11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
БОРИС ПАСТЕРНАК
Мои размышления над строкой Б. Л. Пастернака
В стихи я бы внес
дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Б. Пастернак
Всегда трудно говорить о какой-то отдельный стих в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще более сложно говорить о поэте, который собирался стать музыкантом. Находясь под влиянием музыки В. М. Скрябина, Борис Пастернак шесть лет серьезно занимался композицией. Но все же талант поэта в его душе одержал победу над музыкантом. Таким образом появился один из лучших поэтов России XX века, пред представитель поэзии «серебряного века», член футуристической группы «Центрифуга».
В начале нашего века, особенно в послереволюционный период, дежурными темами были строительство новой жизни, энтузиазм, любовь к партии, а Пастернак писал о лесе, траву, любовь, поэзию, чудо человеческого существования.
Это были «строчки с кровью» не только потому, что поэту пришлось дорого за них расплачиваться, но и потому, что каждый из них рождался в напряженном труде.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе,
В поиске пути,
В сердечной смуте.
Для поэта работа, поиски жизненных основ, попытки разобраться в себе и в людях - смысл жизни. Именно поэтому следующая строфа этого стихотворения углубляет образ: хочется понять сущность всего, дойти «до оснований, до корней, до сердцевины».
А вот дальше речь идет о сущности поэзии, о назначении ее, как понимал это поэт: схватывать «нить событий», открывать новое в жизни. Мне кажется, что все это поэт видит в «свойствах страсти, лишь она способна толкать человека на поиски прекрасного, неповторимого».
Те, кто общался с поэтом, отмечали его необычайную способность одухотворять все в окружающем мире. У него все взаимосвязано, неотделимо, звук и зрительный образ приобретают невероятной объемности.
Ты в ветре, веткой пробующем,
Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком
Года отечественной селекции ветвь!
Это другой стих, но как точно он передает тайну поэзии Пастернака. Вы спросите: в чем заключается этот секрет? По-моему, поэзия Пастернака, как и окружающий мир, живет своей жизнью. Именно об этом поэт говорит в конце стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути», сравнивая поэзию с музыкой Шопена:
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
За этой строфой мне слышится музыка Шопена, блестящая, легкая, взволнованная. Поэт, одаренный талантом и страстью к работе, и нас заставляет задуматься много над чем. И прежде всего вот о чем: неужели эти прозрачные и легкие строки,в которых нет, по-моему, никакой муки, - тоже «строчки с кровью»? А кажется, что написаны они на одном дыхании. Но все же финал стихотворения очень напряженный, и этим Пастернак, как мне кажется, пытается выразить неуверенность будущего, судьбы:
Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.