Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

БОРИС ПАСТЕРНАК

Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Библия сама по себе много значила для Б. Л. Пастернака. В «Охранной грамоте» он писал: «Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записной тетрадь человечества, и что таково все вековечное».

Поэтому библейские мотивы в его творчестве интересны. В романе «Доктор Живаго» воплощены как нравственные стороны евангельского учения, как у Достоевского, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству. «Смерти не будет», - так звучит один из авторских вариантов названия будущего романа. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе идею бессмертия. Без этого она не может жить. Юрий Живаго считает, что бессмертие будет достигнуто человеком, если она станет «свободной от себя», тогда, когда она примет на себя боль времени, примет все страдания человечества как свои.

И важно то, что главный герой - не только врач, но и поэт. Сборник его стихов является результатом, итогом жизни. Это жизнь после смерти Юрия Живаго. В этом - бессмертие человеческого духа.

Еще одна тема, которая волнует Пастернака так же, как и Достоевского. Это тема духовного возрождения личности. Она явно вплетена в сложный романный ансамбль. Первые строчки книги (похороны матери Юрия, заметільна ночь после погребения, переживания ребенка) - смысловой зачин этой темы. Позднее Юрию Андреевичу представляется, что он пишет поэму «Смятение» о те дни, которые прошли между смертью Христа и его воскресением, о том пространстве и времени, когда шла борьба между воскресительною потенцией жизни и «черной земной бурей»: «И две рифмованные строчки преследовали его: «Рады коснуться / И надо проснуться».

Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И - надо проснуться! Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть».

А главный герой романа воскресение понимает так:

«...Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили». Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа человека, ее бессмертие: «В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедших в состав будущего».

Интересна в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для Пастернака важна тема сострадательной тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Сима Тунцова в романе думает: «...Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог становится человеком, чтобы сделать Адама Богом». Героям Пастернака свойственна любовь к ближнему. В «Охранной грамоте» автор писал, что «будущее человека есть любовь». И о главного героя романа говорится так: «...Всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о близких и семью». Есть еще один герой - Микуліцин, который, как и герои Достоевского, живет любовью к ближним. Это о нем сказано в романе: «...Он преступно добр, добр до крайности. Пошумит, покобениться и размякнет, рубашку с себя снимет, последней корочкой поделится».

В романе Пастернака можно выделить два уклады бытия: природное жизни людей (время) и сверхъестественное (вечность). Только в контексте вечности жизни человека и всего человечества имеет для писателя смысл. Все события романа, все персонажи все время проецируются на новозаветные легенды, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского - с дьяволом.

«Загадка жизни, загадка смерти» - над этой тайной бьется мысль автора «Доктора Живаго». И Пастернак разгадывает «загадку смерти» за жизнь в истории-вечности и в творчестве. Вот почему у гроба Живаго любящая его женщина чувствует веяние свободы и беззаботности».

Этого писателя всегда бесконечно трогало чудо жизни. Он никогда не терял чувство первоначальной красоты того, что нас непосредственно окружает. Этом Пастернак отдал свою жизнь, и это, собственно, его в нем держало. Но он никогда не отделял себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того существования, с которым он пришел в жизнь. Вот этим, собственно, нам и дорогой Пастернак. В этом залог если не вечной, то, во всяком случае, длительной жизни.