11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ
Мои размышления над строкой Н. С. Гумилева
Судьба, личность и творчество Николая Степановича Гумилева вызывают сейчас большой интерес. Это не удивительно, потому что его творчество полна смелости, новизны, остроты чувств, взволнованной мысли. Гумилев был необоснованно причислен к участникам контрреволюционного движения и расстрелян (ему было 35 лет). Этот выстрел в 1921 году прервал его творческий путь.
Свое первое стихотворение «Я в лес бежал из городов...» Гумилев опубликовал в журнале «Тифлиський листок» в 1902 году, то есть в 16 лет. В 1905 году появилась книга стихов «Путь конкистадоров».
«По выбору тем, по приемам творчества автор явно присоединяется к «новой школе» в поэзии. Но пока его стихи - только перепевы и подражания, далеко не всегда удачные», - писал В. Брюсов о первом сборнике Гумилева, которое было выпущено, когда он еще учился в гимназии. В какой-то степени Брюсов был прав. И все-таки, юношеские, «конкістадорські» стихи имели свое настроение.
Новый подход М. Гумилева к миру наблюдаем в таких строках:
Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман... но я молчу и жду,
И верю, я любовь свою найду...
Я конкистадор в панцире железном.
«Конкистадор» завоевывал не земли, не страны, а новую любовь, проникая в «тайны дивных снов», добывая звезды с «заснувшего небосклона». В его первом сборнике имеются следы символистской поэзии: «голубая высота», «вечное блаженство мечты», «чары красоты».
В 1908 г. выходит его вторая книга «Романтические цветы», в которой духовные запросы Гумилева нашли дальнейшее развитие. Здесь чувствуется стремление к сильных и прекрасных чувств: «Ты среди кровавого тумана к небесам прорезывала путь»; «...пред ним неслась, белее пены, Его великая любовь». Но теперь желаемое видится лишь в мечтах, видениях. Сборник волнует грустным авторским ощущением непрочности вы-соких порывов, призрачности счастья в обыденной жизни - и одновременно стремлением к прекрасному.
Большинство стихов Гумилева имеют спокойную интонацию. Но необычный стиль придает им внутренней напряженности. В своих стихах поэт «оживляет» легендарные мотивы, творит фантастические перетвореннг,
многие из которых автор почерпнул, путешествуя по Африке. В некоторых своих стихах поэт доносит общее трагическое состояние мира: «Пусть смерть приходит, я зову любую. Я с ней буду драться до конца»...
В сборнике «Жемчуга» Гумилев выражает свое уважение к деяниям таких незабываемых путешественников, как Кук, Лаперуз, да Гама. Небольшой цикл «Капитаны» рожден тем же стремлением к неизведанному, тем же преклонением перед подвигом:
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
С именами великих путешественников входит в цикл «Капитаны» поэзия великих открытий, несгибаемой силы духа всех, «кто дерзает, кто хочет, кто ищет».
В сборниках «Костер» и «Огненный стояк» автор прикасается к миру таинственного, непознанного. Ему близки образы звезд, неба, планет. При некоторой «космичности» действий все стихи выражали взгляды на вполне земные процессы. И все-таки вряд ли можно говорить о творчестве Гумилева как о поэзии ре-алістичну. Он сохранил романтическую исключительность, странность душевных процессов. Но именно таким бесконечно дорогое нам слово Мастера.