11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ
Мои размышления над строкой В. Я. Брюсова
Вокруг талантливые трусы
И обнаглевшая бездарь!..
И только вы, Валерий Брюсов,
Как некий равный государь...
И. Северянин
Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока «серебряного века». И сам он, как личность, резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубовидный, жесткий, с хитрецой, и очень волевой человек. Этот портрет возник у меня после чтения мемуаров о нем и разнообразных литературоведческих статей, где его имя так или иначе фигурировало. Его не любили, как О. Мандельштама, Вяч. Иванова, И. Северянина, К. Бальмонта. В нем, видимо, не было обаяния личности. Как, впрочем, нет очарования в городском пейзаже. Я уверена, что на любой, пусть самый красивый город никто не взглянет с таким умилением, как на сельский пейзаж. Брюсов - поэт города. Он чувствует себя в городе как рыба в воде. Он стоял во главе поэтов-символистов и их журнала «Вєси». В каждом номере помещал боевые и серьезные статьи.
Но при всей своей урбанистической натуре Брюсов изображал город трагическим пространством, где осуществляются темные и непристойные дела людей: убийства, разврат, революции и т. д.
Стихи Брюсова перекликались со стихами надурбаніста В. Маяковского. Брюсов писал:
Ах, не так ли Египты, Ассирии,
Римы, Франции, всяческий бред, -
То империей, то утлее, сырэе, -
Все в былом, в запруду, в запрет.
Так в великом крушеньи (давно ль оно?),..
Брюсов пытается предрекать падение и разрушение городов как порочного пространства, но у него это получается хуже, чем у Маяковского или, например, Блока.
За Брюсовым, как известно, всю жизнь волочился темный хвост разнообразных сплетен и слухов. Он появлялся в самых громких за своей славой ресторанах, имел романы с известными дамами. Во времена новых революционных преобразований в городе наступило довольно неуютное и тревожное жизни, нищета были везде. Но Брюсов относился к этому с присущим ему сарказмом. Недаром в свое время было написано:
Прекрасен в мощи грозной власти
Восточный царь Ассаргадон,
И океан народной страсти,
В щепы дробящий утлый челн.
В поэзии Брюсова город неотделим от его личности, и в трагедийности города прежде всего чувствуется трагедия самого автора, для которого нередко трагедии превращаются в фарс:
Вновь я хочу все изведать, что было,
Ужас, и скорбь, и любовь!..
Мне кажется, что отразить трагичный мир современного города Брюсову удалось наиболее полно в его знаменитом цикле стихотворений «В стенах»:
Словно нездешние тени,
Стены меня обступили.
Думы былых поколений!
В городе я как в могиле.
Здания - хищные звери
С сотней несытых утроб!
Страшны закрытые двери:
Каждая комната - гроб!
Или еще:
Мы дышим комнатною пылью,
Живем среди картин и книг...
Брюсова угнетало городская жизнь, как неестественное состояние человека, но это была его судьба. Он умер в одиночестве, среди этих безмолвных, холодных, ненавистных ему стен. Он предал свои идеалы, подчиняясь молоху большевизма. Но современные читатели благодарны этому человеку и поэту за то, что он своим творчеством создавал эпоху «серебряного века», эпоху блистательных достижений русской поэзии.