеры,

Господом проклятые.

Вы любите на брату

Шкуру, а не душу!

В поэзии «Юродивый» Т. Шевченко помощью инвективы остро осуждает самодержавный строй:

А мы смотрели и молчали,

И молча чесали чубы,

Німії, подлії рабы...

В поэме «Еретик» Т. Шевченко выражение «Папа Римский» заменено на слово «монах»: «...на престоле апостольськім чернец годованый сидит».

В поэзии Т. Г. Шевченко встречается много старослов'янізмів, например:

...Прозорів ты...

И засветил, любомудре,

Светоч правды и свободы...

(Т. Шевченко, «Еретик»)

Аллегорическое значение имеет образ Прометея в поэме «Кавказ» Т. Шевченко как образ непокоренного кавказского народа.

В поэтическом языке используются слова с противоположным лексическим значением - антонимы. В художественном произведении антонимы применяются при противопоставлении автором одного явления другому или в случае необходимости раскрыть внутреннюю противоречивость определенного явления.

Словарь

Екзотизми - слова, передающие характерные названия реалий из жизни Других народов и не имеют точных соответствий в языке, в которой применяются.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Период «трех лет» - годы формирования художественной системы зрелого Шевченко. Его художественную систему характеризует органическое сочетание реалистического и романтического начал, в котором доминирующей тенденцией становится стремление объективно отражать действительность во всей сложности ее противоречий.

 

В поэме Т. Шевченко «Гайдамаки» имеются такие антонімічні пары: «Есть единое сердце, сердечко девичье, что плачет, смеется, и мре, и панаса...»

В поэтическом языке отдельных произведений случаются и екзотизми.

Екзотизми используются с целью создание необычной, экзотической атмосферы, для изображения этнографических особенностей местности, о которой идет речь в художественном произведении. Например: «Чурек и сакля - все твое...» (Т. Шевченко, «Кавказ»).

В современном литературоведении принято различать простые (обычные) и метафорические эпитеты. Простые эпитеты используются в прямом значении и не имеют элемента переноса, например: «Ревет и стонет Днепр широкий...» (Т. Шевченко «Причинная»).

1844 г. вышло второе издание «Кобзаря». Все эти произведения относятся к раннему периоду творчества Шевченко, когда он осознавал себя как «мужицкий поэт и поэт-патриот.

Новый период творчества Шевченко охватывает 1843-1847 гг. (до ареста) и связан с двумя его поездками на Украину. По названию сборника автографов «Три лета» (которая включает поэзии 1843-1845 гг.) эти годы жизни и творчества поэта назван периодом «трех лет». К этому же периода фактически принадлежат и произведения, написанные в течение 1846-1847 гг. (до ареста).

В эти и последующие годы поэт пишет и реалистичные произведения («Сова», «Наймичка», «И мертвым, и живым...»), и произведения, в которых реалистическое начало по-разному сочетается с романтическим («Сон», «Еретик»), и произведения сугубо романтические («Большой погреб», «Разрытая могила», исторические поэзии периода ссылки). Такое сосуществование романтизма и реализма в творчестве зрелого Шевченко является индивидуальной особенностью его творческого метода. Художественный метод Шевченко - целостный и одновременно «открытый», то есть поэт сознательно обращался к различным формам художественного обобщения и различных выразительных средств.

На Украине Шевченко написал два поэтические произведения на русском языке поэму «Тризна» (опубликована в 1844 г. журнале «Маяк» под названием «Бесталанный» и в том же году вышла отдельным изданием) и стихотворение «Разрытая могила». И, вернувшись в Петербург в конце февраля 1844 p., он под впечатлением увиденного на Украине пишет ряд произведений (в частности, поэму «Сон»), которые окончательно определили дальнейший его путь как поэта.

Весной 1846 г. в Киеве Шевченко знакомится с М. Костомаровым, М. Гулаком, М. Савичем, В. Марковичем и другими членами тайного Кирилло-Мефодиевского общества (основано в декабре 1845 г. - январе

1846 г.) и вступает в эту организацию. Его произведения периода «трех лет» имели бесспорное влияние на программные документы общества. В марте 1847 г. общество было разгромлено. Начались аресты. Шевченко арестовали 5 апреля 1847 p., а 17-го привезли в Петербург и на время следствия посадили в каземате III отделения.

Революционные произведения из отобранного при аресте альбома «Три лета» стали главным доказательством антигосударственной деятельности Шевченко (его принадлежность к Кирилло-Мефодиевского общества не была доказана).

