Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века
Леся Украинка (1871-1913 гг.)
Творчество
В историю украинской литературы Леся Украинка вошла прежде всего как поэтесса мужества и борьбы. Тематически богатое ее лирику несколько условно (с внимания на взаимосвязь мотивов) можно разделить на личное, пейзажную и гражданскую. Главные темы его ранних лирических стихов: красота природы, любовь к родному краю, личные переживания, назначение поэта и роль поэтического слова, социальные и общественные мотивы.
В его первых произведениях заметны влияния Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Михаила Старицкого, Генриха Гейне, но и в них видны отчетливые влияния Ольги Петровны и Михаила Драгомадова (псевдоним - Украинец) на выбор ее мотивов.
Поэзия Леси Украинки характеризуется тем, что в лирический ряд она вносит элемент повествования, и такое изложение материала дает преимущество автору в выражении замысла: появляется багатопланованість, разное видение объекта изображения усиливает главную идею. Этим достигается не свойственная лирическому рода письма эпичность, широта, объемность. Стихи цикла в совокупности воспроизводят будто подвижную панораму, значительно более широкую сюжетную картину, чем это может постигнуть один только лирическое произведение.
В творчестве каждого писателя важно определить два главных аспекта: содержание и характер написанного и место и роль его в истории литературы. Для анализа творчества Леси Украинки это особенно существенно, потому что за идейно-художественным содержанием и значением для истории ее поэзия занимает особое место.
Мир поэзии Леси Украинки разнообразно-богатый, ярко индивидуальный, эмоционально-піднесений. ее талант лирика наиболее полно раскрылся в гражданской поэзии.
Рассматривая жанры общественно-политической лирики в контексте сознания эпохи, убеждаемся, что образная мысль поэтессы органично связана с реальной жизнью, с важнейшими событиями того времени. Тема революционной борьбы, любовь к родному краю, размышления о будущем народа, задачи и обязанности художника определили главный пафос творчества писательницы, а вместе с тем и мир художественных образов. Именно поэтому обоюдоострые мечи и молнии', вогнисті песни и звон оков, громы,весенней бури и борцы-прометеїсти появляются в творчестве Леси Украинки как эстетическая необходимость. Несомненно, что богатая, удивительная личность Леси Украинки отражается в мире поэзии.
Поэзия Леси Украинки обогатила новыми качествами национальную литературу: обостренное внимание к идеологическим проблемам, интеллектуализм, усиление психологического содержания.
Творчество великой поэтессы богата и разнообразна, но ведущим мотивом лирики гениальной поэтессы следует считать патриотизм..В дебютной сборнике стихов «На крыльях песен», изданной во Львове, автор пишет:
К тебе, Украина, наша бездольная мать,
Струна моя первая отзовется.
И будет струна торжественно и тихо звучать,
И песня от сердца польется.
Свое слово и талант поэтесса отдала на служение родному краю. Мысль о нем ни на минуту не покидала Лесю Украинку:
И все-таки к тебе мысль несется,
Мой загублен, несчастный края!
Нежная, алесильнадухом, спонена прометеївським огнем любви к людям, Леся задумывается над болезненными проблемами своего времени; обращается к музе, чтобы та посоветовала, «как жить несчастливым»; ищет путей, путеводной звезды, которая бы вывела ее народ к свободе:
Как помочь в безмірнім человеческом горе?
Как новый мир из старого построить?
Леся Украинка глубоко верила в национальное освобождение родного края, в свержение самодержавного строя. В стихах «Мой путь», «Когда устану я жизнью ежедневным...» писательница мечтает о «братство, равенство, свободу пригожий», картины нового, свободного изображает жизнь с помощью абстрактных понятий-образов - «золотых звезд», «искры любви братской», «власти светлой».
Особое внимание следует обратить на весенние пейзажи в произведениях поэтессы. Они символизируют духовные силы человека, его мечты, надежды, обновления, счастья. Также весна ассоциируется с началом Лесиного литературного пути:
На путь я вышла ранней весной
И тихое пение несмелый спела...
