ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА
Гребенка Евгений
Павлович (1812-1848)
Есть. П. Гребенка родился 2 февраля
1812 г. в семье мелкого помещика на хуторе Убежище вблизи Пирятина на
Полтавщине.
Начальное образование получил дома Гребенка
от частных учителей, впоследствии учился в Нежинской гимназии высших наук
(1825-1831); здесь началась его литературная деятельность. Значительное влияние на
формирование Гребенки как будущего писателя имела его активное участие в
литературной жизни гимназической молодежи. В литературном кружке живо
обсуждались литературные новости, произведения Радищева, Пушкина, Рылеева, первые
попытки пера гимназистов, что помещались в рукописных альманахах. Один из них
выходил с участием Гребенки, в каждом еженедельном номере которого, по свидетельству
современников, появлялись его произведения, «преимущественно сатирические». Впоследствии он стал
основным сотрудником рукописного журнала «Аматузія».
После окончания гимназии и
кратковременной службы в резервах 8-го Малороссийского казачьего полка Гребенка
возвращается в родной хутор Убежище на Полтавщине и периодически занимается
литературным трудом (в это время появляются в печати его отдельные басни, отрывки из
перевода «Полтавы» Пушкина).
В 1834 г. Гребенка переезжает к
Петербурга, где завязывает широкие знакомства с литераторами и деятелями российской
культуры, в частности Пушкиным, Крыловым, Тургеневым, Брюлловым, посещает
литературные салоны и устраивает литературные вечера у себя дома. Вместе с тем он
добивается благосклонности М. Греча, графа Хвостова и других высокопоставленных
человек, благодаря которым занимает неплохие должности на гражданской службе, печатается в
столичных журналах.
В Петербурге Гребенка разворачивает
оживленную литературную деятельность, систематически выступает со своими произведениями на
страницах «Современника», «Отечественных
записок», «Литературной газеты», «Утренней зари» и др.
С конца 1830-х гг. Гребенка выступает
как неутомимый организатор украинских литературных сил. Так, при его участии в
в 1841 г. выходит альманах «Ласточка», на страницах которого были опубликованы
произведения Шевченко, Котляревского, Квитки-Основьяненко, Боровиковского, Забилы и
других авторов, подборка украинских народных песен и поговорок. Здесь же было
помещены два напівбелетристичних очерки Гребенки - предисловие «Так себе к
земляков» и послесловие «До свидания».
Самым заметным произведением молодого
Гребенки, над которым он начал работать еще в Нежине, есть перевод на украинский
языке «Полтавы» Пушкина (Петербург, 1836). Свой перевод Гребенка назвал
«свободным»; это проявилось, в частности, во многих отклонениях от оригинала,
введении новых сцен, некоторых подробностей, в трактовке отдельных образов и т.д.
Гребешки принадлежит также несколько
украинских лирических стихов, возникших на почве народного творчества («Лодка»,
1833), «Украинская мелодия», «Заквітчалася девушка...», «Маруся» и др.).
ЗАПОМНИ
Выдающееся место в художественном
доработку Гребенки украинском языке занимают басни. Славу ему как баснописцу
принесли «Малороссийские поговорки», вышли отдельными изданиями в Петербурге в
1834 и 1836 гг.
СЛОВАРЬ
Романс - небольшой вокальный или
инструментальное произведение лирического содержания для одного исполнителя.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Если произведения Гребенки 1830-х - начале
1840-х гг. имели целом романтический характер, то ряд Других повестей и
рассказов этого и более позднего времени отмечается реалистичной направленностью.
Байки Гребенки органически связаны с
народными поговорками и пословицами, не случайно он называет свои произведения
поговорками, построенными по принципу развертывания и конкретизации фольклорных
пословиц (в основе басни «Верша и Болото» - мотив народной пословицы: «Насмеялась
верша из болота, уж и сама в болоте»; поучения басни «Школьник Денис» взято с
пословица: «Паны дерутся, а у холопов чубы трещат» и др.).
