11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ФРАНСУАЗА САГАН
Перевернув последнюю страницу лирического романа «Здравствуй, грусть» Ф. Саган
Первый роман Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» был встречен шквалом статей, выступлений, бурных споров. Автор - в то время 19-летняя студентка Сорбонны - сразу же превратилась в литературную звезду. Конечно, немалую роль сыграла здесь и реклама, умело использовала такой редкий случай, как написание произведения высокого художественного уровня в столь юном возрасте. Но еще сильнее потрясло читателей и критиков то, о чем осмелилась рассказать героиня романа Сесиль - девушка из добропорядочной буржуазной семьи, только что вышедшая из закрытого католического учебного заведения, где она получила среднее образование и должное нравственное воспитание. Откровенно, нисколько не смущаясь, она поведала о радостях физической любви, о том, как прекрасно быть молодой, здоровой, любить жизнь и наслаждаться ею в объятиях любовника (не жениха, не мужа, а именно любовника).
«Здравствуй, грусть» привлекает прежде всего искренностью тона, свежестью и остротой восприятия мира. Бурная радость жизни, что испытывает Сесиль, причудливо и вместе с тем органично сочетаются с каким-то глубокой печалью, с чувством острой неудовлетворенности. Ф. Саган подчеркивает драматический, подспудный мотив рассказа тем, что выносит в заголовок строка из лирического стихотворения Поля Элюара. Этот же стих она ставит эпиграфом к роману.
Состояние счастья достигается чисто импульсивным, бездумным существованием. Сесиль просто и искренне радуется южному солнцу, теплому морю, прекрасной природе. Она чувствует себя наподобие цикад, опьяненных зноем и лунным светом, и знает, что, когда кончится лето и они с отцом вернутся в Париж, она будет вести такой же легкий, ничем не обремененный образ жизни, нацеленный только на удовольствия, потому что так же легко и просто, ни о чем не задумываясь, живет ее отец. И вот такую совершенно безоблачную идиллию нарушает появление Анны Ларсен - подруги покойной матери Сесиль, приехавшей с явной целью женить на себе беспутного и легкомысленного вдовца, сделать из него покорного мужа, порядочного семьянина, что вполне могло удаться, если бы не противодействие со стороны Сесиль, которая ловкой интригой сумела расстроить намечающийся брак, что в конечном итоге приводит к гибели Анны.
Конфликт между Сесиль и Анной составляет ядро, главное содержание романа. Анна, за взглядом Сесиль, сковывает и унижает ее как личность, не дает ей свободно и импульсивно развиваться, за что и наказана. Чувственное наслаждение жизнью одержала победу над благоразумием, рассудительностью и рационализмом. Чувства победили разум. Но, с другой стороны, тот же конфликт постепенно приобретает совсем другой окрас. Все явственнее проступает в тексте романа понимание, что Сесиль защищает бездуховное, эгоистическое, по сути, пустое существование. Она отстаивает чисто функциональный подход к людям, при котором человек важен и ценен не сам по себе, не в силу своих личных качеств, а лишь как предмет удовольствия. Анна, наоборот, воплощает более высокую культуру чувств, более развитое духовное и нравственное начало. Если для Сесиль и ее отца любовь - всего лишь их собственные приятные ощущения от общения с партнерами, которые часто меняются, то для Анны - это постоянная нежность, предпочтения, потребность в ком-то. Сесиль отдает должное человеческим качествам Анны, увлекается ее культурой, ее достоинством, ее умением владеть собой. Она бы даже полюбила эту женщину, не оказались и на ее пути к удовольствиям.
Но наконец путь свободен, препятствие устранено, а вместо радости Сесиль вдруг остро ощутила совершенно незнакомое ей чувство и назвала его «грустью». Вся эта история с Анной, ее гибель вызвали сильное нравственное потрясение в душе героини. Она ясно осознала цинизм, аморальность того веселой жизни, что они с отцом ведут и, очевидно, будут продолжать. Однако мир старых, традиционных нравственных ценностей, который отстаивала Анна, представляется Сесиль и всему ее поколению утратившим привлекательность, безнадежно устарел. Оказывается, что нет ничего ценного, ради чего стоит жить, трудиться, гореть и вдохновляться. Сесиль чувствует это настолько остро, что ей кажется, будто она заглянула в бездну, в пустоту - и содрогнулась от ужаса. Роман «Здравствуй, грусть» был в своем роде зірницею, сигналом тревоги, вызванным нравственным неблагополучием и торжество аморальности в обществе.