Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ

Мои размышления над строкой В. Я. Брюсова

Вокруг талантливые трусы

И обнаглевшая бездарь!..

И только вы, Валерий Брюсов,

Как некий равный государь...

И. Северянин

Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока «серебряного века». И сам он, как личность, резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубовидный, жесткий, с хитрецой, и очень волевой человек. Этот портрет возник у меня после чтения мемуаров о нем и разнообразных литературоведческих статей, где его имя так или иначе фигурировало. Его не любили, как О. Мандельштама, Вяч. Иванова, И. Северянина, К. Бальмонта. В нем, видимо, не было обаяния личности. Как, впрочем, нет очарования в городском пейзаже. Я уверена, что на любой, пусть самый красивый город никто не взглянет с таким умилением, как на сельский пейзаж. Брюсов - поэт города. Он чувствует себя в городе как рыба в воде. Он стоял во главе поэтов-символистов и их журнала «Вєси». В каждом номере помещал боевые и серьезные статьи.

Но при всей своей урбанистической натуре Брюсов изображал город трагическим пространством, где осуществляются темные и непристойные дела людей: убийства, разврат, революции и т. д.

Стихи Брюсова перекликались со стихами надурбаніста В. Маяковского. Брюсов писал:

Ах, не так ли Египты, Ассирии,

Римы, Франции, всяческий бред, -

То империей, то утлее, сырэе, -

Все в былом, в запруду, в запрет.

Так в великом крушеньи (давно ль оно?),..

Брюсов пытается предрекать падение и разрушение городов как порочного пространства, но у него это получается хуже, чем у Маяковского или, например, Блока.

За Брюсовым, как известно, всю жизнь волочился темный хвост разнообразных сплетен и слухов. Он появлялся в самых громких за своей славой ресторанах, имел романы с известными дамами. Во времена новых революционных преобразований в городе наступило довольно неуютное и тревожное жизни, нищета были везде. Но Брюсов относился к этому с присущим ему сарказмом. Недаром в свое время было написано:

Прекрасен в мощи грозной власти

Восточный царь Ассаргадон,

И океан народной страсти,

В щепы дробящий утлый челн.

В поэзии Брюсова город неотделим от его личности, и в трагедийности города прежде всего чувствуется трагедия самого автора, для которого нередко трагедии превращаются в фарс:

Вновь я хочу все изведать, что было,

Ужас, и скорбь, и любовь!..

Мне кажется, что отразить трагичный мир современного города Брюсову удалось наиболее полно в его знаменитом цикле стихотворений «В стенах»:

Словно нездешние тени,

Стены меня обступили.

Думы былых поколений!

В городе я как в могиле.

Здания - хищные звери

С сотней несытых утроб!

Страшны закрытые двери:

Каждая комната - гроб!

Или еще:

Мы дышим комнатною пылью,

Живем среди картин и книг...

Брюсова угнетало городская жизнь, как неестественное состояние человека, но это была его судьба. Он умер в одиночестве, среди этих безмолвных, холодных, ненавистных ему стен. Он предал свои идеалы, подчиняясь молоху большевизма. Но современные читатели благодарны этому человеку и поэту за то, что он своим творчеством создавал эпоху «серебряного века», эпоху блистательных достижений русской поэзии.