11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
БОРИС ОЛЕЙНИК
Основные мотивы лирики Б. Олейника
Борис Олийнык - поэт, что нашел свою тему и не боится раз возвращаться к ней, потому что глубина вопросов, которые он ставит, исключает быструю и однозначный ответ. Человеческое достоинство и честь, выбор, который мы делаем между правдой и кривдой, быстротечность человеческой жизни, память и ответственность - основные мотивы его поэзии.
Сын Полтавщины, Олейник не порывает связь с прекрасным краем, где «чернозем плодовитая, как женщина», он знает, как недвусмысленно написал в диптихе «Шевченко и народ», что
С народом загравать не надо.
Он хорошо видит из-под брови:
И что вы корчите из себя,
И кто есте вы.
Народ - высший суд поэта, в его природный ум, острый глаз верит Олейник, только перед ним отчитывается:
Народ не возьмешь на макуху.
Он зоддаля различит чин:
И кто есть сын его по духу,
И кто - по духу! - сукин сын.
Мотив верности своей земле и своему народу присутствует в поэзии Бориса Олейника то открыто, то вне текста, но он никогда не отступает от своих творческих принципов. Поэт знает, что можно поделиться всем и надо делиться по-братски, и есть нечто, что невозможно отдать:
По-братски мы делились с тобой
На длинной ниве жатвы и лихолетий
Глотком воды, окопом и судьбою, -
И только корень наш не поделит.
Человек без корня останется без своего почвы и не прорастет на чужом. Таким корнем является для Олейника память поколений, чистая струя, с которого он берет силу, энергию, творческий талант:
Освітлила мне память судьбу с пола до вершины.
Я в полный рост, как явор, в глубокой памяти стою.
Борис Олийнык в своем творчестве - идеалист. Но то новое поколение идеалистов, которые из исторических примеров знают, что лучшие принципы ничего не стоят, если не отстаивать их каждый день, не ожидая награды. Поэтому одобряет и прославляет тех, кто «шли на обиду с праведным мечом, нередко забывая кольчуги», то есть людей беззащитных перед неправедною силой, но несокрушимых и отчаянных защитников правды. Самым страшным для него является болото самоудовлетворения, намерение прожить жизнь якнайтихіше:
Рвешься в бой. А кому это нада?
Хочешь грома - сходи в кино.
Сильным средством является в этом стихотворении воспроизведения бесцветной, искаженной обывательской речи, языка людей без национальности, без корней, без памяти.
Сам Олейник владеет украинским языком, как кузнец молотом. Он кует то орудия труда, простые и вечные, то тонкие розы. В лирике более личного, интимного характера поэт часто обращается к фольклору, народной говоры, используя приемы устного народного творчества, в частности, параллелизм, повторы:
Говорили-балакали две ивы за селом.
Потом тихо проплакали две ивы за селом.
А о чем,
Аза чем говорили-балакали,
потом
тихо проплакали
Две ивы за селом?
Далее, как две ивы, говорят-плачут две вдовы, как «топольку гінкі» шепчутся девушки. О чем говорят - не знаем, поэт отвечает, что старость поймет лишь старость, а молодость - таки молодость.
Не увлекаясь собой, критически относясь к своим достижениям, Олейник продолжает работу, исследуя перегибы современной жизни. Все, что он создал, уже вошло в историю украинской литературы. Лучшие поэзии Олейника каждое поколение будет открывать заново.