Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

РЭЙ БРЭДБЕРИ

Философский характер фантастики Р. Брэдбери

Творчество Рея Брэдбери - одно из крайних проявлений американской культуры современности, этого сложного конгломерата, в котором причудливо и противоречиво перемешались мятежники с мракобесами, провозвестники добра с апологетами насилия, талант с пошлостью.

Брэдбери - выдающийся мастер слова, признанный стилист, тонкий психолог, проникновенный лирик, но лучше всего его можно назвать мудрым сказочником, который соединил в себе проницательность старейшины, знающего цену людским словам и делам, с восторженным взглядом ребенка, впервые увидела нежную и яркую красоту рассвета.

Рэй Брэдбери - автор многих книг, сумевший превратить в подлинное искусство фантастику, ту самую фантастику, которая некоторыми и до сих пор признается литературой второго сорта, что не заслуживает серьезного отношения. Возможно уступит таким гигантам, как Хемингуей, Стейнбек, Фолкнер в основательности и глубине исследования западного общества, но в чем то он и прозорливее их, потому что осмеливается заглянуть за горизонт, чтобы попытаться рассмотреть, куда же уходят рельсы сегодняшнего социального развития.

Книги Г. Брэдбери воплотили в себе огромный комплекс идей, мыслей, настроений, тревог и радостей современной Америки. Этому охвату может позавидовать найуважніший наблюдатель общественной морали, хотя действие его рассказов чаще происходит вовсе не в сегодняшних Штатах, а в более-менее отдаленном будущем, либо вообще за тридевять земель от родной планеты. Фантастика о будущем, утверждает Г. Брэдбери, помогает «жить в современном. Ведь будущее рождается из настоящего. Будущее создается нами и сейчас. Каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его».

В новейшей физике существует понятие «пространство - время» как единое целое; так и в творчестве настоящего писателя любовь неразрывно связана с ненавистью. Любовь к человеку, ненависть ко всему враждебному - к тому, что мешает человеку быть достойным этого гордого звания, - такова движущая пружина творчества Брэдбери. Эта нераздельная «любовь-ненависть» помогла ему создать, может быть, самый сильный из бесконечного множества написанных в нашем веке «романов-предупреждений» - «451° по Фаренгейту», книгу, принесшую автору всемирную известность.

Мир, что окружает писателя, с ужасом посмотрел на отблески пламени от горящих книг, подожженных зловещими пожарниками Брэдбери, который перенес действие своего романа в те времена, когда книги стали сжигать за то, что они заставляют людей думать. Профессия главного героя романа Гая Монтега - пожарный, но пожарник, который вооружен не брандспойтом с водой, а огнеметом с керосином. Он не тушит, а разжигает пожары. Этот трагический парадокс надо воспринимать шире его конкретных рамок, очерченных в романе. Так случалось не раз: то, что должно спасать людей, помогать им, делать жизнь лучше, внезапно оборачивается против них, начинает давить, давить, угрожать, наконец, убивать. Охотничье оружие пробивает грудь самого охотника, химик изобретает ОР, атомная энергия вспыхивает смертельным радиоактивным грибом, рядом с космическим кораблем летит стратегическая ракета. Нечто подобное происходит сейчас с западной культурой, которая переходит - порой неуловимо - в контркультуру, в масскульт, в кич, то есть в нечто такое, что с подлинной культурой ничего общего не имеет, хотя зачастую продолжает убираться в бывшей одежду. Ведь и пожарные из романа уверены, что смысл их профессии всегда заключался в том, чтобы по сигналу пожарной тревоги мчаться и сжигать крамольные томики вместе с домами, а то и владельцами.

Однако общество, изображенное Брэдбери, не только убивает книги и людей, так сказать, физически. Оно прежде всего убивает души. И неизвестно еще, что страшнее - костры из книг или телестіни с «родственниками», которые захватили в плен жену Монтега Міддред. Сколько их таких, как Міддред, существ с людиноподібною оболочкой, из которой витрушене все человеческое. Когда остатки души, проблески совести просыпаются, Милдред, даже четко не осознавая, что она делает, пытается покончить с собой, а ее подруги, такие же несчастные жертвы масскульта, плачут, услышав несколько стихотворных строк. Но это порыв на миг - в них процесс духовного распада зашел слишком далеко. Они, по сути, мертвы.

А разве осталось что-нибудь человеческое в банде подростков на автомашинах, которые хохочут, и, увидев одинокого прохожего, сразу решают: «Собьем его!» Они развлекаются так, как учили их «педагоги», которые сжигают книги.

Книга для Брэдбери - это не просто предмет, вещь, переплетенные листы с напечатанными на них значками. Для него книга - это волшебный символ, который принял осязаемую форму, сгусток мудрости, человечности, доброты, стремления к счастью - словом, всего того, что делает человека человеком. Ведь это и есть главная тема всего творчества писателя.

«Фантастика, - как-то сказал Брэдбери, - это наша реальность, доведенная до абсурда». Общество, в котором живет Брэдбери, сегодня не сжигает книг, наоборот, полки книжных магазинов в США забиты всевозможной литературой. В том числе и прекрасными классическими произведениями, но однако статистика бесстрастно свидетельствует: огромное количество американцев вообще не читают книг, зато 95% семей более четверти свободного времени проводят, вглядываясь в мерцающий телеэкран. Но из тех, кто читает, в свою очередь, большинство интересуется совсем не Диккенсом или Хемингуэем...