Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века

Леся Украинка (1871-1913 гг.)

Образы драмы-феерии «Лесная песня»

Образы драмы-феерии «Лесная песня» можно рассматривать по двум классификациям:

1) образы фантастических существ и образы людей;

2) положительные и отрицательные образы.

Первая классификация значительно проще для понимания, потому что среди человеческих персонажей в произведении лишь Лукаш, его мать, дядя Лев и Акулина с детьми, все остальные персонажи являются фантастическими.

Обращаясь ко второй классификации, необходимо учитывать и то, что негативными чертами наделены в произведении как мифологические существа, так и люди: Акулина и мать олицетворяют зло, дядя Лев - добро и человеческую порядочность.

Фантастические существа делятся на отрицательных и положительных не по народной мифологии (в мифологии нимфы (нявки) являются опасными для людей, потому что возводят из мира, несут гибель), а за поступками. Поэтому Мавка, Леший, Русалка Полевая, Перелесник - положительные образы, а Куць, Потерчата, Нищету и другие - негативные.

Противоречивым для Восприятия является образ Лукаша.

Лукаш относится к положительных образов лишь тогда, когда он влюблен в Русалку, ведь именно тогда он добрый, поэтичный, с чистыми помыслами. Потеряв любовь к Мавки, Лукаш теряет человеческий облик и является олицетворением зла, но любовь Нимфы пробуждает в нем человеческое существо - и этот образ снова переходит в разряд положительных.



Мавка

Всю силу поэтического чутья вложила Леся Украинка в бездушную лесную существо - Мавку, и произошло чудо: Нимфа ожила. Недаром дядя Лев говорит:

Надо только слово знать,

то и лісовичку может уступить

душа такая самая, как наша.



Вот какой представляла себе Мавку Леся Украинка: «Из-за ствола старой расщепленной ивы півусохлої выходит Нимфа, в светло-зеленой одежде с распущенными черными, с зеленым отливом, волосами, расправляет руки и проводит ладонью по глазам».

По мнению А. Потебни, Мавки - это души некрещеных детей. В русском фольклоре Мавка - это душа девушки, умершей до крещения.

Самое удачное толкование этого слова находим в словаре Б. Гринченко: «Мавка - дитя женского пола, которое умирало некрещеным и превращалась в Русалку». В «Лесной песне» поэтесса называет Нимфа мифическое существо - лесную русалку.

Критики ставят этот образ в ряд любимых женских образов Леси Украинки - рядом с «забытой тенью» - Дантовою женой, Долорес, Иоганне, Изольдой Білорукою.

Впервые увидев Мавку, Лукаш удивлен ее красотой:

...Что же ты совсем такая,

как девушка... нет, скорее как панна,

потому и руки белые, и сама тоненькая.

И как-то так одетая не по-наськи...



Лукаш заметил, как необычно менялся цвет ее глаз.

В ту ночь, когда любовь расцвело, Мавка, «словно лесная царевна в звездном венке на темных косах».

Ради большой любви к Лукашу эта свободная лесная существо станет покорной служанкой в Лука-шевої матери. И обыденный наряд деревенской девушки, которое ее заставили надеть, никак не подходит к Мавчи-ной красоты - в нем она имеет нищий униженный вид.

А вот еще один пример: « Какая фигура... знеможена прихилилась к косяку, в ней едва можно познать Русалку».

Так с помощью портретной характеристики поэтесса раскрывает внутренний мир, переживания Нимфы. Словам «умирающая надежда» передано ее трагедию.

Благодаря образу Мавки поэтесса раскрывает главные проблемы, которые издавна волновали поэтов всех времен, - роли искусства, красоты, любви. Сама Мавка - это символ прекрасной мечты, поэзии и красоты. Романтический образ Мавки окруженный пламенным звездным ореолом. Это вогнисте сияние сопровождает ее на протяжении всей пьесы. В ночь любви Лукаш одевает Мавке на голову звездный венок, а его поцелуй кажется ей «звездой, что в сердце упала». ей хочется, чтобы глаза Лукаша «рассыпали огнем самоцветы». Влюблена до беспамятства, Мянка мечтает умереть от счастья, как «летучая звезда». А когда Лукаш предал ее, «все звезды погасли и в венке, и в сердце» Мавки. Даже из мертвого царства «Того, что в скале сидит» она вырвалась с помощью огня: «огнем подземным сожалению мой пылкий сорвал пещерный склеп».

