Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА

Гребенка Евгений Павлович (1812-1848)

 

Есть. П. Гребенка родился 2 февраля 1812 г. в семье мелкого помещика на хуторе Убежище вблизи Пирятина на Полтавщине.

Начальное образование получил дома Гребенка от частных учителей, впоследствии учился в Нежинской гимназии высших наук (1825-1831); здесь началась его литературная деятельность. Значительное влияние на формирование Гребенки как будущего писателя имела его активное участие в литературной жизни гимназической молодежи. В литературном кружке живо обсуждались литературные новости, произведения Радищева, Пушкина, Рылеева, первые попытки пера гимназистов, что помещались в рукописных альманахах. Один из них выходил с участием Гребенки, в каждом еженедельном номере которого, по свидетельству современников, появлялись его произведения, «преимущественно сатирические». Впоследствии он стал основным сотрудником рукописного журнала «Аматузія».

После окончания гимназии и кратковременной службы в резервах 8-го Малороссийского казачьего полка Гребенка возвращается в родной хутор Убежище на Полтавщине и периодически занимается литературным трудом (в это время появляются в печати его отдельные басни, отрывки из перевода «Полтавы» Пушкина).

В 1834 г. Гребенка переезжает к Петербурга, где завязывает широкие знакомства с литераторами и деятелями российской культуры, в частности Пушкиным, Крыловым, Тургеневым, Брюлловым, посещает литературные салоны и устраивает литературные вечера у себя дома. Вместе с тем он добивается благосклонности М. Греча, графа Хвостова и других высокопоставленных человек, благодаря которым занимает неплохие должности на гражданской службе, печатается в столичных журналах.

В Петербурге Гребенка разворачивает оживленную литературную деятельность, систематически выступает со своими произведениями на страницах «Современника», «Отечественных записок», «Литературной газеты», «Утренней зари» и др.

С конца 1830-х гг. Гребенка выступает как неутомимый организатор украинских литературных сил. Так, при его участии в в 1841 г. выходит альманах «Ласточка», на страницах которого были опубликованы произведения Шевченко, Котляревского, Квитки-Основьяненко, Боровиковского, Забилы и других авторов, подборка украинских народных песен и поговорок. Здесь же было помещены два напівбелетристичних очерки Гребенки - предисловие «Так себе к земляков» и послесловие «До свидания».

Самым заметным произведением молодого Гребенки, над которым он начал работать еще в Нежине, есть перевод на украинский языке «Полтавы» Пушкина (Петербург, 1836). Свой перевод Гребенка назвал «свободным»; это проявилось, в частности, во многих отклонениях от оригинала, введении новых сцен, некоторых подробностей, в трактовке отдельных образов и т.д.

Гребешки принадлежит также несколько украинских лирических стихов, возникших на почве народного творчества («Лодка», 1833), «Украинская мелодия», «Заквітчалася девушка...», «Маруся» и др.).

ЗАПОМНИ

Выдающееся место в художественном доработку Гребенки украинском языке занимают басни. Славу ему как баснописцу принесли «Малороссийские поговорки», вышли отдельными изданиями в Петербурге в 1834 и 1836 гг.

СЛОВАРЬ

Романс - небольшой вокальный или инструментальное произведение лирического содержания для одного исполнителя.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Если произведения Гребенки 1830-х - начале 1840-х гг. имели целом романтический характер, то ряд Других повестей и рассказов этого и более позднего времени отмечается реалистичной направленностью.

 

Байки Гребенки органически связаны с народными поговорками и пословицами, не случайно он называет свои произведения поговорками, построенными по принципу развертывания и конкретизации фольклорных пословиц (в основе басни «Верша и Болото» - мотив народной пословицы: «Насмеялась верша из болота, уж и сама в болоте»; поучения басни «Школьник Денис» взято с пословица: «Паны дерутся, а у холопов чубы трещат» и др.).

В отдельных баснях поэт творчески использовал традиционные мотивы, проработаны еще античными авторами и их многими последователями. Например, в основу «Могилиних семей» возложена чотирирядкову притчу «Гора-роженица» Федра.

Мотивы произведений И. Крылова своеобразно, на другом жизненном материале, другими художественными средствами обработаны в таких байках Гребенки, как «Рыбалка» («Крестьяне и Река»), «Медвежий суд» («Крестьянин и Овца»), «Грешник» («Троєженець») и др.

Кроме традиционных персонажей, олицетворяющих человеческие качества, в басне, как правило, есть еще одно действующее лицо - рассказчик - тлумач смысла басни, ее нравственного вывода («Медвежий суд», «Рыбак», «Чертополох и Коноплиночка» и др.). Много басен Гребенки построено в форме монологов («Пшеница», «Маковка», «Школьник Денис»). Отдельные басни украинского поэта - это сплошные диалоги, напоминающие небольшие пьесы (например, «Ячмень»), однако и в них присутствие автора-рассказчика, точнее, его отношение к изображаемому, выявляется довольно отчетливо.

Поэтическое наследие Гребенки на русском языке значительно шире по объему и тематике, чем украиноязычный. Его русские стихи преимущественно романтические («Печаль», «Скала»); широкой популярностью пользовались в свое время романс Гребенки «Черные очи» («Очи черные, очи страстные...»), стихотворение «Почтальон», «Песня» («Молода еще девица я была...») и др.

Перепевами украинских народных песен были поэзии «Казак на чужбине», «Кукушка», «Не калина ль в темном лесе...» и др.

Историческом прошлом Украины посвящены стихи «Курган», «Нежинозеро», «Украинский бард» и поэма «Богдан» (1843), написанные на основе народных преданий.

Популярность Гребешки как прозаику принесла сборник «Рассказы пирятинца» (1837) и другие ранние произведения, написанные преимущественно в романтическом духе с фольклорными мотивами - украинскими народными легендами, сказками, преданиями.

С украинской тематикой связаны также повесть «Нежинский полковник Золотаренко» (1842) (в основу повести положены исторические события, происходившие сразу после воссоединения Украины с Россией) и роман «Чайковский» (1843), что является одним из значительных достижений Гребенки-прозаика.

1840 г. - повесть «Кулик», написанная в духе эстетики натуральной школы.

1841 г. - «Записки студента», написанные в форме дневника и посвященные теме «маленького человека» (эта же тема поднимается в романе «Доктор»).

1847 г. - напечатана одна из последних повестей Гребенки - «Приключения синей ассигнации».

В этот период появились также повести «Лука Прохорович», «Верное лекарство», «Сила Кондратьев» (напечатана в «Современнике»), несколько физиологических очерков: «Петербургская сторона», «Провинциал в столице», «Хвастун».

ЗАПОМНИ

Основные произведения: «Думы мои, думы мои», «Перебендя», «Катерина», «Тополя», «Думка», «К Основьяненко», «Иван Подкова», «Тарасова ночь», «Гайдамаки», «На вечную память Котляревскому», «Причинна», «Сова», «Наймичка», «И мертвым, и живым...», «Монах», «Иржавец», «Заступила черная туча», «В неділеньку в святую», «Сон».

ЗАПОМНИ

Выход сборника Шевченко «Кобзарь» - это событие огромного значения не только в истории украинской литературы, а и в истории самосознания украинского народа. Хотя «Кобзарь» содержал всего восемь произведений («Думы мои, думы мои», «Перебендя», «Катерина», «Тополя», «Думка», «К Основьяненко», «Иван Подкова», «Тарасова ночь»), они показали, что в украинскую литературу пришел поэт большого дарования.