Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века
Леся Украинка (1871-1913 гг.)
Природа в драме-феерии «Лесная песня»
В «Лесной песне» изображены два мира - мир природы и ее существ и мир реальный, с фигурами обычных людей. Между миром природы и людьми существуют определенные противоречия.
Основной конфликт драмы подчинен главной идее произведения - борьбе за светлое, гармоничное, свободную жизнь, аа высокую мечту, за красоту и верность любви, осуждению рутины, тупости, серости.
В природе, рядом с свободными существами, действуют темные силы - силы тьмы и тихого болота. В конце концов все лучшее в человеке и в природе сочетается, чтобы защитить светлую мечту.
Уже в прологе пьесы извечный влечение к счастью, активное движущее начало в бездейственном животінні и успокоенности природы противопоставлены силам застоя.
«Тот, что плотины рвет» - символ весенней бурной воды, а «весенняя вода, как молодая воля». Он служит Океана, а не Водяной - «хозяину тихой воды, топи и застоя, который дружит с осенним дождиком». С первого действия начинается противостояние человека с природой. В лес приходят люди: Лесные силы им помогают, водяные пытаются вредить. Встречаются главные герои драмы - ребенок леса Мавка и сельский парень Лукаш - и влюбляются друг в друга. История любви Мавки и Лукаша составляет сюжет произведения.
Конфликт между любовью Нимфы и равнодушием Лукаша изображен во втором действии пьесы - позднего лета, когда в душе Лукаша вянет поэзия любви к Мавки. Он колеблется, потому что не в состоянии сделать выбор между вимріяним миром и обыденным.
Появляется Акулина - воплощение бездуховности и обывательской ограниченности. Она во всем противостоит Мавке - символа красоты и поэзии. Когда Лукаш изменяет поэтический Мавку и сватает будничную Акулину, охваченная отчаянием Мавка теряет интерес к жизни и добровольно соглашается покинуть этот мир и исчезнуть в подземелье темной потусторонней силы - «Того, что в скале сидит».
В третьем действии Лукаш становится зверем, оборотнем-оборотнем, но Мавка, которой неизвестные чувства мести, приходит на помощь любимому и возвращает ему человеческий облик. Тут саму Русалку Акулина превращает на Иву. И зря: любовь побеждает даже смерть, а чистый огонь сжигает все грязное, «никчемное, очищает человека, даря ей свободу». Драма заканчивается эпилогом - вспышкой весенней красоты, победным пением любви, улыбкой счастья среди зимнего сніговію.
В украинской драматургии нельзя назвать ни одного произведения, где бы природа играла такую огромную роль, как в «Лесной песне». В драме природа живет в символических образах, которые являются действующими лицами пьесы. Да и фон, на котором происходят события, - лес, озеро, каждое дерево живет своей жизнью, говорит, дышит, имеет свой характер и обычай.
Полесские пейзажи изображены реалистично, якобы с натуры. Это пейзажи реально существующего с. Нечимно-го на Ковельщине. Фантастические персонажи пьесы мало чем отличаются от людей, они могут быть даже привлекательными и добрыми. Встреча с Нимфой совсем не пугает Лукаша, потому что она «такая, как девушка».
Как-то весной пришел юноша к лесу и заиграл на свирели. К странной мелодии свирели не безразлична даже сама природа: «Из камышей слышно голос свирели, нежный, кудрявый, и как он развивается, так развивается все в лесу... На озере раскрылись белые лилии и зазолотіли цветки на кувшинке. Дикая рожа появляє нежные бутоны».
Прекрасно, «сладко» играет Лукаш, а природа вторит его мелодии. Ночью, когда «уснули» краски, природа, словно живое существо, начинает ходить по лесу». Когда Лукаш целует Русалку «долгим, нежным, дрожащим поцелуем», отзываются пением соловьи и все голоса весенней ночи.
Мавка безгранично счастлива, но в ее сердце зарождается предчувствие чего-то недоброго. Дальше природа меняется: «Озеро измельчали, камыши сухо шелестят скупым письмом».
Природа увядает. Исчезает полевая красота, вырваны цветы из пшеницы, почернел красный мак. С последними увядшими цветками исчезает и любовь Лукаша к Мавки. Проходит лето - проходит и любовь. Лукаш ухаживает за Акулины, пошел ее провожать, а Барин сидит и тихо плачет. И вместе с ней плачет и природа: начинает накрапывать мелкий дождик. Чем тоскливее на душе у Мавки, тем грустнее становится окружающий мир.
«Нимфа вновь похилилась, длинные черные косы упали до земли. Начинается ветер и гонит седые облака, а вместе с ними черные ключи птичьи, что улетают в теплые края»...
И еще не умерла надежда - «никакая тоска красоты побеждать не должна». Лес загорается осенней красотой перед зимним сном.
До тех пор, пока Лукаш не вернется к Мавки, природа не будет ярких красок. Вместо соловьиного пения теперь «стонут филины, хохочут совы, язвительно хававкають пущики».
Со сменой чувств Лукаша, который вновь любит Русалку, зимний пейзаж с сніговицею превращается в весеннее цветение.
Нигде Леся Украинка не окрашивает природу в какой-то нереальный, не свойственный ей цвет. Перелесник символизирует огонь, поэтому он в красной одежде, с буйно розвіяним волосами. Непосидющий «Тот, что плотины рвет» бывает в водах разных широт, поэтому одежда на нем переливается всеми возможными красками воды: «от мутно-желтой до светло-голубой, и поблескивает острыми злотистими искрами». Весной Мавка в светло-зеленой, цвета молодой листвы, платья, а Леший - в наряде цвета коры. На праздник осени одеваются они в золото и пурпур.
Природа в «Лесной песне» говорит на разные голоса. Даже ветер порывисто вздыхает», «тростник перешептывается с осокой», «кукуют кукушки, лящать соловьи» .
В драме-феерии ли не самыми главными являются взаимоотношения человека с природой. В пьесе водяные духи благосклонны, вероломные до человеческих существ и «вода не хранит следа». Лес - верный друг человечества, поэтому Леший и Мавка помогают людям. Но и человек должен знать и оберегать природу. Именно так ведет себя дядя Лев. Итак, красота и гармония в природе достигаются тогда, когда она родственна с человеком, который, в свою очередь, должно быть искренним и добрым к природе и ее созданиям. Нимфа превращается в иву, ива вспыхивает огнем, но не погибает, потому что природа вечно жива, бессмертна:
Легкий, рыхлый попілець
ляжет, вернувшись в родную землицу,
вкупе с водой там увеличит вербицю, -
станет началом тогда мой конец.
В «Лесной песне» поэтично изображены сказочные образы, созданные фантазией жителей Волынского Полесья: «Тот, что плотины рвет», Потерчата, Русалка, Водяной. Все они «живут своей жизнью, а их взаимоотношения похожи на человеческие». В первом действии пьесы появляются новые фольклорные образы - Леший, Мавка, Куць, Перелесник.
|
|