11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
БОРИС ПАСТЕРНАК
«Во всем мне хочется дойти до самой сути...» (о поэзии Б. Л. Пастернака)
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Б. Пастернак
С первых лет своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах, иногда не заботясь о том, чтобы они были понятны. Пафос молодого поэта - необузданное, бешеный восторг от жизни, его поражает хаос запахов, красок, звучаний и чувств.
Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе.
Книга стихов «Сестра моя - жизнь» создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Вместе с взломом устоев разрушались и основы литературного стиля, поэтому творчество раннего Б. Пастернака близка к новых течений в поэзии.
Из всех поэтов своего поколения он был самым образованным: владел четырьмя языками, был прекрасным пианистом.
Музыкальная образность есть во многих стихах поэта.
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
Когда срока диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И здесь кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Творчество зрелого Пастернака перестала быть необузданной, она подчиняется его творческой воле. Стихи становятся лаконичными и стройными, в них чувствуется сила и яркость.
Особое место в лирике поэта занимает природа, о которой он писал, как о событиях собственной жизни. Он бесконечно радуется всему: и відлигам, и мерам, и снегам и дождям:
Природа, мир, тайник вселенной.
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной.
В слезах от счастья отстою!
В стихотворении «Опять весна» он говорит о «очарование и чудо» пробужденного ручья.
Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей,
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.
Это она, это она,
Это ее чародейство и диво.
В стихах «Стога», «Пахота» нетрудно узнать пейзаж, который он ежедневно видел из окна своей комнаты: плакучие ивы, реку, а за ней - кладбище.
Для Бы. Пастернака главным является правда жизни, и ее мгновение, которое он запоминает.
В 50-е годы лейтмотивом нового цикла стихов становится самоотдача.
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
В стихотворении «Свадьба» он пишет:
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье.
Эти стихи перекликаются с ранним циклом стихов поэта «На ранних поездах», когда он оказался в вагоне, доверху наполненном «простыми людьми». Свое чувство к народу он назвал обожанием.
Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
Стиль позднего Пастернака - это особая ясность, выразительность, просветление. Но просветление не означает покой. В нем осталась прежняя ненасытность души, жажда понять и осмыслить непостижимые радости, противоречия и трагедии жизни.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.