11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЖОРЖ СИМЕНОН
Появление Мегре в произведениях Же. Сименона
Проходит несколько лет, накапливаются наблюдения, мысли, опыт. Более тесное общение с разными людьми, впечатления от путешествий вызывают у Сименона желание испытать свои силы не в создании надуманных мелодраматических романов, а в изображении реальных фактов.
В середине двадцатых годов во Франции были популярны английские детективные романы, однако и Сименон считал, что сыщик подойдет на роль героя, которого он искал: для него не существует запретных зон во всех кругах общества, он может появляться для ведения расследования в самых неожиданных местах, вызвать на допрос и очные ставки многих людей. Сименон также учитывал, что читатель сразу заинтересуется романом, если в начале первого раздела обнаружит в нем тело убитого человека, смерть которой загадочная.
Знаменательным событием в судьбе писателя стала стоянка в Делфзейле. Сименон был вынужден задержаться в маленьком голландском порту и он, который при любых обстоятельствах не менял своей привычки писать две-три главы романа в день, отыскал здесь, у берега канала, старую баржу. Он поставил туда ящик для машинки, на другой сел сам, и этой старой баржи суждено было стать колыбелью, в которой родился Мегре. Через четыре дня был завершен роман «Питер-Латыш». В нем и выступил героем полицейский комиссар Жюль Мегрэ, который спокойно раскуривал трубку в самых сложных жизненных ситуациях. Так появились три сборника новелл Сименона: «Тринадцать тайн», «Тринадцать загадок» и «Тринадцать виноватых». Изображенные в них сыщики говорят, что к этому времени Сименон прекрасно ознакомился со многими героями английских детективных романов и создал своих сыщиков по их образцу. Большой успех этой серии рассказов приводит Сименона на мысль о создании цикла романов, героем которых станет комиссар Мегрэ.
Уже первые книги цикла «Мегрэ» выделялись среди большого количества современных детективов особенно художественной майстерностю, умением Сименона скупыми, но сочными мазками нарисовать и сделать зримыми обстановку, природные условия тех лет, когда разворачиваются события романа. Сименон сумел открыть почти не описаны до сих пор в литературе места, населенные беднотой, где находится квартира Мегре. Поведение Мегре обусловлена тем, что свою основную задачу он видит не в задержании преступника, а в том, чтобы предотвратить преступления, а если он состоялся, пытаться уменьшить его тяжкие последствия для окружающих людей. Ни Огюст Дюпен, ни Шерлок Холмс не стремились сократить дистанцию, отделяющую их от правонарушителя, а Мегрэ ищет путь к сознанию и сердцу виновного, доказывая ему, что продолжает видеть в нем человека, которому хочет помочь. Мрачный, ворчливый, неповоротливый, некрасивый, немногословный комиссар имеет чрезвычайную свойство внушать доверие. Мегрэ по-хорошему завидует тем, кто живет изо дня в день спокойной жизнью, одним, а не многими, как он. Комиссар не любит перемены мест, лучше всего чувствует себя в привычной обстановке, дома или в кабинете на набережной Орфевр, но в любое время суток не откажет тому, кто обратится к нему за помощью, даже если это не входит в круг его обязанностей. Комиссар признает себя морально ответственным за судьбу людей, с которыми его сводит жизнь. Он ясно представляет, какие последствия для его служебной карьеры и личного благосостояния могут иметь постоянные стычки с начальством, прокурорами, судьями, вышедшие, как правило, из обеспеченных семей, получивших высшее юридическое образование и бесконечно далекими от понимания условий жизни простых людей и причин, побудивших их нарушить закон. Своеобразие романов в том, что раскрывается в них не столько преступление, сколько трагическая судьба обычного, ничем не примечательного человека, страдающего от социальной несправедливости. За небольшим исключением, действующие лица в романах Же. Сименона - не профессиональные убийцы, а рядовые люди, к искалеченной судьбы которых автор привлекает внимание читателя. Трудная жизнь приводит героев к схватке с законом, и в отчаянии, не видя выхода, они оказывают непоправимое. Мелкие служащие и рантье, владельцы жалких лавочек, консьержки и полицейские инспекторы живут в привычной им среде, особенности которого подмеченные зорким и наблюдательным автором.
В романе цикла «Мегрэ» Сименон нарисовал безрадостное настоящее и бесперспективное будущее, которое ожидает в современном буржуазном обществе многих молодых людей - выходцев из социальных низов и мелкой буржуазии или принадлежащих к эмигрантских кругов.