Речь Нимфы - поэтична, полна лиризма. Необычность ее слов поражает и Лукаша: сначала он очарован ими, впоследствии, розлюбивши Мавку, упрекает ее за то, что она в будни «правит такое, словно на праздник фацію». Он не понимает романтического склада мыслей Нимфы, которая мыслит конкретными образами, порожденными ее окружением: «Ну, как же, чтобы воля - и пропала? - удивляется Мавка. - Это так когда-то и ветер пропадет». Или: «Мой сожалению спадает, словно мертвый лист».

Для лесной красавицы природа не мертвая, не мертвая: «Немого в лесу нет у нас ничего». Мавка понимает язык цветов, деревьев и даже объясняет любимому, о чем говорит дикая рожа с ясенем. Для Мавки все силы природы - живые существа, имеют свой характер и обычай.

Мавка - очень чувствительное существо («Цыц! Пусть говорит сердце...»). Мелодию свирели она понимает лучше, чем сам Лукаш:

Я тебя за то люблю больше всего, -

чего ты сам в себе не понимаешь,

хотя душа твоя о том поет

определенно-искренне голосом свирели...



Мавка до конца остается идеально чистой, искренней, незрадливою в любви. Она первая говорит Лукашу о своем чувстве, не стесняясь голосу сердца, потому что ее благородном удачи неизвестны какие-либо расчеты или компромиссы:

Или же это позор,

что имею сердце не скупое, что сокровищ

оно своих не кроет, только гойно

любимого обдарувало ними,

не дожидаясь вперед залога?



Леся Украинка воспевает истинную, чистую любовь как самое дорогое, что есть в мире. Некоторые критики считают, что Мавка не борется за свою любовь. Но это не так. Сразу поняв хищную натуру Акулины, она пытается открыть Лукашу на нее глаза, и он ее не послушал. Даже страшные душевные страдания не лишают ее чувства собственного достоинства. Мавка полюбила Лукаша навеки, ее любовь пленит нас красотой верности. Она не способна платить злом за зло. Предав свою любовь, Лукаш стал оборотнем, и тогда Нимфа вновь вернула ему человеческий облик. Утонченность чувств этого странного существа проявляется во всем: Мавка слышит, как поет весна, понимает мелодию свирели, знает, о чем скрипит ива.

Образ Мавки, существа фантастической, приобретает в «Лесной песне» реалистичных жизненных черт, становится воплощением всего доброго, хорошего, светлого, воплощением вимріяного счастье.



Лукаш

Светлыми теплыми тонами обрисовано в «Лесной песне» Лукаша и дяди Льва. Весной оба они появляются в лесу, чтобы построить дом и поселиться там навсегда. Имя Лукаш известно многим славянским языкам. По этимологическим словарем, в украинском языке оно заимствовано из польского, к которой, в свою очередь, пришло из латинского, и означает «свет», а первоначальное значение его имени - «родившийся при восходе солнца». В драме-феерии Лукаш - еще совсем молодой, красивый, чорнобривий, стройный парень. Нежный пение его свирели нарушил лесную тишуй наполнил лес светом и теплом. Услышав его мелодию, вся природа пробудилась, как будто взошло солнце.

В весеннем лесу Лукаш встретился с лесной красавицей Нимфой. Вспыхнуло первое любви молодых сердец, и от их счастье засверкало все вокруг.

Сначала Лукашеве любви было пылким и искренним: он восхищается красотой Нимфы, защищает ее от преследований Перелесника, бросается в ночь за светляками, чтобы украсить ими роскошные косы любимой. Но все это быстро проходит. Вслушайтесь в его слова - от пылкого восклицания: « Я зацілую тебя насмерть! » до обидного: « Какая страшная! Чего ты от меня хочешь?» Любовь Лукаща не выдерживает проверки обыденным, и он в конце концов соглашается на брак с моторным вдовой Акулиной, которую подыскала ему мать. Такая пассивность парня вполне соответствует хорошо знакомым Леси Украинцы обычаям полесского села, где за жениха все решали его родители.

Не имея волевого характера, Лукаш легко поддается влиянию обстоятельств. Он пытается оправдаться перед преданной им Нимфа:

Ты видишь... иметь все грызут за тебя!..