В годы ссылки Шевченко, как и раньше, работает в разных поэтических жанрах. Он пишет социально-бытовые поэмы («Княжна», «Марина», «Москалева криниця», «Если бы тебе пришлось...», «Петрусь» и др.), исторические поэмы и стихи («Монах», «Иржавец», «Заступила черная туча», «В неділеньку в святую» и др.), стихи и поэмы сатирического содержания («П. С.», «Цари»), хотя в эти годы сознательно сдерживает свой темперамент политического сатирика.

И главный достояние его творчества 1847-1850 гг. - лирика. Лирика и личного плана, и ролевая, в которой видное место занимают стихи в народнопісенному духе. По идейно-художественными качествами и значению в литературном процессе лирика Шевченко этого периода - этап не только в его творческом развитии, а и в украинской поэзии вообще. Реалистичным психологизмом, воспроизведением «диалектики души», естественностью поэтического высказывания она опережала литературную сутки и создавала почву для дальнейшего подъема украинской поэзии в конце XIX ст. (И. Франко, Леся Украинка).

Значение «рабской» поэзии Шевченко в истории украинской литературы обусловлено также тем, что в 1847-1850 гг., после разгрома Кирилло-Мефодиевского общества, художественное слово на Восточной Украине почти смолкло.

К активной поэтического творчества Шевченко вернулся не сразу: в 1858 г. в Петербурге написал только два стихотворения, 1859 г. - 11 и большую поэму «Мария», а в 1860 г. - 32. Еще в 1858 г. начал ходатайствовать о разрешении на печатание произведений (после возвращения из ссылки отдельные его поэзии появляются в российских журналах без подписи автора).

Надеялся издать собрание сочинений в двух томах, где второй том включил бы произведения, написанные после ареста в 1847 p., однако добился разрешения цензуры только на переиздание давних своих стихотворений. В январе 1860 г. под названием «Кобзарь» вышел сборник, состояла из 17 написанных к ссылке стихов.

Того же году вышел «Кобзарь» Т. Шевченко в переводе русских поэтов.

в 1859 г. в Лейпциге издано (без участия поэта) сборник «Новые стихотворения Пушкина и Шевченко», где впервые напечатано шесть нелегальных стихотворений Шевченко, в частности «Кавказ» и «Завещание». Издание «Кобзаря» 1860 г. было воспринято передовой общественностью как выдающееся литературно-общественное событие общероссийского значения.

Ссылка подорвала здоровье Шевченко. В начале 1861 г. он тяжело заболел и 10 марта умер.

Трудно переоценить также роль Шевченковского наследия в развитии не только эстетической, но и социальной и национального сознания украинского народа.

Шевченко, имя которого стоит в одном ряду с именами Пушкина, Лермонтова, Байрона, Мицкевича, поднял украинский литературу до уровня самых развитых литератур мира. Шевченко завершил процесс ее формирования, начатый еще его предшественниками (Котляревский, Квитка- Основьяненко, поэты-романтики и др.), осуществив ее синтез с живым народным языком и обогатив выразительные возможности украинского художественного слова. Романтики утвердили в украинской литературе новые жанры: балладу, историческую и лиро-эпическую поэму, думу и медитацию, трагедию и драму, гражданскую и интимную лирику. Они расширили проблематику литературы, дали толчок развитию художественной фантазии и условных средств, выступили на защиту творческой личности и всего народа. Украинский романтизм выдвинул гениального Тараса Шевченко. Заслуга романтизма - в открытии народной поэзии Украины, ее прошлого. Украинский романтизм сыграл огромную роль в исследовании национальной истории, в совершенствовании стиховых форм, особенно - в поэзии Т. Шевченко. Но важнейшей чертой и заслугой украинского романтизма является, по мнению Д. Чижевского, то, что он сознательно поставил себе задачу «создать «полную литературу», которая могла бы удовлетворить духовные потребности всех кругов и слоев украинского общества».

Словарь

Метафора (сравнение) - замена одного образа другим, что является сходным до первого. В поэме «Тополь»: «кругом поле, как море», девушка «день и ночь воркует, как голубка без голубя».

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Творчество Шевченко стала новым этапом в развитии эстетического мышления украинского народа. Она определила на десятилетия вперед дальнейшее продвижение украинской литературы (не только поэзии, но и прозы И драматургии), ускорила украинский литературный процесс.

 

Большое влияние оказало творчество Шевченко на литературы славянских народов (болгарского, чешского, польского и др.), что был отчетливо заметным уже во второй половине XIX ст. Шевченкова поэзия стала этапом и в развитии украинского литературного языка.

