Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ФРАНСУАЗА САГАН

Перевернув последнюю страницу лирического романа «Здравствуй, грусть» Ф. Саган

Первый роман Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» был встречен шквалом статей, выступлений, бурных споров. Автор - в то время 19-летняя студентка Сорбонны - сразу же превратилась в литературную звезду. Конечно, немалую роль сыграла здесь и реклама, умело использовала такой редкий случай, как написание произведения высокого художественного уровня в столь юном возрасте. Но еще сильнее потрясло читателей и критиков то, о чем осмелилась рассказать героиня романа Сесиль - девушка из добропорядочной буржуазной семьи, только что вышедшая из закрытого католического учебного заведения, где она получила среднее образование и должное нравственное воспитание. Откровенно, нисколько не смущаясь, она поведала о радостях физической любви, о том, как прекрасно быть молодой, здоровой, любить жизнь и наслаждаться ею в объятиях любовника (не жениха, не мужа, а именно любовника).

«Здравствуй, грусть» привлекает прежде всего искренностью тона, свежестью и остротой восприятия мира. Бурная радость жизни, что испытывает Сесиль, причудливо и вместе с тем органично сочетаются с каким-то глубокой печалью, с чувством острой неудовлетворенности. Ф. Саган подчеркивает драматический, подспудный мотив рассказа тем, что выносит в заголовок строка из лирического стихотворения Поля Элюара. Этот же стих она ставит эпиграфом к роману.

Состояние счастья достигается чисто импульсивным, бездумным существованием. Сесиль просто и искренне радуется южному солнцу, теплому морю, прекрасной природе. Она чувствует себя наподобие цикад, опьяненных зноем и лунным светом, и знает, что, когда кончится лето и они с отцом вернутся в Париж, она будет вести такой же легкий, ничем не обремененный образ жизни, нацеленный только на удовольствия, потому что так же легко и просто, ни о чем не задумываясь, живет ее отец. И вот такую совершенно безоблачную идиллию нарушает появление Анны Ларсен - подруги покойной матери Сесиль, приехавшей с явной целью женить на себе беспутного и легкомысленного вдовца, сделать из него покорного мужа, порядочного семьянина, что вполне могло удаться, если бы не противодействие со стороны Сесиль, которая ловкой интригой сумела расстроить намечающийся брак, что в конечном итоге приводит к гибели Анны.

Конфликт между Сесиль и Анной составляет ядро, главное содержание романа. Анна, за взглядом Сесиль, сковывает и унижает ее как личность, не дает ей свободно и импульсивно развиваться, за что и наказана. Чувственное наслаждение жизнью одержала победу над благоразумием, рассудительностью и рационализмом. Чувства победили разум. Но, с другой стороны, тот же конфликт постепенно приобретает совсем другой окрас. Все явственнее проступает в тексте романа понимание, что Сесиль защищает бездуховное, эгоистическое, по сути, пустое существование. Она отстаивает чисто функциональный подход к людям, при котором человек важен и ценен не сам по себе, не в силу своих личных качеств, а лишь как предмет удовольствия. Анна, наоборот, воплощает более высокую культуру чувств, более развитое духовное и нравственное начало. Если для Сесиль и ее отца любовь - всего лишь их собственные приятные ощущения от общения с партнерами, которые часто меняются, то для Анны - это постоянная нежность, предпочтения, потребность в ком-то. Сесиль отдает должное человеческим качествам Анны, увлекается ее культурой, ее достоинством, ее умением владеть собой. Она бы даже полюбила эту женщину, не оказались и на ее пути к удовольствиям.

Но наконец путь свободен, препятствие устранено, а вместо радости Сесиль вдруг остро ощутила совершенно незнакомое ей чувство и назвала его «грустью». Вся эта история с Анной, ее гибель вызвали сильное нравственное потрясение в душе героини. Она ясно осознала цинизм, аморальность того веселой жизни, что они с отцом ведут и, очевидно, будут продолжать. Однако мир старых, традиционных нравственных ценностей, который отстаивала Анна, представляется Сесиль и всему ее поколению утратившим привлекательность, безнадежно устарел. Оказывается, что нет ничего ценного, ради чего стоит жить, трудиться, гореть и вдохновляться. Сесиль чувствует это настолько остро, что ей кажется, будто она заглянула в бездну, в пустоту - и содрогнулась от ужаса. Роман «Здравствуй, грусть» был в своем роде зірницею, сигналом тревоги, вызванным нравственным неблагополучием и торжество аморальности в обществе.