11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ
Маяковский-лирик
После похорон В. Маяковского Марина Цветаева напишет: «Боюсь, что, несмотря на народный похороны, на весь почет ему, весь плач по нем Москвы и России, Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского». Маяковский остался непостижимым. Предчувствие этого трагического отчуждения, непонимания самого глубокого и чистого, что было в нем, тревожило поэта еще за несколько лет до смерти:
Я хочу быть понят
моей страной.
А не буду понят,
что ж.
По родной стране
пройду стороной,
Как проходит
косой дождь.
Ранняя лирика Маяковского изобилует образами, взятыми поэтом окружающего мира. И как по-разному трактуются они в его произведениях!
Каждый штрих, каждая деталь, любое слово - все несет на себе отпечаток личности, настроения, чувства автора! Как неоднозначно, противоречиво воспринимает он все, о чем пишет! Например, нередко обращается поэт в лирических стихах к небесному своего друга - месяца. Он для него может быть и «рыжеволосой любовницей», и матерью его поэзии. Он наделяет его чертами женщины - ее теплотой, чуткостью, пониманием. Он обращается к нему со словами:
Ведь это ж дочь твоя -
моя песня...
Но вот настроение кроткой любви, какого-то неуловимого духовного единения с окружающим цветом заменяется неожиданным прозрением. Так же остро и сильно, как раньше любил, теперь чувствует поэт всю мерзость, скользкую и безвыходную враждебность этого мира. И месяц - тот самый месяц - видится поэту совсем другим:
...а за солнцами улиц
где-то ковыляла
никому не нужная дряблая луна.
Необходимый для каждой человеческой души этап личного, морального самоутверждения совпадает в Маяковского со временем его творческого становления. Отсюда и противоречивость, бескомпромиссность, которая свойственна его ранней лирике. Ощущение прилива творческих сил, готовность к работе, постоянному духовному беспокойства подводят Маяковского к пониманию его поэтического кредо: он должен дать язык без'язикій улице. Он должен отдать трактирам и площадям этот свой крик, рвущийся, непокорный, непрожуваний. Эта роль не может не быть святой для поэта. Он жаждет признания, он верит, что достоин его. И вновь ироничный, чуть насмешливый голос юности, живущий в нем, заставляет Маяковского не только мучиться и любить, обличать и восхищаться, но и просто шутить над собой:
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова - судороги, слипшиеся комом,
и побежит по небу с моими стихами
под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим
знакомым.
Но помимо личностных противоречий, существующих в самого поэта, углубляются и трагические противоречия эпохи, современником которой ему пришлось стать, времени, который характеризуется тем, что ломается мироощущение тысяч людей. Все это не может не отразиться на творчестве поэта, и в нем появляются ноты безверия, опустошенности, обмана, разочарования:
Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека!
Боль, одиночество, которое переживает поэт, он не может отделить от трагической судьбы своей родины, своего времени, своего поколения:
Ты! Нас-двое,
Ораненных, загнанных ланями,
Вздыбилось ржанье оседланных
смертью коней.
Дым из-за дома догонит нас длинными
дланями,
Мутью озлобил глаза догниваюших
в ливнях огней!
«Сестра моя!» - так обращается Маяковский к земле в стихотворении «От усталости».
В сознании поэта живут не только глобальные, эпохальные мысли. Как он способен чувствовать, сочувствовать, как способен наслаждаться земными человеческими радостями!
Через много лет, когда юный лирик с раненным сердцем станет бойцом в рабочий строй, когда почти все забудут о его ранней, настоящей поэзии, поэзии сердца и любви, поэзии, пройняту страдания и одиночества, поэзии колких рифм и строк, которые разлетаются, поэзию, которая обижает и бьет навідмах, нежную и певучую, лирический мотив снова появится у Маяковского.
Где выход из тупика, из непонимания, о котором писала Цветаева? Возможно, будущее постигнет поэта, поймет и примет его настоящим, открытым, искренним?
Грядущие люди!
Кто - вы?
Вот я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.