11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РЭЙ БРЭДБЕРИ
«Если тебе дадут лінійований бумагу, пиши поперек»
(по роману Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»)
... Персонажи Г. Брэдбери - одиночки,
бросающиеся в безнадежную схватку,
стремясь не столько победить, сколько
утверждать свое человеческое достоинство.
А. Мейер
Любовь к человеку, ненависть ко всему ему враждебному - к тому, что мешает человеку быть достойным этого гордого звания, - такова движущая сила творчества Р. Бредбери. Эта нераздельная «любовь-ненависть» помогла ему создать, возможно, самый сильный из бесконечного множества написанных в нашем веке романов-предупреждений - «451° по Фаренгейту», книгу, принесшую автору всемирную известность.
С ужасом взглянул окружающий мир, что окружает писателя, на отблески пламени от книг, которые горят, порожденные зловещими пожарниками. Брэдбери перенес действие своего романа в те времена, когда книги стали сжигать за то, что они заставляют людей думать. Профессия главного героя романа Гая Монтега - пожарный, но пожарный, вооруженный не брандспойтом с водой, а огнеметом с керосином. Он не тушит, а разжигает пожары. Действительно, так случалось не раз: то, что призвано спасать людей, помогать им, делать жизнь лучше, внезапно оборачивается против них, начинает давить, давить, угрожать, наконец, убивать. Нечто подобное происходит сейчас с западной культурой, что переходит - порой неуловимо - в контркультуру, в масскульт, в кич, в нечто такое, что с подлинной культурой ничего общего не имеет, хотя зачастую продолжает убираться в бывшей одежду. Ведь и пожарные из романа уверены, что смысл их профессии всегда заключается в том, чтобы по сигналу пожарной тревоги мчаться и сжигать крамольные томики вместе с домами, а то и владельцами.
Изображенное Брэдбери общество не только убивает книги и людей, так сказать, физически. Оно прежде всего убивает души... Сколько их таких, как Милдред, существ с людиноподібною оболочкой, из которой, однако, витрушене общечеловеческое. Когда остатки души, проблески совести просыпаются, Милдред, даже четко не осознавая, что она делает, пытается покончить с собой, а ее подруги, такие же несчастные жертвы масскульта, плачут, услышав несколько стихотворных строк. Но это порыв на миг - в них процесс духовного распада зашел слишком далеко. Они, по сути, мертвы.
А разве осталось что-нибудь человеческое в банде подростков на автомашинах, которые хохочут и, увидев одинокого прохожего, сразу решают: «Собьем его!» Они развлекаются. Так, как учили их «педагоги», которые сжигают книги...
Но Брэдбери не был бы прогрессивным писателем, если бы ограничился только предупреждениями и сценами, которые пугают. Во всех его произведениях всегда присутствуют герои, которые выступают против. Замечательные антиконформістські слова Хуана Рамоса Хименеса: «Если тебе дадут лінійований бумагу, пиши поперек», ставшие эпиграфом к роману, можно поставить эпиграфом идо всего творчества американского фантаста. Не только в сердце главного героя «451° по Фаренгейту», но и читателя острой болью отзовется эпизод с женщиной, что сама подожгла себя вместе с библиотекой. Недаром в романе цитируются слова сожженного заживо инквизицией еретика шестнадцатого века: «Мы зажжем сегодня в Англии такую свечу, что, я верю, им не погасить никогда».
Поперек пишет и юная Кларісса, что роз'ятрила душу Монтега, девушка, которую интересует не то, как делается что-нибудь, а для чего и почему. Вот уже и потомственный пожарный Монтег прячет за пазуху томики, что напівобгорілі, как верующий - святыни, которые погибают. А когда Монтег бежит из города, его встречают бродяги у костров - интеллигенты, писатели, учителя. Каждый из них выучил наизусть какой-нибудь большой произведение прошлого. Они верят, что наступит время, когда все сокровища человеческой мысли, которые злые силы так старательно пытались испепелить, снова возродятся, сохраненные этой живой библиотекой.
Общество, сжигающее книги, не может, не имеет морального права на существование, и автор приговаривает его к высшей мере. С ревом проносятся атомные бомбардировщики, и пламя, что все поглощает, еще более жестокое, чем то, которое уничтожало книги, слизывает с лица Земли мрачный город. Огненной смертью казнит Монтег брандмейстера Битти, циничного идеолога общества сожженных книг. Чтобы оправдать свой взгляд на будущее, писатель говорит о потенциальных угрозах, подстерегающих нас.
В романе «451° по Фаренгейту» я нашла много мрачных, которые потрясают душу, картин, но странно: закрыла его без особой тоски, наоборот, в нем есть что-то светлое, даже солнечное, напоминающее улыбку рыжего, вихрястого, веснянкуватого мальчишки. Это произошло потому, что сквозь строки пробивается оптимизм автора, его вера в конечное торжество разума, в то, что все созданные человеком чудеса и диковины будут переданы дальше - от поколения к поколению, и так без конца. Своим романом Брэдбери убеждает нас в том, что человечество сможет справиться с любыми трудностями, что оно не только выживет, но и сможет стать счастливым. И так хочется в это верить!