«Назар Стодоля». Казак Назар Стодоля и дочь сотника Хомы Кичатого Галя любят друг друга. Однако сотник задумал выдать дочь не за казака-серого, а за полковника-богача. В этом ему способствует ключница Стеша, а влюбленным помогает собрат Назара, Гнат Карый. После долгой и упорной борьбы сотник вынужден дать согласие на брак дочери-одиночки с казаком.

Центральный герой драмы запорожец Назар - смелый человек, который умеет постоять за свое достоинство. «Я тот, - говорит он, - кто и самому гетману не даст себя на посмех». Удача Назара поэтическая, страстная.

Верный друг Назар, Игнат Карый - сдержан, но более энергичный и отчаянный. Его рвение устойчивее Назарового. За собрата Игнат готов на смерть.

Галя - жизнерадостная, простодушная девушка, благородная душой и чистая сердцем. Беспечна и доверчива, она скорее сердцем, чем умом, поняла, что через родителей намерении выдать ее замуж за полковника может стать несчастливой. Галя хочет воли в чувствах и действиях. Богатство и сытую жизнь не привлекают девушку. Честность, непосредственность и справедливость - ведущие черты характера Гали.

Эгоистичным собственником, бесчестным господином встает из драмы Хома Кичатый. Этому богачу все мало имений, поэтому он готов отдать дочь за нелюбимого - чигиринского полковника. Тогда и слава, и почет, и червонцы к себе гарбай: все твое», - вот мечты этого алчного старшины.

Кичатый - человек морально ничтожна. Когда имеет власть над Серегой, он жестоко издевается над казаком, когда же ситуация меняется в пользу Назара - падает перед ним на колени, убивается, плачет.

Стеша - тип хитрой, користолюбної посредницы. За добрый гостинец ключница помогает влюбленным соединиться, но сразу же и выдает их сотнику, поскольку рассчитывает выйти за него замуж.

«Гайдамаки». Среди действующих лиц запоминаются Ярема, его возлюбленная Оксана, руководители восстания Гонта и Зализняк, тытарь, Оксанин отец, гайдамаки, корчмарь Лейба. Первые четыре образы - главные, они наиболее обстоятельно описаны. Корчмарь, конфедераты, кобзарь, монахиня из Лебединского монастыря - второстепенные. Есть в поэме эпизодические образы: тытарь, подросток-гайдамака, ксендз, дети Гонты. Итак, принцип группировки образов - национально-социальный.

Центральный образ поэмы - восставший народ, собственно, образ восставшей Украины, образ свободы и духовной мощи народа. Уже в первом вступлении Шевченко говорит, что некогда могучие государства, например Вавилон, ушли в небытие, а народ остался, потому что не полководцы, цари и султаны, а трудящиеся определяют направления истории. О том, что Великий Кобзарь считал народ решающей силой общественной жизни, свидетельствует и то, что когда в первых разделах поэмы на первом плане Ярема, то в последующих он отходит на второй план, его место занимает «общество сіряках», то есть самые низкие и самые многочисленные слои народа. Именно они наряду с запорожцами были главной силой в рядах повстанцев. Правда, между «сіромою» и казацкой старшиной существуют определенные противоречие: старшина - это «господа», они принимают участие в Колиивщине, чтобы отстоять свои интересы, но в этот тревожный для Украины время «бедный, богатый соединились». Этот национально-освободительное движение было всенародным:

...осталися

Дети и собаки -

Женщины даже с рогачами

Пошли в гайдамаки.

Зазвонили во все колокола

По всей Украине...

(«...В ночь на Маковея,

Как святили ножи»)

В «Гайдамаках» отражено рыцарскую победу украинцев, безудержный лет национально-освободительного движения в защите порабощенных крестьян против произвола шляхты и корчмарей; автор показал также силу и трудолюбие нашего народа, его свободолюбие и нравственную красоту; в поэме изображен верность и предательство, сильные и слабые стороны крестьянского движения.

«Екатерина». Композиция поэмы предельно поняла: вступзвернення к девушкам, любовный эпизод и рождения нешлюбного сына (завязка сюжета), изгнание поруганной из дома, ее скитания на чужбине и случайная встреча с Иваном (кульминация поэмы). Развязка сюжета - самоубийство героини. Особенностью сюжета поэмы является подбор чрезвычайно острых, крайне драматических ситуаций (иногда условных), благодаря чему сжато и в то же время глубоко раскрываются характеры героев. Большую роль в «Екатерине» играют лирические отступления. Сопровождая эпическую, часто драматическое повествование, отступления проявляют оценки автора, его личное отношение к изображаемых явлений и поступкам.

Трагедия незаконнонародженої ребенка приковывает внимание читателя к злободневных общественных вопросов, заставляет задуматься над ними.