им невестки надо,

потому надо помощи - они старые.

Чужую все к работе заставлять

не выпадает... Служанка - не дочь...

И, правда, ты этого не понимаешь...



Самая большая беда Лукаша в том, что он сам не понимает, который имеет творческий дар - его игра на свирели никого не оставляет равнодушным.

С изменениями в поведении Лукаша меняется и его речь: с кроткой и поэтической она становится резкой, даже грубой: «Ай дай покой! Не имею времени», - бросает он засмученій Мавке, которую погубил.

Неотделима от образа Лукаша аллегорическая фигура его Судьбы. Эта фигура усиливает драматичность событий, она вызывает особый грусть, сожаление по утраченному большим счастьем, которому нет возврата. Словно мрак по роще, блуждает потерянная Судьба, шукаючи.стежки до прошлых дней, и те тропы уже замело снегом:

Судьба.

Ой когда я весной

здесь по гаю ходила,

по тропам на признаку

дивоцвіти сажала.

Ты стер дивоцвіти

без веса под ноги...

Везде терки-буераки,

и нет признаки, где искать дороги.



Пошла и исчезла в снегах Лукашева судьба, указав ему на ивовую ветку, что он ее бросил. Лукаш поднимает эту ветку-свирель и начинает играть. «Сначала игра печальная, как зимний ветер, как сожаление о чем-то потерянном и незабываемое, но быстро победное пение любовь покрывает тоску.» Под пение свирели расцветает весна. Так, мечту убить нельзя.

Судьба - это Лукашева совесть, которая вершит суд над его жизнью.



Дядя Лев

Особое место отводит Леся Украинка в своем произведении образа дяди Льва.

Этот персонаж поэтесса описала так: «Лев уже старый человек, почтенный и очень добрый с виду: по-полесском длинные волосы белыми волнами спускается на плечи из-под седой товстяної шапки-рогат-ки; одет Лев в полотняную одежду и в светло-седую, почти белую свиту; на ногах лапти, в руках кловня (малый ятірець), круг пояса на ремешке ножик, через плечо сплетенный из лыка кошель (торба) на широком ремне...»

Имя Лев происходит от греческого слова - имени собственного, которое возникло на основе общего названия «лев» (большой хищный зверь семейства кошачьих). В народе этого зверя называют царем зверей, обладателем леса, лесным царем. Лукашевого дяди все уважают, прислушиваются к его советам.

Жизненные принципы, которые определяют поведение дяди Льва, его личный опыт, бережное, по-настоящему хозяйское отношение к природе делают этот образ созвучным нашему времени. Через него Леся Украинка ставит важную для человечества проблему-защита окружающей среды; именно в нем воплощает одну из главных мыслей пьесы: человек должен быть мудрым и предупредительным в своих отношениях с природой, беречь все живое на земле.

Этот мудрый старый полищук с чистой душой и благородным сердцем стоит в стороне от мелких ссор и собственнического корыстолюбия.

Заступаясь за Мавку перед матерью Лукаша, дядя Лев говорит: «Да что ты знаешь? Вот покойник дед говорили: надо только слово знать, то и в лісовичку может уступить душа такая самая, как и наша».

Дядя Лев - типичный образ мудрого знахаря, который своим расчетливым поведением уравновешивает соотношение добрых и злых сил природы. Тайны его мудрости связанные со знанием самых распространенных народных оберегов:

Я, боже, знаю,

как с чем и круг чего обойтись:

где крест положить, где осину убить,

где просто трижды плюнуть да и только:

Посієм круг хижины мак-відюк,

терлич посадим возле порога, -

да и не приступит никакая сила...



По народным представлениям, крест оберегает от дьявола, но не от русалок, потому что они боятся терличу. Осиновый кол защищает от упырей, мак-відюк - от неупокоенных мертвецов и ведьм.

Дядя Лев всегда добрый, искренний, верный своему слову, он понимает красоту и силу леса, охраняет его до самой своей смерти. Зато и природа и все ее твари уважают дядю Льва, ибо он является живым примером гармонии во взаимоотношениях человека и природы. Дядя Лев выступает разумным властелином сил природы, который живет в согласии с ней. Эта фигура символизирует силу разума и доброты, неисчерпаемость источников народного творчества, потому что дядя Лев знает такие сказки, «что их никто не умеет».