В отдельных баснях поэт творчески использовал
традиционные мотивы, проработаны еще античными авторами и их многими последователями.
Например, в основу «Могилиних семей» возложена чотирирядкову притчу
«Гора-роженица» Федра.
Мотивы произведений И. Крылова своеобразно,
на другом жизненном материале, другими художественными средствами обработаны в таких
байках Гребенки, как «Рыбалка» («Крестьяне и Река»), «Медвежий суд» («Крестьянин и
Овца»), «Грешник» («Троєженець») и др.
Кроме традиционных персонажей, олицетворяющих
человеческие качества, в басне, как правило, есть еще одно действующее лицо - рассказчик - тлумач
смысла басни, ее нравственного вывода («Медвежий суд», «Рыбак», «Чертополох и
Коноплиночка» и др.). Много басен Гребенки построено в форме монологов
(«Пшеница», «Маковка», «Школьник Денис»). Отдельные басни украинского поэта - это
сплошные диалоги, напоминающие небольшие пьесы (например, «Ячмень»), однако и в
них присутствие автора-рассказчика, точнее, его отношение к изображаемому,
выявляется довольно отчетливо.
Поэтическое наследие Гребенки
на русском языке значительно шире по объему и тематике, чем украиноязычный. Его
русские стихи преимущественно романтические («Печаль», «Скала»); широкой популярностью
пользовались в свое время романс Гребенки «Черные очи» («Очи черные,
очи страстные...»), стихотворение «Почтальон», «Песня»
(«Молода еще девица я была...») и др.
Перепевами украинских народных
песен были поэзии «Казак на чужбине», «Кукушка», «Не калина ль в темном
лесе...» и др.
Историческом прошлом Украины посвящены
стихи «Курган», «Нежинозеро», «Украинский бард» и поэма «Богдан» (1843),
написанные на основе народных преданий.
Популярность Гребешки как прозаику
принесла сборник «Рассказы пирятинца» (1837) и другие ранние
произведения, написанные преимущественно в романтическом духе с фольклорными мотивами -
украинскими народными легендами, сказками, преданиями.
С украинской тематикой связаны
также повесть «Нежинский полковник Золотаренко» (1842) (в основу повести
положены исторические события, происходившие сразу после воссоединения Украины с
Россией) и роман «Чайковский» (1843), что является одним из значительных достижений
Гребенки-прозаика.
1840 г. - повесть «Кулик», написанная
в духе эстетики натуральной школы.
1841 г. - «Записки студента», написанные
в форме дневника и посвященные теме «маленького человека» (эта же тема поднимается в
романе «Доктор»).
1847 г. - напечатана одна из
последних повестей Гребенки - «Приключения синей ассигнации».
В этот период появились также повести
«Лука Прохорович», «Верное лекарство», «Сила Кондратьев» (напечатана в
«Современнике»), несколько физиологических очерков: «Петербургская сторона»,
«Провинциал в столице», «Хвастун».
ЗАПОМНИ
Основные произведения: «Думы мои, думы мои»,
«Перебендя», «Катерина», «Тополя», «Думка», «К Основьяненко», «Иван Подкова»,
«Тарасова ночь», «Гайдамаки», «На вечную память Котляревскому», «Причинна»,
«Сова», «Наймичка», «И мертвым, и живым...», «Монах», «Иржавец», «Заступила
черная туча», «В неділеньку в святую», «Сон».
ЗАПОМНИ
Выход сборника Шевченко «Кобзарь» - это
событие огромного значения не только в истории украинской литературы, а и
в истории
самосознания украинского народа. Хотя «Кобзарь» содержал всего восемь произведений
(«Думы мои, думы мои», «Перебендя», «Катерина», «Тополя», «Думка», «К
Основьяненко», «Иван Подкова», «Тарасова ночь»), они показали, что в
украинскую литературу пришел поэт большого дарования.