Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века

Леся Украинка (1871-1913 гг.)

«Лесная песня»

История написания

Драма-феерия «Лесная песня» является вершиной поэтического мастерства великой украинской поэтессы. В своем творчестве Леся Украинка нередко использовала темы из античной мифологии. Но особенно плодотворным оказалось ее обращение к вечному источнику вдохновения - фольклора родного края.

Замысел этого произведения, которое считается одной из жемчужин мировой поэзии, возник у поэтессы еще тогда, когда она впервые познакомилась х волшебной природой Волыни. Возможно, именно поэтому она работала над драмой-феерией лишь 10-12 дней.

В апреле 1911г., после лечения в Египте (Гелуан), Леся приехала в Киев. 2 июня уже была в Кутаиси, где служил ее муж Климентий Квитка. А 3 июля она уже начала работать над «Лесной песней». 25 июля на рабочем столе Леси уже лежал черновой вариант сочинения.

Вот как рассказывала об этом поэтесса в письме к сестре Ольге от 9 ноября 1911 г.: «Писала я ее очень недолго, 10-12 дней, и не писать никак не могла, потому что такой уже был непереложний настроение; но после нее я была больна и довольно долго «приходила в памяти». Дальше я принялась ее переписывать, никак не надеясь, что это займет намного больше времени, чем само писание, - вот только вчера закончила сю мрака, и теперь чего-то мне шея и плечи болят, как будто я мешки таскала...»

В письме к матери (В. П. Косач) от 2 января 1912 г. Леся сповіщалапро успех пьесы: «Успех «Лесной песни» среди вас считаю за большой триумф себе, тем более, что его не ожидала чего-то... А я таки сама «неравнодушна» к этой вещи, потому что она дала мне столько дорогих минут экстаза, как мало какая другая... Мне кажется, что я просто вспомнила наши леса и затосковала по ним. А то еще и издавна ту Мавку «в душе держала», еще с того времени, как ты в Жобориці мне что-то про мавок рассказывала, как мы шли каким-то лесом с маленькими, но очень обильными деревьями. Затем яв Колодяжном в лунную ночь бегала в одиночестве в лес (вы того никто не знали) и там ждала, чтобы мне привиделась Мавка. И над Нечимным она мне мріла, как мы там ночевали - помнишь? У дяди Льва Скулинського... Видно, уже надо было мне ее некогда написать, а теперь почему-то прийщов «удобное время» - я и сама не пойму почему. Зчарував меня сей образ на весь век».

В произведении показана борьба возвышенного и прекрасного, свободолюбивого и свободного, доброго и независимого против скудного и рабского, завистливого и ненавистного, злого и мещанского.

Влияние природы, народа, среди которого жил, был таким победоносным, что Леся Украинка использовала язык, песни, обряды и обычаи, культуру и быт, услышанные легенды, предания старых людей, интересовалась историей этого замечательного края.

Слово «песня» в названии пьесы, использованное автором, наверное, с той целью, чтобы подчеркнуть идею, положенную в основу произведения, что, как и само произведение, будут жить вечно. Она понимала, что песня и народ крепко связаны между собой, ибо нет народа без языка, без песни, и наоборот. Следовательно, пока будет жизнь на земле, до тех пор будет существовать и песня.

Чрезвычайно удачное название пьесы свидетельствует о том, что она была не случайной, а заранее обдуманным.

В драме-феерии изображено противоборство двух противоположных миров: первый - свободный, широкий, независимый, что к нему тянутся и человек, и природа; второй - рабский, завистливый, хищнический, для которого нет ничего святого, не существует веками устоявшихся традиций и обычаев. Именно до этого злого мира принадлежит Лукашева мать и его жена Акулина.

«Лесная песня» не только драма-поэма. Это драма-песня, нежная, как голос флейты, песня полесского задумчивого леса, трогательная, глубокая и мудрая. Пьеса волнует красотой мечты, словами-самоцветами, музыкой языка. Это художественное произведение можно назвать удачным Лесиним словом - чудо.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

В 1882 г. семья Косачей переезжает из Луцка до села Колодяжного под Ковелем. Еще из Луцка возила мать будущей поэтессы, Елена Пчилка, своих детей в деревню Чекни Луцкого уезда, где и они услышали и увидели, как выполняются в народе веснушки.

«До самой усадьбы Косачей подступало лесное урочищеКо-ничівщина со старыми ветвистыми дубами и густым орешником, - вспоминает подруга детских лет Леси Украинки Варвара Дмитрук с Колодяжного. - Мало кто из сельской детворы отваживался ходить туда в одиночестве, потому что старшие пугали нас лесовиком, ведьмами и другой нечистой силой, якобы там водилась. Знала об этом и Леся, однако не обращала внимания. Ранней весной приносила оттуда ландыш, хохлатка, а позже водила и нас собирать землянику и другие лесные ягоды».

Следовательно, не может быть никакого сомнения, что именно Нечимне стало колыбелью «Лесной песни».