Великая поэтесса Леся Украинка всю жизнь и все свое творчество посвятил родному краю. Где бы она не была, нигде не могла забыть боль уярмленої Украины. Она мечтала о счастливой судьбе Родины. Как кредо молодой поэтессы прозвучало стихотворение «Contra spem spero» (1890г.):
Я на гору крутую крем'яную
Буду камень тяжелый підіймать
И, неся вес ту страшную,
Буду песню веселую петь.
Так! Я буду сквозь слезы смеяться,
Среди бедствия петь песни, -
Без надежды таки надеяться,
Буду жить! Прочь думы грустные!
Эту поэзию характеризует античное понимание доблести женщины-воина.
И эти строки пишет физически слабая и болезненная женщина, которую болезнь гнала по миру! И сердце ее жило на родине: «И все-таки к тебе мысль несется, мой загублен, несчастный края...» Из переживаний и боли рождается мужественная, заклична гражданская поэзия» что будила людей к борьбе и труду во имя народа.
Мотив свободы набирает в ней достаточно разнообразных красок: от нескорення традиционному пониманию империи до индивидуального выбора, что означает открытие истины и служение ей. Измена идеалам отождествляется с трагедией, с поступком Медеи. Такие же основные мотивы поэзии
«К товарищам», «Товарищу на память», «Грешница», «Slavus - Sclavus», «Fiat пох», «Эпилог» и много других.
Элемент эпоса, свойственный многим лирическим стихотворениям Украинки, позже нашел воплощение в балладах, легендах, поэмах, написанных на сюжеты мировой культуры («Самсон», «Роберт Брюс, король шотландский», «Вила-посестра», «Одно слово» и др.) и раскрытии роли поэта в борьбе («Давняя сказка», «Саул», «Орфеєве чудо»).
Во второй половине 90-х pp. Леся Украинка обращается к драматургии. Первая его драма «Голубая роза» (1896) из жизни украинской интеллигенции распространяет тематику тогдашней украинской драмы, до тех пор показывала преимущественно жизни крестьянства.
Далее Леся Украинка, широко используя темы и Образы мировой литературы, развила новый жанр - драматическую поэму.
Особое место в ее творчестве занимают драматические поэмы на темы вавилонского плена при аналогии плена Украины в Российской империи («На руинах», «Вавилонский плен», «В дома работы, в стране неволи»). Символический смысл этих поэм поэтесса раскрыла в поэзии «И ты когда-то боролась, как Израиль, Украина моя», где можно найти такие строки: «долго еще, Господи, долго Ли мы будем блуждать и искать родного края на своей земле?». Составляют своеобразный ключ к пониманию образа неволи. Персонажи произведений - это люди, которые забыли свои корни. Духовная слепота становится определенным лейтмотивом творчества Леси Украинки.
Угодництво и пассивность общества корит поэтесса в драматической поэме «В катакомбах» (1905 г.).
Мотив высшего призвания художника, который ярко проявляется уже в цикле стихов «Семь струн» в стихотворении «Fa» (Фантазіє, ты волшебная сила) в данной драме приобретают особое обострение.
К выдающимся произведениям Леси Украинки принадлежат драмы «Каменный хозяин» и «Лесная песня». «Лесная песня» (1911 г.) - вершина творчества Леси Украинки. В ней показано конфликт между высоким идеалом и прозаичной мелочной обыденным. Главная героиня драмы-феерии Мавка - не только поэтический образ сказочного существа, но и философское обобщение всего прекрасного, вечно живого. Цикличность натуры противопоставляется человеческой жизни. И то собственно натура побеждает, безразлична к трагедиям.
Отдельное место в литературном наследии Леси Украинки имеет художественная проза. Первые рассказы из сельской жизни («Такова ее судьба», «Святой вечер», «Весенние песни») содержанием и языком связаны с народными песнями. В жанре сказки написаны «Три жемчужины», «Четыре сказки зеленого шума», «Лелія», «Беда научит», «Бабочка». Острым драматизмом отличаются повести «Увы» и «Приязнь». Осталась не законченной предсмертная повесть Украинки «Екбаль Ганем», в которой она хотела обрисовать психологию арабской женщины.
|
|